Определение №33-483/2011 от15.02.2011 по кассационной жалобе УПФ в городе Суздале



Дело № 33 -483/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Васильева Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Гоголеве А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Суздале Владимирской области на решение Суздальского районного суда от 24 декабря 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Шевцовой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Суздале Владимирской области удовлетворить.

Включить в специальный стаж Шевцовой Г.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды:

- с **** по **** в должности **** в ****, включая период нахождения в отпуске по **** с **** по **** и период нахождения в отпуске по **** с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и девять месяцев; с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев; с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** в ****.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области назначить Шевцовой Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права - с ****.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Швецова Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области о назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Заявленные требования мотивировала тем, что ей было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимого 30-летнего медицинского стажа. При этом, ответчик не принял к зачету в специальный стаж периоды ее работы с **** по **** в должности **** в ****, включая период нахождения в отпуске по **** с **** по **** и период нахождения в отпуске по **** с **** по **** в льготном исчислении один год работы как один год и девять месяцев; с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев; с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении.

Кроме того, просит обязать назначить пенсию с момента возникновения права на пенсию с ****.

В судебном заседании Швецова Г.В. и ее представитель Уланова Т.А. поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Суздале Захарова О.В. иск не признала.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Суздале ставит вопрос об отмене решения суда в части включения в специальный стаж Швецовой Г.В. периодов нахождения в отпусках по **** с **** по **** и в отпуске по **** с **** по **** в льготном исчислении, считая его в этой части вынесенным с нарушением действующего законодательства.

Кассационное рассмотрение проведено без участия сторон, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований к отмене решения суда в обжалуемой его части.

При рассмотрении дела, судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Согласно Информационному письму Минтруда России и ПФР N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.

Согласно письма Минздрава и соцразвития РФ от 04 июня 2004 года № МЗ-637 исчисление стажа, в том числе и специального, может проводиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в период нахождения истицы в отпуске по ****, действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

В соответствии с разъяснением государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем, время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, причем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении. Позиция о кратном зачете времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии основана на том, что это время по правовым последствиям приравнено законодателем к времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно засчитываться в льготном (кратном) исчислении.

Как следует из материалов дела, в отпуске по ****, а также в отпуске по **** Швецова Г.В. находилась в период своей работы по должности, которая зачтена в специальный стаж в льготном исчислении.

Из материалов дела следует, что **** у истца родилась дочь Швецова К..

Согласно приказа по Ставровской больнице **** от **** года Швецовой Г.В. предоставлен отпуск по **** с **** по **** (л.д. 18).

Следовательно, начавшийся в **** года отпуск по **** не прерывался до **** года.

Учитывая, что **** в целом (**** и до ****) Швецовой Г.В. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с **** по **** (после **** и до ****) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, причем, весь период нахождения Швецовой Г.В. в отпуске по **** с **** по **** и в отпуске по **** с **** по ****, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в льготном исчислении - один год работы как 1 год 6 месяцев и как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, довод кассатора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Швецовой Г.В. о включении в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Применяя две льготы (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и как 1 год работы за 1 год и 3 месяца), суд первой инстанции пришел к выводу об исчислении стажа в льготном порядке с применением двух коэффициентов, при этом суммировал их и применил коэффициент 1,9.

Действительно, по Правилам 2002 года в подобных случаях необходимо применять две льготы одновременно, поскольку, если гражданин работал в сельской местности в тех структурных подразделениях и в должностях, которые засчитываются в медицинский стаж в льготном порядке, то льготы по исчислению стажа суммируются, но это суммирование производится к календарному периоду времени с применением поочередно коэффициента 1,3 и 1,6, а не складываются буквально, как определил суд первой инстанции.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.

С учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанных периодов работы с суммированием льгот в ином порядке (поочередно 1,3 и 1,6), на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости стаж лечебной деятельности Швецовой Г.В. составил более 30 лет, в связи с чем, право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возникло у Швецовой Г.В. с ****, следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с указанной даты.

Доводы жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.

Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в кассационной жалобе не привел.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Суздальского районного суда от 24 декабря 2010 года в части исчисления льготного стажа из расчета 1 год работы как 1 год и 9 месяцев изменить

Исчислить указанные периоды из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год работы за 1 год и 6 месяцев к календарному периоду.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Суздале Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судакова Р.Е.

Судьи Сергеева С.М.

Гришина Г.Н.