Определение №33-666/2011 от 24.02.2011 по кассационной жалобе ТИК округа Муром и кассационному представлению помощника городского прокурора Муромской городской прокуратуры Митрофановой Н.В.



Дело № 33 -666/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Кротов С.Л.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Гоголеве А.М.,

с участием прокурора Шайковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 февраля 2011 года дело по кассационному представлению помощника городского прокурора Муромской городской прокуратуры Митрофановой Н.В. и кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области на решение Муромского городского суда Владимирской области от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:

Заявление Жукова Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области от 02 февраля 2011 года № 28 об отказе в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Жукова Е.В..

Обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром Владимирской области зарегистрировать кандидата на должность Главы округа Муром Жукова Е.В..

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения прокурора Шайковой В.А., представителей территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области Захаровой М.Ю. и Мишиной Ю.С., просивших об отмене решения, представителя заявителя Савенкова Р.С., просившего об отклонении кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением территориальной избирательной комиссии округа Муром от 02 января 2011 года № 28 Жукову Е.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы округа Муром.

Жуков Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

В обоснование этого требования указал, что 25 января 2011 года представил в территориальную избирательную комиссию округа Муром Владимирской области документы, необходимые для регистрации его кандидатом на должность Главы округа Муром. 28 января 2011 года в территориальной избирательной комиссии ему было выдано извещение о том, что 02 февраля 2011 года в 17 часов 00 минут состоится заседание комиссии по вопросу его регистрации кандидатом на должность Главы округа Муром. Постановлением территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области от 02 февраля 2011 года ему было отказано в регистрации со ссылкой на то, что 1) им не была представлена заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании - решение о создании Муромского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; 2) имелись нарушения, допущенные им при оформлении документов, необходимых для его регистрации.

Полагает данное постановление незаконным, поскольку само извещение Территориальной избирательной комиссии о выявленных недостатках в представленных им документах не конкретизировано и он не извещен избирательной комиссией о выявленных недостатках.

В судебном заседании заявитель Жуков Е.В., его представители Кудрявцев М.М. и Савенков Р.С. подержали заявление.

Представитель Территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области Захарова М.Ю. с заявленным требованием не согласилась. Пояснила, что оспариваемое постановление принято в рамках предоставленных комиссии полномочий с соблюдением требований избирательного законодательства. Указала на то, что о выявленных недостатках в оформлении документов Жуков Е.В. был извещен 28 января 2011 года. В соответствии с заявлением представителя заявителя Б. о разъяснении извещения представителями территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области были даны соответствующие разъяснения и приняты меры для вручения извещения-разъяснения Жукову Е.В. В адрес заявителя и его представителя направлялись телефонограммы, однако, ни Жуков Е.В., ни его представители за разъяснениями не явились. Кроме того, члены комиссии выезжали по месту жительства Жукова Е.В. для вручения извещения. Однако, Жукова Е.В. не было дома, о чем был составлен акт от 29 января 2011 года и в этот же день извещение оставлено дежурному в администрации округа Муром. Просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что Жукову Е.В. обоснованно отказано в регистрации.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области и кассационном представлении помощника прокурора Муромской городской прокуратуры Митрофановой Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением действующего законодательства и с нарушением норм материального права.

Кассационное рассмотрение проведено без участия заявителя Жукова Е.В., который извещен о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда приходит к следующему.

Рассматривая заявление Жукова Е.В. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии округа Муром в части не извещения Жукова Е.В. о выявленных недостатках в представленных им документах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение положений избирательного законодательства территориальная избирательная комиссия округа Муром Владимирской области своевременно не уведомила Жукова Е.В. о недостатках представленных им документов в части их заверения ненадлежащим уполномоченным представителем избирательного объединения и необходимости представления решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, поскольку в представленном кандидатом решении о его выдвижении не указано о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.

Пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день, до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Уведомить кандидата об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и представить ему срок для исправления недостатков в соответствии с данной нормой является обязанностью соответствующей избирательной комиссии.

Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документов, либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ или иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года N 10-ОЗ «Избирательного кодекса Владимирской области» (в редакции от 05.04.2007 N 29-ОЗ)

Судом установлено, что решением Совета народных депутатов округа Муром Владимирской области от 21 декабря 2010 года № 1173 назначены выборы Главы городского округа Муром Владимирской области на 13 марта 2011 года.

28 января 2011 года рабочая группа избирательной комиссии выявила названные выше недостатки в представленных Жуковым Е.В. документах и вручила последнему извещение о дате и времени заседания комиссии по вопросу его регистрации кандидатом в депутаты с указанием о необходимости приведения в соответствие части представленных им документов, причем, без конкретизации, какие именно из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки, то есть, фактически не указала содержание этих недостатков.

Указанные обстоятельства подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании, оценка которых произведена судом по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что избирательная комиссия не указала Жукову Е.В. в соответствующем извещении для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие конкретно из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ или иного закона, и в чем состоит данное нарушение.

Разрешая дело и удовлетворяя требования Жукова Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что избирательная комиссия округа Муром была обязана известить Жукова Е.В. о недостающем документе, а именно, об отсутствии решения о создании Муромского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Также, суд пришел к выводу о том, что, не известив Жукова Е.В. об отсутствии вышеуказанного решения, избирательная комиссия округа Муром нарушила принципы гласности и открытости, нарушила избирательное (пассивное) право Жукова Е.В.

Между тем, приведенные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу положений п. п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Согласно подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.

Подпунктами 1 и 2 п. 18 ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), а также в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в окружные избирательные комиссии, а при проведении выборов главы муниципального образования - в избирательную комиссию, организующую выборы, официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию устава политической партии, иного общественного объединения; официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

Как видно из материалов дела, 25 января 2011 года в территориальную избирательную комиссию округа Муром Владимирской области для регистрации в качестве кандидата на должность Главы округа Муром Владимирской области Жуковым Е.В. не было представлено решение о создании Муромского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д. 26-28).

Факт непредставления в избирательную комиссию решения о создании Муромского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» заявителем и его представителем в ходе судебного заседания не отрицался, при этом указывалось на обязанность территориальной комиссии известить Жукова Е.В. о необходимости предоставления такого решения.

Однако, в силу вышеназванных норм Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 г. N 203/1272-4, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению. Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная этим Федеральным законом и Разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов. Данными нормами не предоставляется право кандидату дополнительно внести документы, не поданные своевременно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Более того, Федеральным законом установлено, что кандидат вправе только заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением требований закона.

Жуков Е.В. на должность главы муниципального образования округа Муром был выдвинут Муромским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», которое не является юридическим лицом, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством Жуков Е.В. был обязан представить решение о его создании.

Непредставление решения о создании юридического лица является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - отсутствием в документах необходимых сведений.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых в соответствии с избирательным законодательством, является самостоятельным основание к отказу в регистрации, постановление территориальной избирательной комиссии округа Муром от 02 февраля 2011 года № 28 нельзя признать незаконным.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, отменяя судебное постановление, вынесенное с нарушением закона, находит возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Жукова Е.В. о признании незаконным и отмене постановление территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области от 02 февраля 2011 года № 28 об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность Главы округа Муром, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Муромского городского суда от 09 февраля 2011 года отменить.

Принять новое решение, которым заявление Жукова Е.В. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области № 28 от 02 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидата на должность главы округа Муром Жукова Е.В. и возложении обязанности зарегистрировать кандидата на должность главы округа Муром Владимирской области Жукова Е.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий Судакова Р.Е.

Судьи Самылов Ю.В.

Гришина Г.Н.