№ 33-3711/2010 от 02.12.2010 по кассационной жалобе представителя заявителя Курасевой Е.И. - Семенова В.П. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 07 октября 2010 года



33-3711/2010Докладчик Самылов Ю.В.

СудьяПравдина Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

ПредседательствующегоСудаковой Р.Е.,

и судейСамылова Ю.В.,

Гришиной Г.Н.,

при секретареТитовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире02 декабря 2010 года дело по заявлению Курасевой Е.И. об оспаривании постановления главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области № 60 от 18.06.2010 г.

по кассационной жалобе представителя заявителя Курасевой Е.И. – Семенова В.П. на решение Александровского городского суда Владимирской области от07 октября 2010 года, которым постановлено:

Заявление Курасевой Е.И. об оспаривании постановления главы Андреевского сельского поселения и об обязании главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области включить её в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить частично.

Признать постановление главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области № **** от **** г., незаконным.

Обязать главу Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области в течение месяца, со дня получения вступившего в законную силу решения суда, рассмотреть заявление Курасевой Е.И. от **** г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской областиБеляевой Л.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Курасева Е.И. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование пояснив, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

**** года Курасева Е.И. обратилась с заявлением к главе Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив необходимый для этого пакет документов.

**** постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области № **** в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было отказано со ссылкой напункт 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Полагала ошибочным вывод главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области о том, что Курасева Е.И. считается обеспеченной жилой площадью, так как была вселена в жилое помещение как член семьи. По мнению заявителя, она не является членом семьи сына, поскольку Курасевым В.В. жилое помещение площадью **** кв.м было предоставлено ей по договору пользования от **** г. Указала но то, что в соответствии с данным договором ей также было предоставлено и право зарегистрироваться в доме № **** по ул. ****, собственниками которого в равных долях являются её сын и сноха – К. В.В. и Т.П.

Ссылаясь на положения ст. ст. 255 и 258 ГПК РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 16, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, просила признать незаконным и отменить постановление главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области № 60 от 18.06.2010 г. и обязать главу Андреевского сельского поселения включить её в списки граждан нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель заявителя Курасевой Е.И. –Семенов В.П., действующий по доверенности и ордеру, поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что в 2008 годуКурасева Е.И., не имея возможности выполнить за счет собственных денежных средств и сил ремонт принадлежащего ей дома, вынуждена была продать его. Вырученные от продажи деньги заявитель передала своей внучке – К. Л.В. для погашения ипотечного кредита, с использованием которого последней была приобретена квартира в г. Москве, в которой по достигнутой между ними договоренности, должна была проживать и Курасева Е.И.Представитель заявителя указал, что на время выполнения ремонта в квартире, в соответствии с заключенным между Курасевой Е.И. и её сыном К. В.В. договором, ей во временное пользование была предоставлена часть жилого помещения площадью **** кв.м. в принадлежащем ему и его супруге доме. В настоящее время переезд Курасевой Е.И. стал невозможен из-за рождения у внучки третьего ребенка. ПосколькуКурасева Е.И.. не является членом семьи сына, отдельно ведет свое хозяйство, представитель заявителя полагал, что она в соответствии с действующим законодательством, как вдова инвалида Великой Отечественной войны и лицо, не имеющее своего жилого помещения, должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.

Глава Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области Беляева Л.А. заявленные требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что в начале 90-х годов семья Курасевой Е.И. приехала из Брянской области в с. Годуново, где ими был возведен жилой дом. В **** году данный дом Курасевой Е.И. был продан. Тогда же заявитель была зарегистрирована в доме сына. До рассмотрения заявления Курасевой Е.И. жилищно – бытовой комиссией был осуществлен выезд по месту жительства заявителя, в ходе которого было установлено, что ей обеспечен соответствующий уход и условия для проживания в отдельной **** –ти метровой комнате. Поскольку в пользовании заявителя имеется достаточная жилая площадь, главой Андреевского сельского поселения было вынесено постановление об отказе Курасевой Е.И. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 ЖК РФ. О принятом решении Курасева Е.И. была извещена. Кроме того, главой Андреевского сельского поселения было отмечено, что в доме Курасевых открыт один лицевой счет, и при оплате коммунальных платежей все они пользуются предоставленной Курасевой Е.И. льготой. Считая договор от **** года недостоверным, полагала оспариваемое постановление обоснованным и справедливым.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представитель заявителя Курасевой Е.И. –Семенов В.П. просит решение отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Исходя из части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из разъяснений, данных в пунктах 1 и 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При рассмотрении дела по существу надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления.

По смыслу закона органы местного самоуправления должны непосредственно вести учет граждан, нуждающихся в получении социального жилья. В соответствии с определенным в субъекте РФ порядком ведения такого учета, установлением перечня документов, необходимых для принятия на учет, порядок их рассмотрения, оформление учетной документации и т.п., органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за формированием списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При рассмотрении спора судом также учтены положения Устава муниципального образования Андреевское сельское поселение, принятого Решением Совета народных депутатов Андреевского сельского поселения 25.06.2006 г. № 11.

