Дело № 33-3675/10 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья: Прокофьева Е.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,
при секретаре Титовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 ноября 2010 года дело по иску Амосова Н.В. к ГУ МЧС России по Владимирской области, ГУ МЧС России о признании права на включение в президентскую программу «Государственные жилищные сертификаты», о включении в списки претендентов на получение ГЖС, обязании направить списки на получение ГЖС
по кассационной жалобе представителя Амосова Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 06 октября 2010 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Амосова Н.В. к Главному управлению МЧС России по Владимирской области, МЧС России о признании права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 -2010 годы», возложении обязанности, включить Амосова Н.В. и членов его семьи в списки претендентов на получение государственного жилищного сертификата, обязании направить списки получения государственного жилищного сертификата на Амосова Н.В. и членов его семьи в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Амосова Н.В. его представитель по доверенности Алехина О.Н. просивших решение отменить, объяснения представителя ответчиков ГУ МЧС по Владимирской области, МЧС России по доверенности - Мамаевой И.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амосов Н.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Владимирской области, МЧС России о признании права как подлежащего увольнению по сокращению штатов и членов его семьи на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 -2010 годы», возложении обязанности включить Амосова Н.В. и членов его семьи: жену Амосову И.В., сына Амосова А.Н., дочь Амосову В.Н. в списки претендентов на получение государственного жилищного сертификата, обязании направить списки получения государственного жилищного сертификата на Амосову Н.В. и членов его семьи в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, взыскании судебные расходы по уплате госпошлины в размере **** руб., расходов на оформление нотариально заверенной доверенности представителю в сумме **** руб., оплате услуг представителя в размере **** руб.
В обоснование искового заявления указал, что **** года, он прапорщик внутренней службы был уведомлен о предстоящем увольнении из рядов МЧС РФ ****. по сокращению штатов. В связи с этим в начале ноября **** года он обратился с заявлением в жилищную комиссию администрации г.Коврова о признании его и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением. В декабре **** года он обратился по команде к начальнику Главного Управления МЧС России по Владимирской области о включении его и членов его семьи в очередь на обеспечение жилым помещением с последующим включением в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» и обеспечением государственным жилищным сертификатом по избранному месту жительства г.Ковров, Владимирской области. Однако мер со стороны руководителя МЧС России по Владимирской области принято не было. В мае 2009 года им был повторно написан рапорт, однако вновь мер со стороны руководителя МЧС России по Владимирской области не последовало. После получения юридической квалифицированной помощи **** года его представителем был направлен рапорт о сообщении причины отказа в постановке его и членов его семьи в очередь на обеспечение жилым помещением путем участия в Президентской программе «ГЖС», на что ему был направлен отказ с предложением обратиться по данному вопросу в органы местного самоуправления. На его заявление от 01.06.2009г. администрация Ковровского района отказала ему в постановке в очередь на обеспечение жилым помещением, путем обеспечения государственным жилищным сертификатом. Он имел на момент вынесения решения об отказе в постановке в очередь на обеспечение жилым помещением стаж федеральной службы в органах ГУ МЧС России по Владимирской области более 10 лет, досрочное увольнение из рядов ОГПС по организационно - штатным мероприятиям, не обеспеченность жилым помещением со стороны ГУ МЧС России по Владимирской области, органов местного самоуправления. Считает действия ГУ МЧС России по Владимирской области незаконными и нарушающими его и членов его семьи права определенные ст.40 Конституции РФ и просит удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец Амосов Н.В., его представитель по доверенности Алехин О.Н. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители ответчиков ГУ МЧС по Владимирской области, МЧС России надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель третьего лица администрации Ковровского района Владимирской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, считали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Амосов Н.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральные законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы приняло Постановление от 21.03.2006г. № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила).
Из содержания Постановления Правительства Российской Федерации 21.03.2006г. № 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. № 675, и регулируют особый вид правоотношений между государством, военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 5 подп. «а» Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как установлено Амосов Н.В. проходил службу в **** в должности ****.
Вместе с членами семьи (жена Амосова И.В., сына Амосов А.Н., дочь Амосова В.Н.) Амосов Н.В. проживал и был зарегистрирован по месту жительства в квартире ****
****. решением жилищной комиссией администрации г.Коврова Амосов Н.В. и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
****. Амосов Н.В. был уведомлен о предстоящем увольнении из МЧС РФ ****. по сокращению штатов.
****. старший сержант внутренний службы Амосов Н.В. уволен с должности пожарного ПЧ-4 по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел - по сокращению штатов (приказ № **** от ****.). Выслуга лет по состоянию на ****. составляет в календарном исчислении - **** дней.
После увольнения ****. Амосов Н.В. обратился к начальнику ГУ МЧС России по Владимирской области с рапортом о сообщении причины отказа в постановке его и членов его семьи в очередь на обеспечение жильем, путем участия в программе государственный жилищные сертификаты, в связи с признанием его и членов его семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией администрацией г.Коврова (л.д. 13).
****. ГУ МЧС по Владимирской области направило истцу сообщение, указав, что принятие на учет граждан осуществляется органами местного самоуправления.
****. Амосов Н.В. подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС по Владимирской области о включении его и членов его семьи в очередь на обеспечение жилым помещением с последующим включением в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы» и обеспечением государственным жилищным сертификатом по избранному месту жительства г.Ковров, Владимирской области.
****. Амосов Н.В. был уведомлен о невозможности вынесения данного решения в связи с рассмотрением спора по его иску в суде.
Свидетель Мотренко С.М. пояснил, что в период службы занимал должность **** Знал, что с января **** года будет реформа в МЧС. Во 2 половине **** года всем сотрудникам были разъяснены положения Постановления Правительства Российской Федерации 21.03.2006г. № 153 о возможности участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы». К нему обратился, в том числе, и истец, который принес выписку из протокола жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Коврова о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, и был включен в список очередников на улучшение жилищных условий Ковровского отряда ГПС, который в дальнейшем был направлен в Управление в г.Владимир. Также истец обращался к нему в декабре **** года по поводу дальнейших его действий, и он сказал, что по опыту работы документы должны быть представлены до мая **** года. Что и было сделано в январе **** года. По собранным документам каких-либо замечаний от жилищно-бытовой комиссии по сроку предоставления не было.
Из представленных документов, письма от 04.03.2010г. из ГУ «8 отряд федеральной противопожарной службы во Владимирской области, пояснений свидетеля М. установлено, что истец с рапортом к ответчикам об участии в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» не обращался, а также отсутствует и отказ ответчиков до момента увольнения истца о постановке на участие в вышеуказанной подпрограмме.
В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагаются документы.
Поскольку участие в вышеуказанной программе носит заявительный характер, при этом истец в период увольнения не обращался с рапортом об участии в данной программе суд пришел к выводу о том, что у ГУ МЧС по Владимирской области отсутствовали основания для включения истца и членов его семьи в данную программу.
При таких обстоятельствах суд посчитал, что исковые требования истца подлежат отклонению.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Суд рассмотрел спор исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 06 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Амосова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
Г.Н.Гришина