Дело № 332286/2010 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Прокофьева Е.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Кутровской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 20 июля 2010 года дело по кассационной жалобе администрации города Владимира на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 19 мая 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Омельянова С.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по реализации на территории города подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 23 декабря 2009 года в части отмены решения комиссии от 21 августа 2006 года (протокол №3) в части признания Омельянова С.И. участником подпрограммы по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Восстановить Омельянова С.И. участником подпрограммы «выполнение государственных обязательств обеспечением жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством» по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 3 человека.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Омельянов С.И. обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование пояснил, что более 20 календарных лет прослужил в ****
Решением комиссии по реализации на территории города подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 21 августа 2006 года (протокол № 6) он с семьей был признан участником подпрограммы по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В январе 2010 года он получил письмо из Управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владимира от 30 декабря 2009 года о том, что решением комиссии от 23 декабря 2009 года (протокол № 22) отменено решение комиссии от 21 августа 2006 года в части признания его участником подпрограммы, на основании п.п. «а» п.22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Полагая решение комиссии незаконным, Омельянов С.И. обратился в суд.
В судебном заседании Омельянов С.И. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика на основании доверенности Лебедева С.В. возражала против удовлетворения требований истца. Пояснила суду, что оснований для отмены решения комиссии от 23 декабря 2009 года не имеется, поскольку действующим законодательством не предусмотрен зачет календарного срока военной службы граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рабочий стаж граждан, который устанавливается при определении их права на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В связи с этим, на заседании комиссии 23 декабря 2009 года рассмотрен вопрос о правомерности участия в Подпрограмме истца и принято решение об отмене решения комиссии от 21 августа 2006 года (протокол № 3) в этой части, на основании п.п. «а» п.22 Правил, согласно которому, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил, является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации города Владимира Лебедевой С.В., Омельянова С.И., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке предусмотрены ст. 362 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что при принятии указанного выше решения неправильно применены нормы материального права, что является, в силу ст. 362 ГПК РФ, основанием для его отмены.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы (Правила).
В соответствии с Правилами сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждается государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Исходя из действующих Правил, предусмотрены несколько категорий граждан Российской Федерации, которые имеют право на участие в подпрограмме.
В обоснование заявленных требований Омельянов С.И. сослался на Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
По мнению Омельянова С.И., поскольку он проходил службу в ****, то есть в районе Крайнего Севера непрерывно в течение свыше 20 лет, то, в соответствии с п.п. «з» п.5 Правил он относится к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и имеет право, в силу указанной нормы, на социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Суд первой инстанции согласился с доводами истца.
При этом в обоснование своих выводов суд сослался на ст. 314 Трудового кодекса РФ и п.4 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», и пришел к выводу, что периоды службы истца в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дают ему право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения на основании п.п. «3» п. 5 Правил, как гражданину, выехавшему из этих районов и имеющему необходимый стаж работы в них.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод является ошибочным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Статья 314 ТК РФ предусматривает порядок установления и счисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, то есть регулирует трудовые правоотношения.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», регулирует пенсионные правоотношения.
Указанные нормы материального права не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку жилищные правоотношения регулируются специальными нормативными актами.
В обоснование своих требований на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения истец ссылается на то обстоятельство, что он являлся сотрудником внутренних дел (проходил службу) более 20 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Между тем, право на получение субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, предусмотрено специальными нормативными актами.
Исходя из положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, для данной категории граждан предусмотрены иные основания на участие в подпрограмме ( п.п. «а,г» п.5 Правил).
Таким образом, Правительство РФ в рамках предоставленных законом полномочий установило порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
При этом, согласно Правилам, для разных категорий граждан предусмотрены разные основания для участия в подпрограмме, в том числе отдельно для граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих необходимый стаж работы в данной местности, и отдельно для граждан, уволенных с военной службы (службы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при определенных условиях.
Ни Федеральный закон № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ни Правила не указывают на включение периодов военной службы (службы) в этих районах в стаж работы, дающий гражданам право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что стаж службы Омельянова С.И. в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера аналогичен стажу работы в этих районах и дает основание для участия в подпрограмме на основании п.п. «з» п.5 Правил является ошибочным.
Установив то обстоятельство, что Омельянов С.И. с семьей был признан участником подпрограммы на основании п.п. «з» п.5 Правил неправомерно, на заседании Комиссии по реализации на территории города Владимира подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (протокол № 22) 23 декабря 2009 года было принято решение об отмене решения комиссии от 21 августа 2006 года (протокол №3), в части признания истца участником подпрограммы по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании п.п. «а» п.22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение принято компетентным органом, с соблюдением порядка его принятия, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.
Исходя из изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку по делу все обстоятельства установлены, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает необходимым принять новое решение, которым в удовлетворении требований Омельянова С.И. отказать.
Руководствуясь п. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда Владимирской области от 19 мая 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Омельянову С.И. отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии по реализации на территории города Владимира подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 23 декабря 2009 года, в части отмены решения комиссии от 21 августа 2006 года (протокол № 3), в части признания его участником подпрограммы по категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Г.Н. Гришина
Ю.В. Самылов