Так, согласно пункту 11 статьи 12 вышеуказанного Устава к полномочиям поселения относится в том числе и обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из пункта 13 статьи 29 данного Устава к полномочиям главы сельского поселения относится и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.

На основании пунктов 11,13,14 того же Устава, к компетенции администрации сельского поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Исходя из положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляются жилые помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Суд верно констатировал, что по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но иным указанным в законе гражданам, при этом, важным обстоятельством является факт наличия у них нуждаемости в жилых помещениях.

Как следует из объяснений представителя заявителя Семенова В.П. и показаний свидетелей, заявляя главе Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области Беляевой Л.А. о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, Курасева Е.И., как вдова инвалида Великой Отечественной войны, представив необходимые документы, подтверждающие, по её мнению, обоснованность требований, имела своей целью получение жилья по договору социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (органа, осуществляющего принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 8 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 14 указанного Порядка установлено, что граждане считаются принятыми на учет со дня утверждения главой (главой администрации) муниципального образования соответствующего решения жилищной комиссии.

Таким образом, глава Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области имеет полномочия по принятию постановления по вопросу о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии.

Согласно п. 12 указанного Порядка в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования.

Из материалов дела следует, что постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от **** г. № ****, для принятия решений о постановке на учет, отказе в постановке на учет, снятии с учета, нуждающихся в жилых помещениях при администрации Андреевского сельского поселения была создана жилищно - бытовая комиссия. Согласно пункту 3 Положения о жилищно – бытовой комиссии при администрации Андреевского сельского поселения, утвержденного вышеуказанным постановлением, жилищно – бытовая комиссия в соответствии с возложенными на неё задачами рассматривает заявления граждан, с предоставляемыми ими документами для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд установил, что Курасева Е.И. обратилась с заявлением к главе Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 28.05.2010 года.

Материалами дела подтверждено, что **** года на заседании жилищно – бытовой комиссии при рассмотрении заявления Курасевой Е.И. был изучен пакет представленных ею документов. Дополнительно были запрошены материалы, послужившие основанием для регистрации Курасевой Е.И. в доме Курасева В.В., в числе которых договор от **** года, представленный ею в составе документов для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не значился.

До этого, **** года при обследовании жилищных условий Курасевой Е.И. было установлено, что Курасева Е.И. проживает в благоустроенном доме общей площадью **** кв.м, в том числе жилой **** кв.м в комнате площадью **** кв.м.

Определяя уровень обеспеченности Курасевой Е.И. общей площадью, была учтена вся площадь находящаяся в её пользовании в доме, ? доля в праве собственности на который принадлежит её сыну К. В.В. Поскольку размер общей площади на одного члена семьи составляет **** кв.м., жилищно – бытовой комиссией при администрации Андреевского сельского поселения было принято решение о даче рекомендации главе Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области об отказе в удовлетворении заявления Курасевой Е.И. в постановке на учет в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждено протоколом № **** заседания жилищно- бытовой комиссии при администрации Андреевского сельского поселения от **** года.

В силу части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

Аналогичные положения содержит и пункт 23 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ.

На основании частей 2,3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Постановление главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области № ****, пунктом 1 которого Курасевой Е.И. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, было принято **** г., т.е. в установленный законом срок. В тот же день Курасевой Е.И. было направлено сообщение о принятом решении.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и давая оценку имеющимся в деле доказательствам, суд обоснованно полагал, что основанием к принятию главой Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области постановления от **** г. № **** явилось не предусмотренное законом обстоятельство. Отсюда верным является вывод суда об удовлетворении требований Курасевой Е.И. в части признания вышеназванного постановления незаконным.

Вопросы отнесения граждан к категории нуждающихся в жилом помещении, относятся в силу жилищного законодательства, к компетенции органов местного самоуправления.Суд лишь проверяет законность принятого органами местного самоуправления решения и в случае установления факта его не соответствия действующему законодательству, регулирующему спорные отношения, решает вопрос о восстановлении нарушенного права.

Таким образом, признав обжалуемое постановление незаконным, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Курасевой Е.И. требований в части обязания главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области о включении её в списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, поскольку в конкретном случае суд в соответствии с действующим законодательством не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Вместе с тем, суд правомерно посчитал необходимым обязать главу Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области устранить допущенное при вынесении **** г. постановления № **** нарушение, посредством пересмотра заявления Курасевой Е.И. от **** г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.

При таких данных, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя заявителя Курасевой Е.И. – Семенова В.П., в которой содержатся доводы аналогичные тем же, что исследовались в судебном заседании, не имеется.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в кассационном порядке.

Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующие порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Александровского городского суда Владимирской области от07 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя заявителя Курасевой Е.И. – Семенова В.П.– без удовлетворения.

ПредседательствующийР.Е. Судакова

СудьиЮ.В. Самылов

Г.Н. Гришина