Дело №3-54/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 08 октября 2010 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Савельевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Владимирской области о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия постановления губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с указанным выше заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела.
В обоснование своих требований указал, что постановлением губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181, опубликованным 10 марта 2010 года в газете «Владимирские ведомости» №57, внесены изменения в постановление главы администрации области от 12 апреля 1994 года №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский». Названный нормативный правовой акт, по мнению прокурора, принят с нарушением требований федерального законодательства, в том числе, пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», преамбулы, статей 1,2, части 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статей 1,2,12,14,18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», статьи 3, части 1 статьи 33, части 1 статьи 60 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Внесённые постановлением губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181 изменения носят нормативно-технический характер (режим охранной (буферной) зоны заказника, его границы, площадь заказника и площадь охранной зоны заказника, границы и номера кварталов, перечень землепользователей) и инструктивно-методический характер (разрешаемые и запретные мероприятия). Реализация этих изменений может привести к негативному воздействию на окружающую среду. Так пунктом 1.1 оспариваемого постановления из ранее установленной площади заказника 43 450 га фактически изымается и переводится 27 000 га в охранную (буферную) зону, в которой отсутствует прямой запрет на совершение действий, предусмотренных пунктом 4.1 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский» (приложение к постановлению), а именно на: перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, коммуникаций, трубопроводов, линий электропередач и иных линейных сооружений; добычу любых объектов животного мира; распашку земель в радиусе 100 метров от границ водных объектов; выпас скота в радиусе 200 метров от границ водных объектов; отведение территорий под коллективное садоводство или подсобное хозяйство; заготовку плодов, ягод, надземных или подземных частей растений в промышленных объёмах, а также на иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания, которые имеются в режиме функционирования заказника. Поскольку оспариваемое постановление содержит нормы технического и инструктивно-методического характера, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» его проект, по мнению прокурора, подлежал обязательной государственной экологической экспертизе, которая не проводилась. В основу решения о реорганизации государственного комплексного природного заказника «Клязьминско-Лухский» был положен лишь отчёт о научно-исследовательской работе по теме «Экологическое обоснование изменения границ Клязьминско-Лухского заказника в Вязниковском районе Владимирской области», утверждённый директором ООО «Окаэкос» 25 января 2010 года, из которого, в частности, нельзя сделать однозначного вывода о том, не приведёт ли реорганизация указанного заказника к сокращению численности русской выхухоли и других редких животных или ухудшению среды их обитания. Более того, прокурор указывает на то, что из названного отчёта следует, что именно предполагаемое ведение хозяйственной и иной деятельности, на прежней территории Клязьминско-Лухского заказника явилось основной причиной его реорганизации, в том числе изменения площади, границ, режима.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский», на территории охранной (буферной) зоны заказника расположено 7 памятников природы: озеро Б.Гаравы, озеро М.Гаравы, озеро Кщара, озеро Санхар, озеро Юхор, торфяное месторождение Симбирка, торфяное месторождение Лужковское. Таким образом, как указывает заявитель, на охранную зону заказника возложена задача по охране памятников природы, расположенных не на территории заказника, а на территории его охранной зоны. Фактически в результате реорганизации заказника его площадь существенно уменьшена, вместо большей части особо охраняемой природной территории установлена охранная (буферная) зона, при этом 7 названных памятников природы выведены за пределы территории заказника и, по сути, потеряли режим особой охраны.
Согласно пункта 1.6 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский» в редакции обжалуемого постановления заказник имеет площадь 16 450 га в границах согласно приложению к данному Положению, а также охранную (буферную) зону площадью 27 000 га. В предыдущей же редакции Положения заказник имел площадь 43 450 га, а также охранную зону, предназначенную для снижения негативного воздействия на экосистемы прилегающих к заказнику территорий, шириной 150 м. по внешнему периметру (за исключением пограничных с Ивановской областью участков) площадью 950 га. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, также подтверждает сокращение площади особо охраняемой территории заказника в связи с целями ведения на прежней части его территории хозяйственной деятельности. Принимая во внимание, что перечень запрещённых мероприятий для охранной (буферной) зоны значительно меньше, чем для самого заказника (ООПТ), внесённые изменения существенно снижают уровень охраны указанных территорий и находящихся на них объектов.
