Определение № 33-579/2011 от 18 февраля 2011 года по кассационному представлению прокурора и кассационной жалобе Мякшиной Л.Б.



Дело № 33-579/2011 Докладчик Судакова Р.Е.

Судья Клокова Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

и судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.

с участием прокурора Куропаткина А.В.

при секретаре Кутровской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 февраля 2011 года дело по кассационному представлению старшего помощника Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.С. и кассационной жалобе Мякшиной Л.Б. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 7 февраля 2011 года, которым постановлено:

Заявление Мякшиной Л.Б. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Ковровского района № 132 от 1 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия,

У с т а н о в и л а:

Решением Совета народных депутатов Ковровского района Владимирской области «О назначении даты выборов главы Ковровского района и депутатов Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва» от 17 декабря 2010 года № 51 назначены выборы главы Ковровского района и депутатов Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва на 13 марта 2010 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 1 февраля 2011 года № 132 Мякшиной Л.Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва.

Основанием для отказа явилось не представление всех документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, ( п.п. «в» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области»).

Согласно протоколу заседания территориальной избирательной комиссии Ковровского района № 20 от 1 февраля 2011 года заявителем не представлена копия свидетельства о регистрации брака или документ, подтверждающий смену фамилии, а также справка из Сбербанка о состоянии лицевого счета к первому финансовому отчету.

Мякшина Л.Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии.

В обоснование сослалась на то обстоятельство, что ею были представлены все документы, предусмотренные Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 10 декабря 2010 года № 246, перечень которых не содержит документов, в связи с отсутствием которых, ей было отказано в регистрации. По мнению заявителя, в нарушение п.4 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, она не была извещена избирательной комиссией о недостатках документов, в том числе послуживших основанием для отказа ей в регистрации, и не было предоставлено, предусмотренное Законом время, для их устранения.

В судебном заседании заявитель и ее представитель Петрунин Д.В. поддержали заявленные требования.

Представитель территориальной избирательной комиссии Ковровского района Неверова Л.А. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что территориальная комиссия при решении вопроса о регистрации заявителя кандидатом в депутаты, действовала в строгом соответствии с избирательным законодательством, регулирующим спорные правоотношения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении прокурора и кассационной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Основания для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Мякшиной Л.Б., ее представителя Петрунина Д.В., заключение прокурора Куропаткина А.В., поддержавших доводы кассационных представления и жалобы, обсудив их доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Пункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пункт «в» п. 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ к основанию для отказа в регистрации кандидата относят отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 1,2 статьи 28 Закона Владимирской области № 10-ОЗ, вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты Мякшина Л.Б. указала о наличии у нее высшего образования, в подтверждение чего, представила диплом ****, выданного на имя Иванютиной Л.Б.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке серии ****, оформленной **** года на имя Иванютиной Л.Б., **** года на основании свидетельства о заключении брака серии ****, выданного **** года, фамилия обладателя трудовой книжки была изменена на «Мякшина».

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что представленные документы, с учетом перемены кандидатом фамилии, подтверждают сведения о ее образовании, которые она указала в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, является правильным.

Что касается вывода суда о том, что Мякшиной Л.Б. было обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с не представлением справки из Сбербанка о состоянии лицевого счета к первому финансовому отчету, то он основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области для регистрации кандидатов, списков кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет, сведения об изменениях, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 5 ст. 31 настоящего Кодекса.

Исходя из положений указанной нормы закона, кандидат в депутаты для регистрации обязан представить в соответствующую избирательную комиссию, в том числе первый финансовый отчет.

Как видно из материалов дела, первый финансовый отчет Мякшиной Л.Б. в избирательную комиссию был представлен 25 января 2011 года, что подтверждается документально справкой территориальной избирательной комиссией Ковровского района ( л.д. 46).

Вывод суда о том, что данный финансовый отчет не соответствует требованиям Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Владимирской области, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 6 декабря 2010 года № 238, поскольку заявителем одновременно со сдачей первого финансового отчета не была представлена банковская справка, подтверждающая остаток средств фонда кандидата, в связи с чем, по мнению суда, Мякшиной Л.Б. обоснованно отказано в регистрации, противоречит действующему избирательному законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

Пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пункт 4 статьи 33 Закона Владимирской области № 10-ОЗ предусматривают извещение избирательной комиссией в установленном законом порядке кандидата о неполноте сведений о нем или несоблюдении требований закона к оформлению документов для устранения имеющихся недостатков (за исключением подписных листов с подписями избирателей).

Из материалов дела следует, что о несоответствии первого финансового отчета, представленного заявителем, требованиям приведенной выше Инструкции, Мякшина Л.Б. избирательной комиссией не извещалась.

Как разъяснил Центризбиркома Российской Федерации в Постановлении от 23 марта 2007 года № 203/1272-4, не извещение избирательной комиссией кандидата в срок, установленный законом, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, не указание, какие конкретно из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не дает избирательной комиссии право принимать решение об отказе в регистрации кандидата.

Из изложенного следует, что территориальной избирательной комиссией Ковровского района не представлено суду доказательств факта не представления заявителем для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата необходимых документов, что являлось бы законным основанием для отказа Мякшиной Л.Б. в регистрации кандидатом в депутата по одномандатному избирательному округу № 5.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Мякшиной Л.Б. законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 7 февраля 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявление Мякшиной Л.Б. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Ковровского района № 132 от 1 февраля 2011 года об отказе Мякшиной Л.Б. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва.

Обязать территориальную избирательную комиссию Ковровского района зарегистрировать Мякшину Л.Б. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Ковровского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи Г.Н. Гришина

С.М. Сергеева