Определение № 33-3376/2010 от 28 октября 2010 года по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Владимирской области



Дело № 33-3376/10 Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья: Мысягина И.Н.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Сергеевой С.М.,

и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,

при секретаре Пруцковой Е.А.

с участием прокурора Шайковой В.А

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 октября 2010 года дело по иску прокурора города Владимира в интересах несовершеннолетней Гордеевой Е.Д., ****. рождения, к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о признании отказа в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным средством незаконным, возложении обязанности по предоставлению льготного обеспечения лекарственным препаратом

по кассационной жалобе Департамента здравоохранения администрации Владимирской области на заочное решение Октябрьского районного суда г. Владимира 20 августа 2010 года, которым постановлено: исковые требования прокурора города Владимира в интересах несовершеннолетней Гордеевой Е.Д., ****. рождения, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в предоставлении Гордеевой Е.Д., **** рождения, бесплатного обеспечения лекарственным средством «****».

Обязать Департамент здравоохранения администрации Владимирской области по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать лечение Гордеевой Е.Д., ****. рождения, препаратом «****» в необходимом обьеме, рекомендованном врачом неврологом Российской детской клинической больницы.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Гулиной Н.Э. просившего решение отменить, прокурора Шайковой В.А., Гордеевой Л.В. и ее представителя - Саенко М.Б., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гордеева Л.В. обратилась в прокуратуру города Владимира за защитой социальных прав и права на жизнь несовершеннолетнего ребенка ее дочери Гордеевой Е.Д., ****. рождения.

Прокурор города Владимира обратился в суд с иском в интересам несовершеннолетней Гордеевой Е.Д. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного обеспечения лекарственным средством «****», возложении обязанности по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать лечение Гордеевой Е.Д., ****. рождения, препаратом «****» в необходимом обьеме, рекомендованном врачом неврологом Российской детской клинической больницы.

В обосновании заявленных требований суду указал, что в прокуратуру г. Владимира поступило обращение Гордеевой Л.В. по вопросу необеспечения ребенка-инвалида лекарственными средствами.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Гордеева Л.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка Гордееву Е.Д., ****. рождения, которая наблюдается в МУЗ «Детская городская поликлиника» с рождения, в связи с инвалидностью.

****. Гордеева Е.Д. консультировалась в Российской детской клинической больнице г. Москвы, ей выставлен диагноз: **** 1 типа ( ****).

****. врачом неврологом Российской детской клинической больницы г. Москвы рекомендовано проведение **** терапии препаратом «**** 100 МЕ/мл-5мл» в дозе 100 МЕ/кг ( вес ребенка **** кг), ****, ****.

Согласно рекомендации невролога Российской детской клинической больницы г. Москвы от ****. в настоящий момент назначение данного препарата является единственно возможным вариантом поддержания жизнедеятельности ребенка.

Гордеева Л.В. обратилась в МУЗ «Детская городская больница» за выпиской рецепта на бесплатное получение препарата «****». Однако, в выписке рецепта ей было отказано, т.к. данный препарат в Перечень лекарственных средств по федеральной льготе не входит. За счет средств областного бюджета обеспечить несовершеннолетнего ребенка указанным препаратом не представляется возможным.

Не согласившись с отказом, Гордеева Л.В. обратилась в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, откуда ей был получен письменный отказ о том, что обеспечить бесплатным получением лекарственным препаратом «****» не представляется возможным.

Считает несостоятельным довод ответчика о том, что отсутствие препарата «****» в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 665 от 18.09.2006г., является основанием для отказа в обеспечение ребенка - инвалида указанным препаратом.

По утверждению прокурора данный отказ противоречит ст.ст.2, 20, 39 Конституции РФ, ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г. (в редакции от 27.12.2009 г.), Федеральному закону № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.200г.), Постановлению Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006г. № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно или с 50-процентной скидкой» разьяснено, что Постановление Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 предусматривает финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения за счет средств субьектов Российской Федерации иных источников, привлекаемых им на эти цели. Таким образом, обеспечение ребенка- инвалида необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств субьекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи.

Указанная позиция подтверждена и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которым в адрес Департамента здравоохранения администрации Владимирской области направлено поручение о необходимости принять меры по обеспечению ребенка- инвалида Гордеевой Е.Д. необходимым лекарственным препаратом.

Вместе с тем, каких-либо мер, направленных на исполнение поручения, Департаментом здравоохранения до настоящего времени не принято.

Постановлением Губернатора Владимирской области №259 от 15.03.2010г. обязанность по организации в 2010 году оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов возложена на Департамент здравоохранения области.

