Дело № 33-596/2011 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Орешкина О.Ф.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.
при секретаре Кутровской К.В.
с участием прокурора Шайковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира на решение октябрьского районного суда г. Владимира от 11 февраля 2011 года, которым постановлено:
Заявление Филиппова А.С. удовлетворить.
Признать постановление территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира № 94 от 03.02.2011г. «Об отказе регистрации Филиппову А.С. кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19» незаконным.
Обязать территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Владимира зарегистрировать Филиппова А.С. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира Фурса Е.А., действующую по доверенности, просившую решение отменить, представителя Филиппова А.С. - Молчанова Д.В., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Шайковой В.А., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Филиппов А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира № 94 от 03.02.2011г. об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19, обязать зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
В обоснование заявленных требований указал, что 3 февраля 2011 года постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира № 94 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. «в» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».
В качестве основания для принятии обжалуемого решения территориальной избирательной комиссией указано, что кандидат Филиппов А.С. представил копию паспорта гражданина РФ, **** года рождения, ****, выданный ****, на странице 19 которого имеется отметка «аннулировано», проставленная на штампе о выдаче загранпаспорта. Считая, что данная отметка не предусмотрена Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, территориальная избирательная комиссия сделал вывод о том, что паспорт недействителен и подлежит замене. В подтверждение данного вывода комиссия сослалась на ответ УФМС России по Владимирской области от 03.02.2011 г. № 10/901. Однако в данном ответе содержится лишь рекомендация о замене паспорта и не содержится выводов о недействительности документа.
По мнению заявителя, решение территориальной избирательной комиссии не основано на нормах действующего законодательства и при его принятии были искажены нормы Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации».
Суду пояснил, что отметка на 19 странице паспорта «аннулировано» на ранее проставленном штампе о выдаче заграничного паспорта произведена еще в **** году при выдаче заявителю нового загранпаспорта, однако ни при проставлении в паспорте отметки отдела ЗАГС о регистрации брака в **** году, ни при проставлении отметок УФМС о регистрации по месту жительства и рождении ребенка в **** году, указанные органы не ставили под сомнение действительность паспорта.
Полагал, что постановление территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира вынесено с грубым нарушением порядка регистрации кандидатов, что привело к нарушению конституционного права заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Представитель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Владимира Кивленок Т.В. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что в соответствии с п. 6 Положения «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
Полагал, что у избирательной комиссии были все основания для отказа кандидату Филиппову А.С. в регистрации по основанию, предусмотренному п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. «в» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». Просила отказать Филиппову А.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Владимира просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 33 указанного Закона, пункта 2 статьи 28 Закона Владимирской области № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно подпунктам 1, 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем, за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Аналогичные положения содержатся и в п.п. 2,4 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Как установлено судом, 21 января 2011 года Филиппов А.С. представил в территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 по выборам депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва, документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира по указанному одномандатному округу № 19.
25 января 2011 года Филиппов А.С. представил в избирательную комиссию документы о регистрации кандидатом в депутаты, в том числе копию паспорта гражданина РФ, **** года рождения, ****, выданный ****, на странице 19 которого имеется отметка «аннулировано», проставленная на штампе о выдаче загранпаспорта.
3 февраля 2011 года постановлением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Владимира № 94 заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. «в» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».
На запрос председателя избирательной комиссии № 01-11/527 от 02.02.2011 г. дан ответ УФМС по Владимирской области № 10/901 от 03.02.2011 г. о том, что отметка «аннулировано», поставленная в паспорте гражданина Российской Федерации не предусмотрена Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации» и нормативными актами Федеральной миграционной службы, данный паспорт гражданина рекомендуется для замены. Вывод о недействительности паспорта в ответе начальника УФМС России по Владимирской области не содержится.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что паспорт гражданина РФ ****, выданный ****, с наличием в нем отметки, не предусмотренной Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», не может быть признан недействительным применительно к избирательному законодательству, поскольку имеющиеся в нем сведения не опровергают указанных кандидатом сведений о его личности, гражданстве, месте жительства.
С учетом указанных обстоятельств, при отсутствии иных оснований к отказу в регистрации Филиппова А.С. кандидатом в депутаты, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных Филипповым А.С. требований и их удовлетворении.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с нормами процессуального закона, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу территориальной комиссии Октябрьского района г. Владимира - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Г.Н. Гришина
Ю.В. Самылов