определение № 33-3152/2010 от 05 октября 2010 года по кассационной жалобе Деркачева В.В.



33-3152/2010 Докладчик Самылов Ю.В.

Судья Ивженко Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Судаковой Р.Е.,

и судей Самылова Ю.В.,

Сергеевой С.М.,

при секретаре Титовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 05 октября 2010 года дело по заявлению Деркачева В.В. к администрации муниципального образования «Город Вязники» о признании необоснованным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны

по кассационной жалобе Деркачева В.В. на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 01 сентября 2010 года, которым постановлено:

В иске Дергачева В.В. к администрации муниципального образования «Город Вязники» о признании необоснованным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны - отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Деркачев В.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование пояснив, что является инвалидом войны вследствие военной травмы. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением инвалида. Своего жилья не имеет и не имел. Поскольку имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, полагал, что на него распространяется Указ Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.».

**** года заявитель обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Вязники» о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида войны имеющего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны по удостоверению.

**** года администрация муниципального образования «Город Вязники» уведомила Деркачева В.В. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Просил признать данный отказ необоснованным и обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны.

В судебном заседании истец Деркачев В.В. заявление поддержал в полном объеме, указав, что получил ранения в первой Чеченской войне. В настоящее время ему установлена инвалидность на один год. Как пояснил истец, ранее он проживал в ****, был зарегистрирован по месту жительства в станице у родителей, но фактически проживал в **** на частной квартире. На постоянное место жительства в г. Вязники переехал с женой, в собственности жилья не имеет.

Представитель ответчика - администрации муниципального образовании «Город Вязники» по доверенности Туранов С.Н. иск не признал, в обоснование возражений указав, что истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с ч. 1 п.п 2,3 ст. 54 ЖК РФ, так как представлены документы, не подтверждающие право состоять на этом учете и не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Ссылаясь на положения п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 16 и п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», указал на то, что инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, то есть должны быть признаны сначала малоимущими, а затем нуждающимися. По мнению представителя ответчика, указанная категория граждан не подпадает под действие Указа Президента РФ № 714. Указал на то, что информация о месте проживания Деркачева В.В. до **** года и отсутствии жилья до 2008 года представлена не была. Также истцом не предоставлялись документы об отсутствии у него жилья в ****, где был зарегистрирован до **** года.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Деркачев В.В. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что истец, являясь инвалидом **** группы вследствие военной травмы, имеет право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны. Данное обстоятельство подтверждено удостоверениями от 01.12.2009 г. и от 08.02.2010 г.

Из материалов дела следует, что Деркачев В.В. зарегистрирован по адресу: ****. В справке ООО ЖЭК № **** указано, что семья состоит из трех человек. Вместе с ним зарегистрированы К. **** года рождения, являющаяся собственником указанной квартиры и Д.Ю.В. **** года рождения.

Из справки БТИ, уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что на территории ****, г. **** у Деркачева В.В. и его супруги Д.Ю.В. объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В силу ч. 3 ст. 53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.

Материалами дела подтверждено, что 24.05.2010 года Деркачев В.В. обратился в администрацию муниципального образования «Город Вязники» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида войны имеющего право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны по удостоверению.

Как следует из протокола № **** заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования «Город Вязники» от **** года, Деркачеву В.В. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктами 2, 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. По прежнему месту жительства Деркачев В.В. осуществил добровольное снятие с регистрационного учета, зарегистрирован на жилой площади по месту жительства по договору найма от 03.01.2010 г. Кроме того протокол содержит ссылку на то, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 5 « О ветеранах» инвалидам войны предоставляются льготы по пенсионному обеспечению и с пунктом 3 части 1 статьи 16 данного закона ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления главы администрации муниципального образования «Город Вязники» от 22.06.2010 г. № 126 решение жилищной комиссии было утверждено, то есть в установленный срок. В постановлении также приведены мотивы, по которым заявителю было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении.

Следовательно, порядок принятия указываемого решения был соблюден.

Установлено и представителем администрации муниципального образования «Город Вязники» не оспаривалось, что Деркачев В.В. относится к категории ветеранов боевых действий, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки инвалидов войны, в частности, относится: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как следует из материалов дела, Деркачев В.В. претендует на постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Пунктом 1 данного Указа определено, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» из условий обеспечения ветеранов жильем исключено положение о том, что они должны были встать на учет до 01.03.2005 г.

Суд верно констатировал, что данный Указ Президента Российской Федерации распространяется на определенную категорию ветеранов, которые получили это звание в связи с участием в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г., тогда как истец является участником боевых действий в Чеченской республике.

Данная позиция не противоречит разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме № 10496 - СК /07 от 19.03.2010 года. Так, разделами I и II приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Также из данных разъяснений следует, что законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до 1 марта 2005 г. не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

Отсюда верным является вывод суда о том, что ветераны боевых действий, к которым относится Деркачев В.В., должны обеспечиваться жильем при наличии нуждаемости в нем, в соответствии с жилищным законодательством.

Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Документы, представленные в судебном заседании, подтверждают, что истец не имеет в собственности жилого помещения. Не установлено и данных, свидетельствующих о том, что Деркачев В.В. является членом семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Однако данные о том, что истец признан малоимущим, отсутствуют, тогда как это условие необходимо в соответствии с жилищным законодательством для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что истец не претендует на постановку на учет в соответствии с жилищным законодательством, судом сделан обоснованный и по существу правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска о признании необоснованным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны.

При таких данных, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы Деркачева В.В., в которой содержатся доводы аналогичные тем же, что исследовались в судебном заседании, не имеется.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в кассационном порядке.

Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующие порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, а также порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 01 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Деркачева Владимира Валентиновича - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи Ю.В. Самылов

С.М. Сергеева