Кроме того, по мнению прокурора, обжалуемое постановление принято с нарушением порядка реорганизации особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), установленного Законом Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области». В основу постановления губернатора № 181 от 27 февраля 2010 года о реорганизации заказника «Клязьминско-Лухский» положено незаконное решение, принятое неправомочным составом комиссии по оценке состояния, развития и функционирования ООПТ от 15 февраля 2010 года, состоящей в большинстве своём не из того состава членов комиссии, который был утверждён постановлением губернатора Владимирской области от 23 сентября 1999 года №787. Сведения о соответствующих предложениях органов государственной власти Владимирской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений, требуемых согласно части 2 статьи 10-1 Закона Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ при принятии решения о реорганизации заказника, отсутствуют.
В судебном заседании прокурор Хромушин П.Н. поддержал заявленные требования.
Представители администрации Владимирской области Скрипченко Ф.А., действующий по доверенности, а также действующая по доверенности Клименко Т.Л., представляющая, в том числе по доверенности интересы департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменных отзывах представляемых ими заинтересованных лиц, просили в удовлетворении заявления прокурора отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление губернатора не противоречит федеральному законодательству, принято в рамках полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положение о Клязьминско-Лухском заказнике является нормативным правовым актом, и не носит технического или инструктивно-методического характера. Этот заказник создан постановлением главы администрации от 12 апреля 1994 года, то есть до принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе», в связи с чем, материалы, обосновывающие его создание, не подлежали экспертизе. В отношении материалов, являющихся основанием для реорганизации или упразднения ООПТ, необходимость проведения экспертизы федеральным законодательством не установлена. Охранная зона является составной частью заказника, поэтому режим особой охраны распространяется на всю площадь заказника и его охранной зоны. Памятники природы (озера Б.Гаравы, М.Гаравы, Кщара, Санхар, Юхор и торфяные месторождения Симбирка и Лужковское), находящиеся на территории охранной (буферной) зоны заказника, являются самостоятельными ООПТ, образованными в соответствии с решениями Владимирского облисполкома от 01 декабря 1980 года №1181/23 (вышеперечисленные озера) и от 16 ноября 1977 года №1124/19 (торфяные месторождения-болота). На них разработаны паспорта, имеется свой режим охраны, более жесткий по отношению к общему режиму охраны буферной зоны заказника, установлена охранная (буферная) зона радиусом 1000 метров для озёр и 500 метров - для торфяных месторождений-болот. Их площадь составляет около 321 га. Нарушений требований Закона Владимирской области №88-ОЗ при принятии оспариваемого постановления не допущено. На заседании комиссии 15 февраля 2010 года присутствовало большинство представителей организаций, включённых в её состав. В основу решения комиссии по оценке состояния, развития и функционирования ООПТ регионального значения, как в будущем и самого оспариваемого постановления, положены выводы отчета о научно-исследовательской работе «Экологическое обоснование изменения границ Клязьминско-Лухского заказника в Вязниковском районе Владимирской области», выполненного ООО «Окаэкос» в 2010 году, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 10-1 Закона Владимирской области №88-ОЗ, в соответствии с которым реорганизация ООПТ регионального значения осуществляется на основании материалов комплексного экологического обследования ООПТ. Данный отчёт относится к материалам комплексного экологического обследования ООПТ и содержит объективные данные о состоянии природных комплексов, техногенном воздействии на них, а также возможность выполнения заказчиком функций ООПТ в условиях устойчивого природопользования. Ссылка прокурора на несоответствие оспариваемого постановления требованиям статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», по мнению заинтересованных лиц и их представителей, является также необоснованной, поскольку русская выхухоль является объектом животного мира, занесённого в Красную книгу Российской Федерации и подлежит особой охране вне зависимости от того обитает ли данный вид на территории ООПТ или нет. Заявление прокурора не содержит указание о том, какое хозяйственное решение, способное повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, было принято оспариваемым постановлением. Текст и форма оспариваемого правового акта соответствует правилам юридической техники. Порядок реорганизации ООПТ, предусмотренный частью 2 закона 10-1 Закона Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области», не нарушен.
