Определение № 33-3506/2010 от 11 ноября 2010 года по кассационному представлению прокурора



33-3506/2010 Докладчик Судакова Р.Е.

Судья Якушев П.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Гришиной Г.Н. и Самылова Ю.В.

при секретаре Кутровской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 ноября 2010 года дело по кассационному представлению прокурора города Владимира на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления прокурора г. Владимира, обратившегося в защиту прав Туровской Л.П., о признании незаконным пункта 3.2.14 постановления главы г. Владимира от 27.02.2010г. № 571 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира», обязании администрации г. Владимира признать Туровскую Л.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Прокурор г. Владимира обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира с заявлением в интересах Туровской Л.П. к администрации города Владимира и с учетом уточненных требований просил признать незаконным постановление главы г. Владимира от 27.02.2010г. № 571 в части отказа в признании Туровской Л.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также обязать администрацию города Владимира признать Туровскую Л.П., нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований указал, что Туровская Л.П. является бывшей несовершеннолетней узницей концлагеря.

18.02.2010 года Туровская Л.П. обратилась в администрацию г. Владимира с письменным заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, однако ей было отказано на основании п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем, как указывает прокурор в исковом заявлении, Туровская Л.П. не является членом семьи зарегистрированных по её месту жительства внучки и правнучки, совместного хозяйства с ними не ведет, жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет.

Отказ в принятии Туровской Л.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов прокурор полагал незаконным. В обоснование сослался на п.1 ч.1ст. 51, ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «б» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №14, Указы Президента РФ от 15.10.1992г. № 1235 и от 07.05.2008г. № 714, требования Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Представитель администрации г. Владимира Лебедева С.В. заявленные требования не признала. Полагала, что Туровской Л.П. обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Указала, что Туровская Л.П. не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714.

Представители департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области и департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области в судебное заседание не явились.

Судом постановлено оспариваемое решение.

В кассационном представлении прокурор г. Владимира просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав Туровскую Л.П., представителя администрации г. Владимира Лебедеву С.В., представителя прокуратуры Владимирской области Шайкову В.А., обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

Основания для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке установлены ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни одно из которых не установлено при рассмотрении кассационного представления.

Установлено, что Туровская Л.П. является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, что подтверждается документально.

18.02.2010г. она обратилась в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, с целью обеспечения жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714.

Постановлением главы г. Владимира от 27.02.2010г. № 571 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира» Туровской Л.П. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи Туровской Л.П. превышает размер учетной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из существа заявленных прокурором требований, они подлежат рассмотрению в порядке и по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для удовлетворения заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия): принятие решения с нарушением полномочий; несоблюдение порядка его принятия; несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.

Исследовав положения ч.ч. 3,5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005г. № 49-ОЗ, суд пришел к правильному выводу о соблюдении порядка принятия оспариваемого постановления и наличия полномочий главы г. Владимира на его принятие.

Проанализировав требования ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. «б» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд пришел к верному выводу о том, что Туровская Л.П. не является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ****.

Поскольку Туровская Л.П. не имеет на праве собственности жилых помещений и не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, суд пришел к выводу о том, что указание в оспариваемом постановлении основания отказа является необоснованным.

Между тем, Туровская Л.П. просила принять её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой отечественной войны 1941-1945 годов с целью обеспечения жильем в рамках вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.

Доводы кассационного представления о том, что в соответствии с действующим законодательством бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны предоставляются все льготы и гарантии, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» определено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определен перечень категорий граждан, которым предоставляются средства в виде субвенций на обеспечение жильем. Бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, к данным категориям законодателем не отнесены.

При таких обстоятельствах, как верно указано судом первой инстанции, на бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не распространяется действие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.

Таким образом, постановлением главы г. Владимира от 27.02.2010г. № 571 Туровской Л.П. обоснованно отказано в признании Туровской Л.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714.

Судом дана оценка доводам заявителя о несоответствии основания отказа в постановке на учет, изложенного в оспариваемом постановлении - превышение занимаемой общей площади размеру учетной нормы, фактически установленному - нераспространение на Туровскую Л.П. положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и правильно установлено, что данное обстоятельство не влияет на правомерность отказа по существу, по заявленному ею основанию.

При этом верным является вывод суда об отсутствии нарушения прав Туровской Л.П. в результате принятия оспариваемого постановления на обеспечение жильем, поскольку она имеет право обратиться с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Доводы кассационного представления направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств дела, что в силу статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием, для отмены решения суда в кассационном порядке.

Руководствуясь п.1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи Г.Н. Гришина

Ю.В. Самылов