Дело № 33 – 3705/2010 г.Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Глебова С.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Гоголеве А.М.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 30 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 18 октября 2010 года, которым постановлено:
Исковые требований Груняш З.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области назначить Груняш З.А. трудовую пенсию по старости с ****.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области выплатить Груняш З.А. трудовую пенсию по старости за период с **** по **** включительно.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном Петровой Н.В., просившей об отмене решения, истца Груняш З.А. и ее представителя Сычева Ю.П., просивших об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Груняш З.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Гусь-Хрустальном о назначении трудовой пенсии по старости с **** и выплате пенсии за период с **** по ****.
В обоснование заявленных требований указала, что с **** является получателем пенсии, назначенной ей в ****, которую получала до ****. В **** она переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при этом на руки ей было выдано пенсионное дело. **** она получила разрешение на временное проживание в Российской Федерации, **** получила паспорт гражданина Российской Федерации и **** зарегистрировалась по адресу ****.
С момента получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии и просила принять ее пенсионное дело, в чем ей постоянно отказывали, при этом устно разъясняли причины отказа. В конце **** ее срочно вызвали в Пенсионный фонд и предложили написать заявление о назначении пенсии, с которым она и обратилась к ответчику ****.
Полагает, что трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с ****, то есть за шесть месяцев до постоянной регистрации на территории Российской Федерации, в чем ей было отказано, как она полагает, незаконно.
В судебном заседании Груняш З.А. и ее представитель адвокат Сычев Ю.П. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Петрова Н.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что пенсия назначается на основании заявления, с которым истец обратилась только ****0 года и с этого времени Груняш З.А. была назначена трудовая пенсия. С **** пенсия истцу назначена быть не может, поскольку последняя в Пенсионный фонд в течение шести месяцев после переселения не обращалась.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Гусь-Хрустальном ставит вопрос об отмене решения, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана оценка, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения 13 марта 1992 года между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
****, откуда прибыла Груняш З.А., является государством - участником указанного Соглашения, а поэтому при разрешении вопроса о назначении ей пенсии должны применяться положения данного Соглашения.
В силу ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсии таким гражданам производится по месту их жительства (ч. 1 ст. 6 Соглашения).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Разрешая дело и удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что в **** Груняш З.А. прибыла на постоянное место жительство в ****, из ****, государства - участника СНГ, и с указанного времени постоянно, непрерывно, проживает на территории Российской Федерации; **** получила разрешение на временное проживание; **** была временно зарегистрирована по адресу ****; **** ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации; **** была постоянно зарегистрирована по вышеуказанному адресу и с **** неоднократно обращалась в УПФ РФ по **** с заявлением о назначении пенсии.
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18 издано письмо (далее - Письмо), разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в СССР.
Абзацем шестым п. 1 Письма предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец постоянно зарегистрирована на территории России с ****, в связи с чем, имеет право на назначение ей пенсии с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства.
Ссылку кассатора на разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 2519-14 от 24.08.1999 года о том, что абзац шестой п. 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18 применяется только в отношении лиц, которые в течение шести месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в Российские компетентные органы, по мнению судебной коллегии, следует признать необоснованной.
Вышеуказанное разъяснение принято без соблюдения действовавшего на то время порядка, не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликовано.
Доводы о назначении Груняш З.А. пенсии со дня обращения в Пенсионный фонд, а именно с ****, лишены правовых оснований, поскольку порядок пенсионного обеспечения Груняш З.А. регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств, применение которого разъяснено письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18.
Данные нормы регулируют порядок и условия назначения пенсии иностранным гражданам, переселившимся на постоянное жительство в Российскую Федерацию.
Статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, но если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К числу международных договоров относится и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, судом установлено и ответчиком суду при разрешении спора не представлено обратного, что первоначальное обращение Груняш З.А. в УПФ РФ в г. Гусь-Хрустальный за назначением пенсии состоялось **** (л.д. 73 оборот).
Доводы кассационной жалобы, по существу, сводятся к изложению позиции представителя ответчика по заявленным требованиям, которым судом дана надлежащая оценка, и которую судебная коллегия находит правильной, как соответствующей нормам материального права.
Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в кассационной жалобе не привел.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 18 октября 2010 года оставить без изменения кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном – без удовлетворения.
ПредседательствующийСудакова Р.Е.
СудьиСамылов Ю.В.
Гришина Г.Н.