Выслушав прокурора, объяснения представителей администрации Владимирской области и департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правоотношения в вышеуказанной сфере регулируются федеральными законами от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями), от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями), от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с последующими изменениями), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Статьёй 4 данного Федерального закона среди особо охраняемых объектов названы государственные природные заказники, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное и иное ценное значение.
Статьями 32 и 33 упомянутого Закона закреплено положение о том, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
В части 1 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» оговорено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Аналогичные правовые нормы содержатся и в статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня в силу пункта 1 статьи 12 этого же Федерального закона являются проекты нормативно-технических и инструктивно- методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 27 февраля 2010 года постановлением губернатора Владимирской области принято постановление №181 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский» (далее-постановление губернатора Владимирской области №181 от 27 февраля 2010 года).
Постановление губернатора Владимирской области №181 от 27 февраля 2010 года опубликовано 10 марта 2010 года в издании «Владимирские ведомости» №57 и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Официальный текст данного нормативного правового акта начинается с указания на то, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 14.05.95 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Владимирской области от 08.05.2008 №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области», на основании материалов инвентаризации, комплексного экологического обследования и протокола заседания комиссии по оценке состояния, развития и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения от 15.02.2010 №2.
Пунктом 1 названного постановления внесены следующие изменения в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский»:
1.1.В пункте 1 слова «общей площадью 43450 га в границах в соответствии с приложениями №1,2» исключить.
1.2.В пункте 2 слова «(приложение №3)» заменить словами «(приложение)».
1.3.Приложения №1 и №2 к постановлению исключить.
1.4.Приложение №3 к постановлению считать приложением и изложить его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 2 постановления губернатора Владимирской области №181 от 27 февраля 2010 года признаны утратившими силу:
- пункт 1.6 постановления губернатора области от 04.02.2004 №75 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский» и приложения №1-3 к постановлению;
- пункт 1.2 постановления губернатора области от 17.12.2004 №699 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты в сфере функционирования особо охраняемых природных территорий области».
Пунктом 3 названного постановления контроль за исполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя губернатора области В.В.Веретенникова.
В пункте 4 постановления указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Постановлением губернатора области №181 от 27 февраля 2010 года утверждено в новой редакции Положение о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский» из содержания которого следует, что:
Пункт 1.2. Заказник образован с целью сохранения эталонных природных комплексов Балахнинской низменности, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, создания вольной популяции европейского зубра, воспроизводства природных ресурсов и поддержания гидрологического режима водно-болотного природного комплекса.
Пункт 1.3. Заказник имеет профиль «комплексный», является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении администрации Владимирской области.
На территории заказника расположены следующие памятники природы: озеро Великое, озеро Печхар, торфяные месторождения Березовое, Полуденное, Выходное и Гниловское.
На территории охранной (буферной) зоны заказника расположены следующие памятники природы: озеро Б.Гаравы, озеро М.Гаравы, озеро Кщара, озеро Санхар, озеро Юхор, торфяные месторождения Симбирка и Лужковское
Пункт 1.6. Заказник имеет площадь 16 450 га, в границах согласно приложению к настоящему Положению, а также охранную (буферную) зону площадью 27 000 га.
В пункте 1.7 дано описание границ заказника и его охранной (буферной) зоны, в том числе указаны номера кварталов, по которым эти границы проходят.
Пункт 2.1. Основными задачами заказника являются:
-охрана уникальных экосистем и природных ландшафтов Балахнинской низменности, озер карстового происхождения, а также водных и геологических образований;
-создание и сохранение вольной популяции европейского зубра и воспроизводство поголовья этого вида, занесенного в Красную книгу России;
-сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Владимирской области, а также ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного и растительного мира, охрана среды их обитания, мест размножения и путей миграции;
-поддержание гидрологического режима и стабилизация экологического баланса долинных природных комплексов, в первую очередь озер Великое и Печхар, а также торфяных месторождений Березовое, Полуденное, Выходное и Гниловское;
-сохранение, восстановление и воспроизводство природных ресурсов на территории заказника;
-экологический мониторинг процессов, происходящих на территории заказника;
-охрана имеющихся на территории заказника памятников природы, природных комплексов и объектов;
-экологическое просвещение, распространение передового опыта охраны природы, организация экологического туризма и т.п.
