Дело № 33-24/2011 Докладчик Удальцов А.В.
Судья Гвоздилина И.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Крайновой И.К.
и судей
Удальцова А.В.,Астровко Е.П.
при секретаре Афанасьевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 января 2011 года дело по кассационному представлению прокурора г. Владимира на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 16 ноября 2010 года, которым постановлено:
Отказать прокурору города Владимира в удовлетворении исковых требований, поданных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Владимирской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).
Заслушав доклад судьи Удальцова А.В., объяснения прокурора областной прокуратуры Шайковой В.А., просившей отменить судебное решение, возражение против доводов кассационного представления представителей администрации Владимирской области Шипилова В.И., Чекушева Р.А., УЖКХ администрации г. Владимира Шапошниковой Т.В., ООО «УНР-17» Евстратовой А.Е., ГУ Центр ветеринарии Владимирской области» Деменок В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации Владимирской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира и Муниципальному бюджетному учреждению г. Владимира «Благоустройство» о понуждении определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, и организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных и службы по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах).
В обоснование иска указано, что ответчики в нарушение положений ст. ст. 15, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8, 52 ФЗ РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «Правил содержания домашних животных в городе Владимире» (далее - Правила), утвержденных решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21.07.2005 N 251, не осуществляют ветеринарные меры и санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечение. На территории Владимирской области не определены организации, в которые должны доставляться и содержаться отловленные безнадзорные животные.
ООО «УНР-17», ответственное за указанную деятельность, не выполняет должным образом обязательств по изоляции (передержке) отловленных безнадзорных домашних животных. Кроме того, не исполняются требования п. 90, 91 Правил о кратковременном помещении, осмотре, освидетельствовании и учете безнадзорных животных.
С учетом изложенного прокурор просил обязать администрацию Владимирской области определить организации, в которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные, Управление ЖКХ администрации г. Владимира, муниципальное бюджетное учреждение г. Владимира «Благоустройство» обязать организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных в г. Владимире.
Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители администрации Владимирской области по доверенности Чекушов Р.А. и Управления Департамента ЖКХ администрации Владимирской области Гурьянова Т.А. возражали относительно удовлетворения иска. В возражениях указано, что гражданское законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления обязанности по организации отлова, временного размещения и поиску собственников безнадзорных животных, а также осуществление деятельности, связанной с исполнением санитарно - гигиенических требований по содержанию населенного пункта. Порядок отлова безнадзорных животных, их содержание и использование устанавливает муниципальная администрация, к компетенции которой также относится определение организаций, занимающихся содержанием безнадзорных животных.
Представитель Управления ЖКХ администрации г. Владимира по доверенности Шапошникова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что мероприятия по регистрации животных, относящиеся к мерам предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, находятся в компетенции субъекта РФ, которые должны производить их финансирование. Просила учесть, что обязательной регистрации подлежат только собаки, обязанность по проведению регистрации возложена на ветеринарные учреждения Министерства сельского хозяйства РФ и не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Дополнительно указала, что в городе создано три регистрационных муниципальных пункта, проводится работа по регистрации домашних животных.
Представитель муниципального бюджетного учреждения г. Владимира «Благоустройство», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представители третьего лица ООО «УНР - 17» Немков Ю.А., Евстартова А.Е. считают необоснованными исковые требования, указывая на то, что общество надлежащим образом осуществляет санитарную очистку города от безнадзорных животных в рамках заключенных муниципальных контрактов.
Представители третьего лица ООО «Общество защиты животных» Ларионова Н.М. и Бегунова Н.С. просили удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица ГУ «Центр ветеринарии Владимирской области» по доверенности Деменок В.М. просил иск удовлетворить.
Представитель третьего лица Владимирской областной общественной организации Центр животных «Валента» Сокова В.В. полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационном представлении прокурор города Владимира просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов представления указано, что суд неверно применил к спорным правоотношениям материальный закон и определил фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Во исполнение указанного Закона, Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», ст. 11 Устава города Владимира решением от 21.07.2005г. N 251 городским Советом народных депутатов города Владимира утверждены «Правила содержания домашних животных в городе Владимира».