В силу указанного постановления Губернатора области, в полномочия Департамента здравоохранения администрации области входит подготовка документов, необходимых для размещения заказов на поставку лекарственных средств, заключение государственных контрактов по итогам размещения заказов на поставку лекарственных средств для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществление мониторинга обеспечения отдельных категорий граждан, лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В судебном заседании прокурор Смирнова А.В. просила суд в полном обьеме удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель Гордеевой Л.В. - Саенко М.Б. в поддержала исковые требования прокурора города Владимира, просила их удовлетворить, поскольку в настоящее время единственно возможным вариантом поддерживающего лечения является назначенный в Российской детской клинической больнице г. Москвы фермент-заместительной терапии по жизненным показаниям препарат «Альдуразим».

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Суд принял вышеуказанное заочное решение.

В кассационной жалобе Департамент здравоохранения администрации Владимирской области просит заочное решение суда отменить, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены заочного решения.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (статья 20, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства(статья 38, часть 1).

В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субьектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан №5487-1 от 22.07.1993г. ( в редакции от 27.12.2009г.) гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ.

В соответствии с Федеральным Законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции от 24.07.2009г.) обеспечение инвалидов, в том числе детей- инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу ст.ст.61, 6.2 данного закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Согласно п.2 ст.5 указанного Федерального Закона оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субьектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходными обязательствами субьектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень групп населения и категорий заболевании, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

Согласно п.4 указанного Постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субьектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В ходе судебного заседания установлено, что в прокуратуру города Владимира поступило обращение Гордеевой Л.В. по вопросу необеспечения ребенка- инвалида лекарственными средствами.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Гордеева Л.В. имеет на иждивении малолетнего ребенка Гордееву Е.Д., ****. рождения, которая наблюдается в МУЗ «Детская городская поликлиника» с рождения, в связи с инвалидностью.

****. Гордеева Е.Д. консультировалась в Российской детской клинической больнице г. Москвы, где ей был выставлен диагноз: **** 1 типа ( ****).

****. врачом неврологом Российской детской клинической больницы г. Москвы рекомендовано проведение **** терапии препаратом «**** 100 МЕ/мл-5мл» в дозе 100 МЕ/кг ( вес ребенка **** кг), ****, ****.

Согласно рекомендации невролога Российской детской клинической больницы г. Москвы от ****. в настоящий момент назначение данного препарата является единственно возможным вариантом поддержания жизнедеятельности ребенка.

Гордеева Л.В. обратилась в МУЗ «Детская городская больница» за выпиской рецепта на бесплатное получение препарата «****». Однако, в выписке рецепта ей было отказано, т.к. данный препарат в Перечень лекарственных средств по федеральной льготе не входит. За счет средств областного бюджета обеспечить несовершеннолетнего ребенка указанным препаратом не представляется возможным.

Не согласившись с отказом, Гордеева Л.В. обратилась в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, откуда ей был получен письменный отказ о то, что обеспечить бесплатным получением лекарственным препаратом «Альдуразим» не представляется возможным.

Оценив указанные обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие препарата «Альдуразим» в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 665 от 18.09.2006г., не является основанием для отказа в обеспечение ребенка - инвалида указанным препаратом.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3.02.2006г. № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно или с 50-процентной скидкой» разьяснено, что Постановление Правительства РФ от 30.09.1994г. № 890 предусматривает финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения за счет средств субьектов РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Таким образом суд правильно посчитал, что обеспечение ребенка- инвалида необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств субьекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи.

Указанная позиция подтверждена и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которым в адрес Департамента здравоохранения администрации Владимирской области направлено поручение о необходимости принять меры по обеспечению ребенка-инвалида Гордеевой Е.Д. необходимым лекарственным препаратом.

В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени указанное поручение ответчиком не исполнено.

Постановлением Губернатора Владимирской области № 259 от 15.03.2010г. обязанность по организации в 2010 году оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов возложена на Департамент здравоохранения Владимирской области.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в полномочия Департамента здравоохранения администрации Владимирской области входит подготовка документов, необходимых для размещения заказов на поставку лекарственных средств, заключение государственных контрактов по итогам размещения заказов на поставку лекарственных средств для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществление мониторинга обеспечения отдельных категорий граждан, лекарственными средствами, закупленным по государственным контрактам.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции счел иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном обьеме.

Данный вывод суда первой инстанции основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.

Нарушений требований законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

То обстоятельство, что суд рассмотрел дело в заочном производстве, не нарушает прав, свобод и законных интересов ответчика.

С учетом изложенного заочное решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 20 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента здравоохранения администрации Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий С.М.Сергеева

Судьи Ю.В. Самылов

Г.Н.Гришина