В пункте 3.1 указано, что с целью сохранения болотного комплекса озер и водотоков (торфяные месторождения Симбирка и Лужковское, озер Б.Гаравы, М.Гаравы, Кщара, Санхар, Юхор), сохранения и воспроизводства естественной (природной) флоры и фауны, создания благоприятных условий для пролетных и местных водоплавающих птиц во время миграций, а также ведения устойчивого природопользования на окружающих заказник территориях устанавливается охранная (буферная) зона с дифференцированным режимом охраны.
В пункте 4.1, Положения, утверждённого оспариваемым постановлением, указаны запретные мероприятия на территории заказника, а в пункте 5.1 - запретные мероприятия на территории охранной (буферной) зоны заказника.
Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим постановлением главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский» (в редакции постановлений губернатора Владимирской области от 04 февраля 2004 года №75, от 17 декабря 2004 года №699, от 19 июня 2009 года №466) оспариваемым постановлением из ранее установленной площади заказника - 43 450 га изъято и переведено 27 000 га в его охранную (буферную) зону, площадь которой ранее составляла всего 950 га, а ширина 150 м по периметру внешней границы заказника кроме административной границы Владимирской и Ивановской областей, соответственно площадь заказника уменьшена с 43 450 га до 16 450 га, изменены его границы, номера кварталов. Из основных задач заказника исключены такие, как охрана уникального участка долины р.Клязьмы, поддержание гидрологического режима и экологического баланса озерно-болотной сети на севере заказника (озера Кщара, Санхар, Б.и М.Гаравы и др.). В охранной (буферной) зоне заказника (пункт 5.1 Положения в оспариваемой редакции) отсутствует прямой запрет на совершение действий, предусмотренных пунктом 4.1 Положения о государственном природном, комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский» (приложение к постановлению №181 от 27 февраля 2010 года), а именно на: перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, коммуникаций, трубопроводов, линий электропередач и иных линейных сооружений без положительного заключения государственной экологической экспертизы; строительство объектов социально-бытовой сферы или жилищного строительства вне населенных пунктов (за исключением егерских и лесных кордонов с надворными постройками и огородами); добычу любых объектов животного мира (за исключением добычи объектов животного мира, отнесённых к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации); распашку земель в радиусе 100 метров от границ водных объектов; выпас скота в радиусе 200 метров от границ водных объектов; отведение территорий под коллективное садоводство или подсобное хозяйство; заготовку плодов, ягод, надземных или подземных частей растений в промышленных объёмах; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания, - которые имеются в режиме функционирования заказника.
Более того, до принятия оспариваемого постановления с целью оптимизации вопросов сохранения природных комплексов, редких и ценных объектов растительного и животного мира, ведения устойчивого природопользования территория Клязьминско-Лухского заказника была разделена на три функциональных зоны: зону сохранения и воспроизводства популяции европейского зубра; зону строгой охраны и зону устойчивого природопользования (т.1, л.д.118-125), на которых, в том числе запрещалось совершать следующие действия.
На территории зоны сохранения и воспроизводства популяции европейского зубра: мероприятия по изменению видового состава флоры и фауны без научно обоснованных рекомендаций; распашка новых земель; сенокошение и выпас крупного рогатого скота; заготовка плодов, ягод, надземных или подземных частей растений для получения коммерческой выгоды; любительская охота (за исключением охоты на пернатую дичь в сроки и в порядке, определяемые правилами охоты); строительство зданий и сооружений (за исключением территорий в границах населенных пунктов, егерских лесных кордонов и объектов обеспечения функционирования заказника).
