определение №33-2654/2010 от 09.09.2010г. по кассационному представлению старшего помощника Ковровского городского прокурора



Дело № 33-2654/10 Докладчик Склярова Е.И.

Судья Одинцова Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Крайновой И.К.

судей Удальцова А.В., Скляровой Е.И.

при секретаре Вяловой Л.В.

с участием прокурора Шайковой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 09 сентября 2010 года дело по кассационному представлению старшего помощника Ковровского городского прокурора на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 июля 2010 года, которым постановлено:

исковые требования Ковровского городского прокурора о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный цех-Сервис», выразившихся в начислении Краснову А.А., Аникиной Г.Н. и Смирновой Г.С. платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в размере, превышающем размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, установленный постановлением главы города Коврова от 27.11.2007 г. №1995 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда для населения г. Коврова на 2008 год» за период с 01.07.2008 года по 31.12.2008 года, постановлением главы г.Коврова от 02.07.2009 года № 1279 «О внесении изменений в постановления главы муниципального образования г. Ковров от 24.11.2008 г. №2307 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт помещения на 2009 год» с 01.01.2009 года; взыскании излишне уплаченной суммы за содержание и ремонт мест общего пользования за период с 01.07.2008 года по 31.08.2009 года, возложении обязанности производить расчет платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в соответствии с постановлением главы города Коврова об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт помещения с момента вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.И., прокурора Шайкову В.А., поддержавшую доводы кассационного представления, возражения представителя ООО «УК «ЖЭЦ-Сервис» Минеевой Н.Ю., судебная коллегия

установила:

Ковровский городской прокурор обратился с иском в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов истцов - Краснова А.А., Аникиной Г.Н., Смирновой Г.С. к ООО УК «Жилищно-эксплуатационный цех - Сервис» (далее - ООО УК «ЖЭЦ-Сервис»), в конечном варианте которого просил суд признать незаконными действия ООО УК «ЖЭЦ-Сервис» по начислению истцам платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в размере, превышающем размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, установленный постановлением главы города Коврова от 27.11.2007 г. №1995 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда для населения г. Коврова на 2008 год» за период с 01.07.2008 года по 31.12.2008 года, постановлением главы г.Коврова от 02.07.2009 года № 1279 «О внесении изменений в постановления главы муниципального образования г. Ковров от 24.11.2008 г. №2307 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт помещения на 2009 год» с 01.01.2009 года; взыскании с ответчика излишне уплаченной суммы за содержание и ремонт мест общего пользования за период с 01.07.2008 года по 31.08.2009 года, возложении обязанности на ООО «УК «ЖЭЦ-Сервис» производить расчет платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения Краснову А.А., Аникиной Г.Н. и Смирновой Г.С. в соответствии с постановлением главы города Коврова об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт помещения с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование указал, что в нарушение требований ст.154, ч.4 ст.155 ЖК РФ истцам - нанимателям жилых помещений по адресу: ****), за период с 01 июля 2008 года по 31.08.2009 года необоснованно начисляется и взимается плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном решениями общего собрания собственников помещений дома, превышающем установленный постановлениями главы г. Коврова от 27 ноября 2007 года №1995 и от 02 июля 2009 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответственно, в 2008 году - 10, 36 руб. вместо 6,47 руб. за 1 кв. м. и в 2009 году - 13,46 руб. вместо 8,19 руб. за 1 кв.м.

В судебном заседании прокурор Ивлиева О.С. дополнительно указала, что 01 апреля 2010 года внесено представление главе г. Ковров об устранении нарушений жилищного законодательства, в ответ на которое от 07 мая 2010 года глава города представил проект Порядка расходования денежных средств на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципальной собственности за счет средств бюджета МО г. Ковров, что, по мнению прокурора, подтверждает законность заявленных требований.

Представитель ответчика по доверенности - Минеева Н.Ю. исковые требования не признала, указав, что поскольку размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в 2008 и 2009 году установлен решениями общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а администрацией г.Коврова не закреплен порядок возмещения расходов, связанных с установлением постановлениями главы г. Коврова от 27 ноября 2007 года №1995 и от 02 июля 2009 года №1279 меньшего для нанимателей размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, следовательно, истцы должны оплачивать оказанные ему услуги в размере, указанном в решениях общего собрания. Кроме того, перечень услуг постановлений и договора управления домом различен. В случае принятия Порядка возмещения расходов он не может распространяться на предыдущий период, который указан в заявлении прокурора. Со ссылкой на ч.3 и ч.7 ст.156 ЖК РФ дополнительно сообщила, что орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только в случае, если не выбран способ управления многоквартирным домом, в то время как в доме, где проживают истцы такой способ определен.

