Дело № 33 – 3760/2010 г.Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Погарский А.Г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судакова Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Гоголеве А.М.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 07 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Мурышкина В.А. на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 29 октября 2010 года, которым постановлено:
Иск Мурышкина В.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ г. Гусь-Хрустальный включить Мурышкину В.А. в специальный трудовой стаж период работы с вредными условиями труда с **** по **** по профессии **** в ****.
В удовлетворении других исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Мурышкина В.А., просившего об отмене решение в обжалуемой части, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области Петровой Н.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурышкин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, периодов работы с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** ****, а также о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда с ****.
В обоснование иска указал, что досрочная трудовая пенсия по старости должна была быть назначена ему в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с понижением возраста, поскольку он проработал на работах с вредными условиями труда более **** лет и имеет необходимый страховой стаж.
Полагал, что, работая с вредными условиями труда, получил право для назначения досрочной трудовой пенсии. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о назначении такой пенсии получил отказ, который считает незаконным.
Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирского области от **** исковые требования Мурышкина В.А. были удовлетворены частично, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда, включены периоды работы с **** по **** в должности **** ****, с **** по **** в должности **** **** и с **** по **** в должности **** ****.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда Владимирского областного суда от **** решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирского области от **** отменено и дело направлено на новое судебное рассмотрение.
В ходе нового судебного разбирательства Мурышкин В.А. поддержал ранее заявленные требования и просил включить в специальный стаж периоды работы с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** ****, а также о назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда с ****.
В судебном заседании истец Мурышкин В.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области Петрова Н.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что наименование должности истца «****» не соответствует указанным в Списке № 1 «термист», «термист на нагревательных печах». При этом из представленных истцом документов следует, что в период с **** по **** истец работал по профессии ****, которая Списками не предусмотрена. Указала также на то, что период работы в должности **** **** не может быть включен в специальный стаж, поскольку включение данного периода в специальный стаж нормами действующего законодательства не предусмотрено. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Мурышкин В.А. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** ****, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).
Решение суда в части включения в специальный стаж, дающий Мурышкину В.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, периода работы с **** по **** по профессии **** в ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 347 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение суда в этой части подлежит оставлению без изменения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Мурышкина В.А. о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** ****, суд первой инстанции исходил из того, что истец имел менее половины специального стажа (**** года **** месяцев **** дней), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии на льготных условиях в уменьшением возраста, предусмотренного п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590.
Однако, в п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий не содержится такого требования.
По мнению Судебной коллегии, вышеуказанный период не подлежит включению в специальный стаж по иным основаниям.
Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность.
До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В частности, Закон СССР «О государственных пенсиях» предусматривал право на пенсию мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, на льготных условиях право на пенсию по старости имели рабочие и служащие на работах с вредными условиями труда по Списку производств № 1: мужчины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Рабочие имели право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (10 лет).
Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на работах с вредными условиями (5 лет), пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на работах с вредными условиями труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока (5 лет) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.
Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим и ранее действовавшим законодательством различны, а именно: по Закону СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" половина стажа на соответствующих работах, дающих право на пенсию на льготных условиях, должна составлять не менее 10 лет, а по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не менее 10 лет и не менее 5 лет (с понижением возраста).
При этом, данные нормы применяются в отношении лиц, имеющих не менее половины требуемого по Спискам № 1 и № 2 льготного стажа и в этот стаж засчитывается только работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.
Судом первой инстанции установлено, что в период с **** по **** (**** года **** месяцев **** дней) Мурышкин В.А. работал **** в ****, в период с **** по **** (**** года **** месяцев **** дней) **** и в период с **** по **** (**** дней) **** в ****.
Таким образом, Мурышкин В.А. проработал на работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, только **** года **** месяцев **** дней.
В период работы Мурышкина В.А. термистом на печах в **** действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, в соответствии с п. 109 которого работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б» и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
С учетом норм Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, Мурышкин В.А. отвечал требуемым условиям досрочного назначения пенсии, при этом специальный стаж Мурышкин В.А. с учетом включения в него периода приравниваемой деятельности (работа в партийных органах) составлял **** лет **** месяца.
Однако, по нормам действующего в то время Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", стаж необходимый для назначения досрочной пенсии с учетом включения вышеуказанной деятельности должен составлять не менее 10 лет.
Согласно п. 11 Указания Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются.
Ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, ни Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и никакие другие специальные акты не содержат положений о возможности включения в специальный стаж работы на ответственных должностях в партийных органах.
Вышеуказанные Законы предусматривают назначение пенсии с уменьшением возраста, но при наличии не менее половины стажа на работах с вредными условиями труда, при этом в этот стаж засчитывается только работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, учитывая, что у Мурышкина В.А. отсутствует пятилетний стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение с уменьшением возраста, или десятилетний стаж работы с учетом включения периода работы **** **** вывод суда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с **** является правильным.
Как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Действовавшее в период работы Мурышкина В.А. законодательство включало в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности (службы в армии, выборная работа и т.п.), при этом стаж необходимый для назначения досрочной пенсии с учетом включения вышеуказанной деятельности должен составлять не менее 10 лет.
Истец Мурышкин В.А. право на пенсию в соответствии с действующим в то время законодательством не приобрел.
Отказывая в удовлетворении требований Мурышкина В.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода работы с **** по **** в должности **** в ****, суд пришел к выводу о том, что в этот период времени Мурышкин В.А. работал в должности ****, не предусмотренной Списком № 1.
Как видно из материалов дела, в трудовой книжке Мурышкина В.А. сделана запись о его работе в этот период в должности **** (л.д. 7).
Подразделом 3 «Термическая обработка» Раздела XI «Металлообработка» Списка N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены «термисты на нагревательных печах».
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что работая по профессии «****» истец фактически выполнял работу «****», предусмотренную Списком № 1 утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173.
Однако из материалов дела следует, что в период с **** по **** истец получал заработную плату за выполнение работы в иной должности, не предусмотренной Списками – ****. Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный от **** ****, расчетными ведомостями за **** (л.д. 79, 90-94).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о включении в специальный стаж периода работы с период с **** по **** не основано на законе, в связи с чем, не подлежит удовлетворению.
Кроме того, включение в специальный стаж истца периода работы с **** по **** не имеет правового значения, поскольку отсутствует пятилетний стаж работы с вредными условиями труда.
Довод кассатора о том, что подтверждением факта работы в должности поименованной Списком № 1, является запись в его трудовой книжке, по мнению судебной коллеги, не является основанием к отмене судебного постановления.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В трудовой книжке должность истца поименована неправильно и только судом, с учетом предоставленных архивных справок и ведомостей были установлены периоды, в течение которых Мурышкин В.А., работая по профессии «****» фактически выполнял работу «****». Данных о том, что в период с **** по **** Мурышкин В.А. работал в вышеуказанной должности, материалы дела не содержат.
Без учета вышеуказанного периода на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости Мурышкин В.А. не имеет необходимого стажа работы с вредными условиями труда и соответственно права на трудовую пенсию, в связи с чем, при изложенных обстоятельствах и назначение досрочной трудовой пенсии по старости является преждевременным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 29 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мурышкина В.А. – без удовлетворения.
ПредседательствующийСудакова Р.Е.
СудьиСамылов Ю.В.
Гришина Г.Н.