На территории зоны строгой охраны: мелиоративные работы и осушение болот; снижение численности животных ниже величины, определённой материалами охотустройства, а также федеральными и региональными нормативами; осуществление любых видов сельскохозяйственных работ (за исключением подсобных хозяйств на территориях егерских и лесных кордонов); мероприятия по изменению видового состава флоры и фауны без научно обоснованных рекомендаций; предоставление земельных участков под застройку; нахождение домашних животных вне территорий кордонов (за исключением охотничьих собак в сроки и в порядке, определяемые правилами охоты).
На территории зоны устойчивого природопользования: снижение численности животных ниже величины, определенной материалами охотустройства, а также федеральными и региональными нормативами; строительство промышленных объектов и размещение передвижных производств вне населённых пунктов, безо всяких на то исключений.
В Положении о государственном природном, комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский», утверждённом постановлением губернатора №181 от 27 февраля 2010 года названные запретные мероприятия на территории указанного заказника, а также его деление на упомянутые функциональные зоны -отсутствуют.
Таким образом, сопоставление прежних и действующей редакций Положений о Клязьминско-Лухском заказнике указывает на то, что в оспариваемой редакции сфера возможной деятельности в заказнике расширена, а ограничительные меры сужены. На территории указанного заказника, а тем более на территории его охранной (буферной) зоны, которая оспариваемым нормативным правовым актом фактически выведена из ООПТ, является возможным осуществление видов деятельности, воздействующих на природную среду, в том числе хозяйственной деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира. Вывод о степени воздействия и последствиях какой-либо деятельности можно сделать лишь на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Из имеющегося в материалах дела отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Экологическое обоснование изменения границ Клязьминско-Лухского заказника в Вязниковском районе Владимирской области» следует, что именно предполагаемое ведение хозяйственной и иной деятельности, на прежней территории Клязьминско-Лухского заказника явилось основной причиной его реорганизации, в том числе изменения площади, границ, режима (т.1,л.д.24-68).
Анализ вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что оспариваемое постановление губернатора Владимирской области №181 от 27 февраля 2010 года, в том числе и утверждённое им Положение о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Клязьминско-Лухский» содержит нормы технического и правового характера (площадь заказника и его охранной зоны, режим заказника и его охранной зоны, их границы и номера кварталов), а также инструктивно-методического характера (рекомендуемые, запрещаемые и разрешаемые мероприятия), что в свою очередь предполагает необходимость проведения государственной экологической экспертизы по подобным объектам, поскольку ООПТ создаются с целью исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Нормы статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» однозначно определяют объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, статьи 3 и 14 указанного Закона устанавливают принципы и порядок проведения экологической экспертизы.
Так как при принятии оспариваемого прокурором постановления губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский» была нарушена процедура (не получено заключение экологической экспертизы), суд приходит к выводу о необходимости признания данного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Сопоставление оспариваемого нормативного правового акта с федеральными нормами показывает, что губернатором Владимирской области осуществлено оспариваемое правовое регулирование, при котором является возможным на территории государственного заказника осуществление видов деятельности, воздействующих на природную среду, в том числе деятельности, которая может нанести ущерб указанному комплексу и его объектам, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Довод заинтересованных лиц и их представителей в части отсутствия оснований для проведения государственной экологической экспертизы, по причине того, что при образовании заказника в 1994 году необходимость её проведения федеральным законодательством не была предусмотрена, а оспариваемое постановление предусматривает лишь реорганизацию заказника, является неубедительным, поскольку Федеральный закон «Об экологической экспертизе», вступивший в силу со дня его официального опубликования в ноябре 1995 года (с последующими изменениями), в данном случае предусматривает проведение государственной экологической экспертизы и каких-либо исключений о нераспространении требований этого Закона на проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми вносятся изменения в аналогичные документы, принятые до вступления в силу названного Закона - не содержит.
Не может согласиться суд и с утверждениями представителей администрации Владимирской области и департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области о соответствии оспариваемого постановления требованиям Закона Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области», пункт 4 статьи 10-1, которого также предусматривает при реорганизации ООПТ проведения государственной экологической экспертизы в случаях, установленных федеральным законодательством. В данной ситуации один из таких случаев как раз и предусмотрен пунктом 1 статьи 12 Федерального Закона «Об экологической экспертизе».