Представитель третьего лица - МУ «Служба единого заказчика» Спиридонова М.И. с иском не согласилась по основаниям, указанным ответчиком. Дополнительно пояснила, что при выборе общим собранием собственником помещений многоквартирного дома способа управления домом орган местного самоуправления не обязан устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Истцы Краснов А.А., Аникина Г.Н. и Смирнова Г.С., а также представитель третьего лица - администрации г. Коврова в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении старший помощник Ковровского городского прокурора просил об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным без учета юридически значимых обстоятельств и с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений по нему в отсутствие истцов Краснова А.А., Аникиной Г.Н. и Смирновой Г.С., представителей третьих лиц - администрации г. Коврова и муниципального учреждения «Служба единого заказчика», извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела в кассационной инстанции и не представивших доказательств уважительных причин неявки, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Краснов А.А. является нанимателем квартиры ****, Аникина Г.Н. - квартиры № ****, Смирнова Г.С. - квартиры № **** в том же доме. Истцы зарегистрированы и проживают в указанных квартирах, договоры социального найма заключены с МУ «Служба единого заказчика».

Постановлением главы муниципального образования г. Ковров от 27 ноября 2007 года №1995 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда для населения г. Коврова на 2008 год» указанная плата для домов данной категории (со всеми видами благоустройства без лифта и мусоропровода) составила 6,47 руб. за 1 кв. метр общей площади.

Постановлением главы муниципального образования г. Ковров от 02 июля 2009 года №1279 «О внесении изменений в постановления главы муниципального образования г. Ковров от 24.11.2008 г. №2307 «Об установлении платы за содержание и текущий ремонт помещения на 2009 год» в названное постановление внесены изменения, согласно которым с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года плата за содержание и ремонт помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и собственников помещений до выбора способа управления многоквартирным домом составляет 8,19 руб. за 1 кв. метр общей площади.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил из положений ч.3 ст.156 ЖК РФ, согласно которым размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления и положений ч.7 данной статьи, согласно которым размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Анализируя указанное положение, суд пришел к выводу о том, что как собственники, так и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают содержание и ремонт в доме в соответствии с размером, определенным решением общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а тарифы, установленные, постановлениями главы г. Коврова, действуют для собственников и нанимателей до определения способа управления многоквартирным домом.

Также суд руководствовался п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ, в соответствии с которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, содержащую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Таким образом, наниматель несет бремя содержания и текущего ремонта муниципального имущества в размере оплаты, установленной его собственником (органом местного самоуправления), что соответствует правовому статусу жилья нанимателя и полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно письму Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 года № 6175-АД/14, «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) или органом государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 156 Кодекса и статьи 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей не может быть больше, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156, статьями 162 и 164 Кодекса, пунктами 34 и 36 Правил.

В соответствии с частью 4 статьи 155 Кодекса, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы (в том числе из-за установления для нанимателей заниженного размера платы, задолженности нанимателей) вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. При этом отсутствие средств соответствующего бюджета не может являться оправданием отказа внесения наймодателем такой части платы. В этом случае необходимо внесение изменений в соответствующий бюджет. Поскольку частью 14 статьи 155 Кодекса предусмотрена возможность уплаты пени лицами, несвоевременно и (или) не полностью внесшими плату за жилое помещение и коммунальные услуги, то при наличии задолженности предусмотренные частью 14 статьи 155 Кодекса меры могут быть применены к муниципальному образованию (в частности, в случае невыполнения наймодателем обязанности, установленной частью 3 статьи 155, или при несвоевременном и (или) неполном внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, приходящейся на находящиеся в муниципальной собственности нежилые помещения).»

Наниматели жилых помещений не участвуют в принятии решений о выборе способа управления многоквартирным домом, в утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; не являются участниками правоотношений по управлению многоквартирным домом.

Решение общего собрания собственников, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, если собственники помещений (которым, в том числе, является и администрация г.Коврова) на общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения превышающего размер платы, установленной органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, плата за содержание и ремонт жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, должна складываться из платы, вносимой нанимателем по тарифу, установленному собственником (органами местного самоуправления) и доплаты, вносимой самим собственником (органами местного самоуправления), в согласованном с управляющей организацией порядке.

В свою очередь, собственник муниципального жилья вправе утверждать размер оплаты на содержание и ремонт мест общего пользования равный оплате, предусмотренной в договоре управления многоквартирным домом. Более того, как указано в письме Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 года, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей может устанавливаться собственником таких помещений дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме. Если это не сделано и плата за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей установлена ниже, чем в договоре управления, обязанность в возмещении указанной разницы лежит на собственнике жилья, а не на его нанимателе.

Отсутствие установленного порядка такого возмещения не освобождает муниципальное образование от бремени содержания своего имущества, поскольку данная обязанность определена нормами федерального законодательства.

Уменьшение размера платы нанимателю по сравнению с собственниками жилья связано с правом органа местного самоуправления устанавливать ее размер в силу правового положения нанимателей и статуса жилья, а не с получением льгот. Предоставление отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов предусмотрено ст. 160 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, как принятое с существенным нарушением норм материального права (судом неправильно истолкован материальный закон, неправильно определены юридически значимые обстоятельства), повлиявшим на исход дела, что согласно ст. 362 ГПК РФ является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 361-362, 366-367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 08 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Крайнова И.К.

Судьи: Удальцов А.В.

Склярова Е.И.