Указанными правилами, кроме прочего, главе города Владимира предложено определить:
- службы, на которые будут возложены обязанности по отлову безнадзорных домашних животных и по содержанию отловленных животных в приютах (пунктах) в соответствии с настоящими Правилами;
- службы, на которые будут возложены обязанности по созданию муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных;
- службы по проведению общественного контроля за соблюдением владельцами домашних животных требований, изложенных в настоящих Правилах.
Как следует из материалов дела, главой города Владимира надлежащим образом исполнены положения вышеуказанного решения Совета народных депутатов города Владимира. Постановлением № 229 от 31.08.2005г. определена организация, на которую возложены обязанности, предусмотренные Правилами (МУП «Дорожник»). В настоящее время обязательства возложены на ООО «УНР-17».
ООО «УНР-17» кроме выполнения работ по отлову, усыплению и утилизации безнадзорных животных, заключило договор о совместной деятельности с Владимирской областной общественной организацией Центр животных «Валента», по условиям которого последняя обязуется осматривать, лечить, при необходимости временно содержать, принимать решение об эвтаназии больных и невостребованных животных.
Кроме того, постановлением главы города Владимира от 31.08.2005г. № 299 «О содержании домашних животных в городе Владимире» администрациям районов города предписано обеспечить регистрацию и перерегистрацию домашних животных.
Материалами дела подтверждено наличие на территории города Владимира трех муниципальных регистрационных пунктов по регистрации и перерегистрации домашних животных, также администрациями районов города установлен порядок регистрации и перерегистрации животных.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией города Владимира надлежащим образом организована деятельность по контролю за регистрацией и перерегистрацией домашних животных и определению службы ответственной за отлов, содержанием в приютах (пунктах) отловленных животных. При таких обстоятельствах возложение на УЖКХ города Владимира и Муниципальное бюджетное учреждение г. Владимира «Благоустройство» обязанности организовать мероприятия по созданию главного муниципального регистрационного пункта по регистрации и перерегистрации домашних животных в г. Владимире следует признать необоснованным требованием, поскольку исполнение указанных функций уже организовано в не противоречащем законодательству порядке.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996г. № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 года № 23 предусмотрено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В силу указанных норм мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Владимирской области и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области являются ненадлежащими ответчиками в части предъявленных к ним требованиям об определении организаций, в которые должны доставляться безнадзорные животные. При этом суд исходил из того, что возможности определения организаций, в которые должны доставляться безнадзорные животные, непосредственно органами государственной власти субъекта РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон РФ «О ветеринарии», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не предусматривает.
Данный вывод суда следует признать верным.
Уставом Владимирской области, Законом Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ФЗ «О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области» не предоставлены полномочия по определению организаций, которые должны доставляться отловленные безнадзорные животные. Также нет указаний на наличие подобных полномочий и обязанностей в нормах гражданского законодательства, определяющих порядок содержания безнадзорных животных и приобретения права собственности на них.
Более того, деятельность по отлову, содержанию, поимке безнадзорных животных, содержание их в пунктах передержки, приютах, утилизация безнадзорных животных направлена на поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния города и относится к сфере оказания коммунальных услуг. Организация в пределах городского округа деятельности по оказанию коммунальных услуг не относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ.
Следовательно, администрацию Владимирской области, Департамент ЖКХ администрации Владимирской области необходимо признать ненадлежащими ответчиками по делу.
Принимая обжалуемое решение, суд основывался на исследованных в судебном заседании письменных доказательствах, собранных по делу, объяснениях сторон, положениях действующего законодательства. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, материальный закон к спорным правоотношениям применен правильно, при этом доводы жалобы сводятся фактически к переоценке суждений суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361, 362,367 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 16 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора города Владимира - без удовлетворения.
Председательствующий И.К.Крайнова
Судьи Е.П.Астровко
А.В. Удальцов