Предусмотренное частью 2 статьи 23 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на образование государственного природного заказника, а также закреплённое статьёй 10-1 Закона Владимирской области от 08 мая 2008 года №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области» полномочие на реорганизацию заказника регионального значения, а также наличие отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Экологическое обоснование изменения границ Клязьминско-Лухского заказника в Вязниковском районе Владимирской области» не освобождало администрацию Владимирской области от обязанности проведения экологической экспертизы в рамках действия специального законодательства в указанной сфере.
С учётом изложенных выше обстоятельств, сама по себе ссылка заинтересованных лиц и их представителей на то, что памятники природы (озера Б.Гаравы, М.Гаравы, Кщара, Санхар, Юхор и торфяные месторождения Симбирка и Лужковское), находящиеся на территории охранной (буферной) зоны заказника, являются самостоятельными ООПТ, образованными в соответствии с решениями Владимирского облисполкома от 01 декабря 1980 года №1181/23 (вышеперечисленные озера) и от 16 ноября 1977 года №1124/19 (торфяные месторождения-болота), имеющими свой режим охраны, более жесткий по отношению к общему режиму охраны буферной зоны заказника, вокруг которых установлена охранная (буферная) зона радиусом 1000 метров для озёр и 500 метров - для торфяных месторождений-болот - не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.
Более того, данных об опубликовании названных решений облисполкома в официальном печатном органе (или в любом другом печатном органе) не имеется. Общая площадь этих памятников природы по сравнению с площадью вновь образованной охранной (буферной) зоны заказника, на которой они оказались, не значительна, составляет всего около 321 га. При создании Клязьминско-Лухского заказника в 1994 году одной из основных его задач являлось, в том числе, охрана уникального участка долины р.Клязьмы, поддержание гидрологического режима и экологического баланса озерно-болотной сети на севере заказника: озера Кщара, Санхар, Б.и М.Гаравы и др., то есть защита и охрана их в комплексе, во взаимосвязи друг с другом, а не каждого в отдельности.
При этом заслуживают внимание и доводы прокурора, подтверждённые документально (т.1 л.д.14,15,22,23), о том, что обжалуемое постановление принято с нарушением порядка реорганизации ООПТ, установленного Законом Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области», в связи с тем, что в основу постановления губернатора № 181 от 27 февраля 2010 года о реорганизации заказника «Клязьминско-Лухский» положено решение от 15 февраля 2010 года, принятое неправомочным составом комиссии по оценке состояния, развития и функционирования ООПТ, состоящей в большинстве своём не из того состава членов комиссии, который был утверждён постановлением губернатора Владимирской области от 23 сентября 1999 года №787. Сведения о соответствующих предложениях органов государственной власти Владимирской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений, требуемых, согласно части 2 статьи 10-1 Закона Владимирской области от 8 мая 2008 года №88-ОЗ при принятии решения о реорганизации заказника, отсутствуют.
С учётом изложенного все остальные доводы, приведённые, как в письменных возражениях администрации Владимирской области и департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, так и их представителями в судебном заседании о том, что оспариваемое постановление губернатора не противоречат федеральному законодательству, принято в рамках полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не являются юридически значимыми для разрешения настоящего дела, поэтому не могут служить основаниями для отказа прокурору в заявленных требованиях.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Так как постановление губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский», с момента его принятия действует, на его основании реализуются права граждан и организаций, суд находит возможным признать названный нормативный правовой акт, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
По изложенным основаниям суд считает, что в удовлетворении требования прокурора о признании оспариваемого постановления недействующим именно с момента его принятия надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194,198,253 ГПК РФ, Владимирский областной суд
Р Е Ш И Л:
заявление прокурора Владимирской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление губернатора Владимирской области от 27 февраля 2010 года №181 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 12.04.94 №141 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Клязьминско-Лухский».
В остальной части требований прокурора Владимирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов