Дело № 33-293/11 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья: Мочалова Е.Ю.
ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,
при секретаре Титовой Л.В.,
с участием прокурора Куропаткина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
01 февраля 2011 года дело по заявлению Ковровского городского прокурора к администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района о признании бездействия по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным и обязанности устранить выявленные нарушения
по кассационной жалобе представителя по доверенности администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Боровковой Н.А., на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 26 ноября 2010 года, которым постановлено: признать бездействие администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района по непринятию мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности незаконным.
Обязать администрацию Малыгинского сельского поселения принять меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности на территории сельского поселения в срок до **** г., а именно:
- водоисточники (пруды, реки) оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием дорог размерами 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года в ****;
- выполнить мероприятия по размещению границ населенного пункта на расстоянии не менее **** м до лесного массива и исключения возможности переброса огня от лесных пожаров в ****;
- создать источники противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе 100-150 м, но не менее двух на поселение, обеспечивающих расход воды не менее ****, в ****
- создать источники противопожарного водоснабжения в ****;
- привести поселковые дороги в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним: расчетная скорость не менее **** км/ч, в д. ****;
- на территории Малыгинского сельского поселения создать пожарные депо с радиусом обслуживания не превышающим 3 км и временем прибытия к месту пожара с момента о его сообщении не превышающим 20 минут;
- оборудовать системами пожарной сигнализации помещение администрации в д. ****
- оборудовать системой оповещения о пожаре помещения администрации д. ****
- в качестве материала покрытия стен в общем холе и коридоре помещения администрации д. ****
- часть стены кабинета ведущего специалиста в помещении д. ****, являющегося путем эвакуации, выполнить из негорючего материала;
- количество первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности в помещениях администрации с. ****;
- с окон помещений администрации д. **** демонтировать глухие решетки;
- в качестве покрытия полов в общем коридоре, являющимся путем эвакуации, в помещениях администрации д. **** применить материал (линолеум) с установленными противопожарными характеристиками воспламеняемости (не ниже В2), распространению пламени на поверхности (не ниже РП2), дымообразующей способности (не ниже Д3), токсичности продуктов горения (не ниже Т2).
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя администрации г. Коврова по доверенности Боровковой Н.А.просившего решение в части отменить, объяснения прокурора Куропаткина А.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы и сообщившего об отзыве кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района о признании бездействия по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным и обязанности устранить выявленные нарушения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
- водоисточники (пруды, реки) оборудовать подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием дорог размерами **** м для установки пожарных автомобилей в любое время года в д. ****
-укомплектовать переносными пожарными мотопомпами населенные пункты поселения: д. ****
- выполнить мероприятия по размещению границ населенного пункта на расстоянии не менее **** м до лесного массива и исключения возможности переброса огня от лесных пожаров в д. ****
- создать источники противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе **** м, но не менее двух на поселение, обеспечивающих расход воды не менее ****, в д. ****
- привести поселковые дороги в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним (расчетная скорость не менее **** км/ч, ширина каждой полосы движения не менее **** м) в д. ****;
- на территории поселения создать пожарные депо с радиусом обслуживания не превышающим 3 км и временем прибытия к месту пожара с момента о его сообщении не превышающим 20 минут;
- оборудовать системами пожарной сигнализации помещение администрации в д. ****
- оборудовать системой оповещения о пожаре помещения администрации д. ****
- в качестве материала покрытия стен в общем холе и коридоре помещения администрации д. **** являющихся путем эвакуации, установить не горючий материал;
- часть стены кабинета ведущего специалиста в помещении д. ****, являющегося путем эвакуации, выполнить из негорючего материала;
- количество первичных средств пожаротушения привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности в помещениях администрации д. ****
- с окон помещений администрации д. **** демонтировать глухие решетки;
- в качестве покрытия полов в общем коридоре, являющимся путем эвакуации, в помещениях администрации д. ****, применить материал (линолеум) с установленными противопожарными характеристиками воспламеняемости (не ниже В2), распространению пламени на поверхности (не ниже РП2), дымообразующей способности (не ниже Д3), токсичности продуктов горения (не ниже Т2).
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Охлопкова Е.С. вышеизложенные исковые требования поддержала, уточнив при этом, что считает возможным установить срок для выполнения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности до установления пожароопасного периода, то есть до **** г. Требование о создании источников противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе **** м, но не менее двух на поселение, обеспечивающих расход воды не менее **** л/с, представитель истца поддержала в отношении населенных пунктов, где зарегистрированы и проживают более **** человек, тогда как в остальных населенных пунктах также должны иметься источники противопожарного водоснабжения, но в малых населенных пунктах достаточно одного такого источника. По поводу требования о приведении поселковых дорог в д. Зубцово и д. Кусакино в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, представитель истца считает, что необходимо исполнить указанный пункт, но без учета требования о ширине каждой полосы движения не менее **** м, исходя из соображений целесообразности, поскольку в указанных деревнях фактически нет постоянных жителей.
Представитель ответчика - администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района, на основании доверенности Боровкова Н.А., в судебном заседании частично признала исковые требования Ковровского городского прокурора, категорически возражая против признания бездействия администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района незаконным, поскольку такого бездействия не имелось, по всем указанным ОГПН по г. Коврову и Ковровскому району требованиям принимаются меры по их исполнению. Боровкова Н.А. возражала против удовлетворения требований о возложении на администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района обязанности укомплектовать переносными пожарными мотопомпами населенные пункты Ковровского района, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится лишь оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, тогда как мотопомпы к таковым не относятся. Считала, что администрацией Малыгинского сельского поселения выполняются зависящие от нее мероприятия по размещению границ населенного пункта не менее 15 м. до лесного массива и исключения переброса огня от лесных пожаров в д. Пустынка, поскольку ТО «Ковровское лесничество» предложено организовать вырубку древесных насаждений вокруг населенных пунктов.
Представитель ответчика считала нецелесообразным создание источников противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе **** м, но не менее двух на поселение, обеспечивающих расход воды не менее **** л/с, в д. ****, поскольку в указанных населенных пунктах зарегистрировано и проживает менее **** человек. Боровкова Н.А. возражала против обязанности администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района привести поселковые дороги в д. **** в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним, а именно: расчетная скорость не менее **** км/ч, ширина каждой полосы движения не менее **** м, поскольку в д. **** не зарегистрировано ни одного постоянного жителя, а в д. **** - **** человека, тогда как данные населенные пункты находятся достаточно далеко.
Представитель ответчика - заместитель главы Малыгинского сельского поселения - Обрубова Н.М., в судебном заседании поддержала вышеизложенные Боровковой Н.А. доводы, суду пояснила, что во всех населенных пунктах Малыгинского сельского поселения создаются источники противопожарного водоснабжения, либо очищаются старые пруды, что предусмотрено в планах на **** годы, в д. **** уже выкопаны противопожарные пруды. В общем холле и коридоре помещений администрации д. **** в настоящее время проводится ремонт с соблюдением всех противопожарных норм и правил. Первичные средства пожаротушения в виде огнетушителей имеются в надлежащем количестве: в помещениях администрации д. **** огнетушителей, в помещениях администрации с. **** - **** огнетушитель.
Обрубова Н.М. просила предоставить срок для устранения указанных нарушений правил пожарной безопасности до **** г., поскольку многие из них нужно выполнять после того, как стает снег и просохнет земля.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС РФ по Владимирской области, на основании доверенности, Скворцов О.В., в судебном заседании пояснил, что в с. Большие Всегодичи и в с. Малые Всегодичи водоисточники оборудованы надлежащими подъездами с площадками с твердым покрытием дорог, достаточными для установки пожарных автомобилей в любое время года. Кроме того, в д. **** выкопаны противопожарные пруды. Остальные нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в акте проверки от **** г., до настоящего времени не устранены. В настоящее время в общем коридоре администрации д. **** ведутся ремонтные работы, но линолеум, на который представлен сертификат соответствия, имеет группу воспламеняемости В3, тогда как согласно Правил пожарной безопасности, в общем коридоре, являющемся путем эвакуации, необходимо применить линолеум с характеристиками воспламеняемости не ниже В2.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Боровкова Н.А., ставит вопрос об отмене решения в части признания бездействия администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконными и обязанности создать источники противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе **** м, обеспечивающих расход воды не менее **** л/с, в д. **** считая его в данной части необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального и процессуального права.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
На основании ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.
Представитель администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района не оспаривал, что в д. **** сельского поселения необходимо создать источники противопожарного водоснабжения из расчета обслуживания жилых домов в радиусе **** м, но не менее двух на поселение, обеспечивающих расход воды не менее **** л/с.
Одновременно, согласно ч. 5 ст. 68 указанного закона допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до **** человек при застройке зданиями высотой до **** этажей.
Согласно представленным ответчиком данным в д. **** зарегистрированных и проживающих жителей менее **** человек, однако ответчики не оспаривают тот факт, что в весенне-летний период в указанных населенных пунктах проживают дачники, где они, имея домовладения, ведут хозяйство.
Следовательно, и в указанных населенных пунктах, где постоянно зарегистрированы и проживают менее **** человек, с целью недопущения пожара, необходимо создание источников противопожарного водоснабжения, но не менее одного на поселение.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия, обязательные для применения и исполнения органами власти, местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, и должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Судом установлено, что нарушения администрацией Малыгинского сельского поселения Ковровского района обязательных к исполнению требований пожарной безопасности выявлялись при проведении проверки органами пожарного надзора в **** г., что подтверждается актом проверки от **** г. и выданным на его основании предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Однако, в соответствии с актом проверки от **** г., предписание ОГПН по г. Коврову и Ковровскому району ответчиком в полном объеме не выполнено, что является нарушением ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», предписывающей руководителям организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требований должностных лиц пожарной охраны. Указанные нарушения имеют место на протяжении длительного периода времени и могут повлечь необратимые последствия.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что имело место бездействие администрации Малыгинского сельского поселения, в результате которого всех необходимых мер по устранению выявленных нарушений принято не было.
Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, установленные в ходе проверки, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению граждан, ставят под угрозу их жизнь и здоровье во время пожара. В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей нарушения норм пожарной безопасности должны быть устранены.
Суд посчитал необходимым установить срок для принятия мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности на территории Малыгинского сельского поселения до наступления пожароопасного периода, то есть до **** г.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения и нормах процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 26 ноября 2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Боровковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
Г.Н. Гришина