определение №33-2740/2010 от 26.08.2010 по кассационной жалобе администрации городского поселения г.Киржач, в лице главы Корочкина В.И.



Дело № 33-2740/10 Докладчик Склярова Е.И.

Судья Колокина И.И.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Скляровой Е.И.

судей Сергеевой И.В., Удальцова А.В.,

при секретаре Глазковой Д.А.

с участием прокурора Шайковой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 августа 2010 года дело по кассационной жалобе администрации городского поселения г.Киржач, в лице главы Корочкина В.И., на заочное решение Киржачского районного суда Владимирской области от 26 июля 2010 года, которым постановлено:

Иск прокурора Киржачского района в интересах ФИО1 к администрации Муниципального образования городское поселение город Киржач удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования городское поселение город Киржач обеспечить вне очереди ФИО1, имеющего статус ****, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, путем предоставления по договору социального найма отдельной квартиры общей площадью не менее 26 кв. метров.

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.И., выслушав представителя администрации городского поселения г.Киржач Илларионову Г.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Шайкову В.А. и Илларионова А.В., возражавших против удовлетворения жалобы и полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Киржачского района Владимирской области обратился в суд с иском в интересах Илларионова А.В., имеющего статус ****,

  • к администрации МО Киржачский район об обязании за счет предоставленной в 2010 году местному бюджету субвенций из областного бюджета Владимирской области приобрести для предоставления вне очереди по договору социального найма Илларионову А.В., имеющему статус ****, жилье площадью не менее 26 кв. метров в виде благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, расположенного на территории МО городское поселение г.Киржач,
  • к администрации МО городское поселение город Киржач об обязании обеспечить вне очереди Илларионова А.В., имеющего статус ****, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, путем предоставления по договору социального найма отдельной квартиры общей площадью не менее 26 кв. метров,

по тем основаниям, что в нарушение закона, Илларионов А.В., имеющий статус ****, не обеспечен жилым помещением.

В связи с отказом Илларинова А.В. от исковых требований к администрации МО Киржачский район, производство по делу по иску прокурора к данному ответчику прекращено определением Киржачского районного суда Владимирской области от 26.07.2010 года.

Предметом рассмотрения данного иска явились требования прокурора к администрации МО городское поселение город Киржач об обязании обеспечить вне очереди Илларионова А.В., имеющего статус ****, жилым благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям помещением, расположенным на территории МО городское поселение город Киржач, путем предоставления по договору социального найма отдельной квартиры общей площадью не менее 26 кв. метров,

Представитель ответчика - администрации МО городское поселение город Киржач, и представитель третьего лица - Управления образования администрации Киржачского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом.

Судом вынесено указанное заочное решение.

В кассационной жалобе на решение суда ответчик указал на незаконность и необоснованность принятого решения. Полагал, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что оказание помощи детям сиротам, в том числе по приобретению для них жилых помещений, являются расходными обязательствами субъекта Федерации, то есть администрации Владимирской области. Квартиры для **** приобретаются за счет бюджета области и передаются на баланс органа местного самоуправления - администрации Киржачского района. У администрации МО городское поселение г.Киржач нет средств и возможностей предоставить жилое помещение Илларионову А.В. Кроме того, существует список очередности граждан на улучшение жилищный условий, в котором Илларионов А.В. значится под № 11. В случае вступления решения в законную силу жилищные права предыдущих 10 **** будут нарушены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения против нее в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставление Илларионову А.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования городское поселение г.Киржач, что не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении данной категории дел суд обоснованно учел принятие субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и при определении надлежащего ответчика руководствовался этими нормативными актами.

Так, в силу ч.4 ст. 8 Закона Владимирской области «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Согласно п.1.1 Постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 г. N 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предоставлять жилую площадь за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в Порядке, установленном настоящим постановлением, согласно приложению, в силу п.3 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории.

Учитывая вышеизложенное, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соответствующих учреждениях жилое помещение предоставляется однократно вне очереди органами местного самоуправления по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета.

Таким образом, разрешая данное дело, суд первой инстанции, учитывая, что Илларионов А.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в списки на внеочередное получения жилья, как ребенок-сирота администрацией МО ГП г.Киржач, принимая во внимание, что учебное заведение Илларионов закончил в **** году и жилое помещение ему не предоставлялось, обоснованно удовлетворил требования прокурора о предоставлении Илларионову А.В. вне очереди по договору социального найма жилого благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям помещения по месту его жительства - на территории МО городское поселение город Киржач, общей площадью не менее 26 кв. метров

Довод кассационной жалобы о том, что администрация городского поселения города Киржач выступает как вспомогательное лицо, действия которого зависят от администрации Киржачского района, поскольку предоставлением жилых помещений занимается администрация Киржачского района, несостоятельны в силу указанного выше Порядка предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам.

Довод кассатора о нарушении прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, суд также не может принять во внимание.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, судебная коллегия пришла к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, материальный закон к спорным правоотношениям применен правильно.

Доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.

Нарушений процессуальных норм, предусмотренных ст. 364 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении данного дела судом не допущено.

Вместе с тем, Закон не предусматривает, что предоставленное жилое помещение обязательно должно быть отдельной квартирой.

Руководствуясь ст. ст. 361-362, 366-367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Киржачского районного суда Владимирской области от 26 июля 2010 года изменить: исключить из резолютивной части решения указание на предоставление истцу жилого помещения в виде отдельной квартиры.

В остальном заочное решение Киржачского районного суда Владимирской области от 26 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения г.Киржач, в лице главы Корочкина В.И. - без удовлетворения.

Председательствующий Склярова Е.И.

Судьи: Сергеева И.В.

Удальцов А.В.