Определение № 33-797/2011 от 03.03.2011г. по кассационной жалобе Гороховского А.А.



Дело № 33-797/11 Докладчик Склярова Е.И.

Судья Горячева А.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Крайновой И.К.

судей Скляровой Е.И., Астровко Е.П.

при секретаре Язеве И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 3 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Гороховского А.А. на решение Октябрьского районного суда Владимирской области от 23 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Гороховского А.А. к Министерству регионального развития Российской Федерации, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, третьему лицу ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» о взыскании части жилищной субсидии в размере **** рублей, не предоставленной жилищным сертификатом серии ****, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме **** рублей, отказать.

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.И., выслушав истца Гороховского А.А. и его представителя адвоката Щербицкую Ю.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гороховский А.А. обратился в суд с иском к Министерству регионального развития РФ, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, в конечном варианте которого просил взыскать часть жилищной субсидии в размере **** руб., не представленной жилищным сертификатом серии ****. В обоснование указал, что в 1996 году выехал на постоянное месте жительства в **** из ликвидированного на основании постановления Правительства РФ № 118 от 04.12.1995 года поселка ****. Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ему должна быть предоставлена жилищная субсидия, выделяемая за счет средств федерального бюджета, без учета стажа работы в этих местностях и времени прибытия в указанные районы.

Решением от 30 июня 2008 года Октябрьский районный суда г.Владимира обязал департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить Гороховского А.А. на учет на первоочередное получение жилищной субсидии, он был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год под № 2.

05.05.2010 года в администрации муниципального образования городское поселение г.Киржач Владимирской области он получил государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, серии ****, выданный департаментом строительства и архитектуры Владимирской области 26 апреля 2010 года, в котором определен норматив общей жилой площади жилого помещения, стоимость 1 кв. метра жилья в регионе вселения, норматив предоставления социальной выплаты ( 80% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья) и определена сумма получения денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения - **** руб. Поскольку истец полагал, что при оформлении и выдаче сертификата ему неверно был определен норматив предоставления социальной выплаты в размере 80%, вместо 100%, просил взыскать с ответчиков недоплаченную жилищную субсидию в размере **** руб.

Представитель ответчика департамента строительства и архитектуры Владимирской области (далее - Департамент) Чернышев Б.Б. исковые требования не признал. В обоснование указал, что Гороховский А.А. принял сертификат, предоставляющий право на социальную выплату за счет средств федерального бюджета в размере **** руб., согласился с условиями подпрограммы, подтвердил достоверность сведений, содержащихся в сертификате. В мае 2010 года обратился в Департамент с претензией, в которой выразил несогласие с указанным в сертификате нормативом предоставления социальной выплаты и потребовал внести изменение в жилищный сертификат, указав норматив предоставления социальной выплаты в размере 100%. Несмотря на указанные разногласия, 20.05.2010 года истец приобрел квартиру в г.Киржач по цене **** руб., которая была оплачена Гороховским А.А. путем перечисления денежных средств в указанной сумме со счета, на который были зачислены денежные средства по полученному государственному жилищному сертификату. Полагал, что Гороховский А.А. не выполнил п.46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, то есть не приложил к заявлению о замене сертификата сам документ (сертификат) или справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты, а реализовал свое право в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился. В письменных возражениях указал, что Гороховский А.А. выехал из ликвидированного поселка Иультин на постоянное место жительства в **** в 1996 году, в связи с чем при предоставлении ему жилищной субсидии в 2010 году не имелось оснований для отнесения его к первоочередникам. Просил отказать истцу в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица - ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития РФ в суд не явился. В письменных возражениях указал, что требования истца предполагают предоставления ему денежных средств без применения механизма выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предусматривающего исключительно целевое назначение социальной выплаты, которая направляется в установленном порядке на оплату предоставленных в банк договоров купли-продажи жилых помещений. Именно поэтому, в случаях, если размер социальной выплаты, указанной в сертификате, превышает стоимость приобретаемого жилого помещения, превышающая сумма не остается на счете владельца сертификата, а возвращается в федеральный бюджет. Предоставление владельцам сертификатов - участникам подпрограммы средств социальной выплаты в ином порядке - «на руки», не соответствует ее целевому назначению, противоречит бюджетному законодательству, условиям подпрограммы, Закону, следовательно, исключается.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Гороховский А.А. просил отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований по формальным основаниям, не дав правовой оценки нарушению его прав на предоставление норматива социальной выплаты в указанном истцом размере.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещавшихся о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 1, 3-5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на предоставление жилищный субсидий распространяется на граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством РФ. При этом стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Норматив предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, полярных станций составляет 100% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Судом установлено и подтверждается материалами дела следующее.

В 1996 году Гороховский А.А. выехал из ликвидированного на основании постановления Правительства РФ от 04.12.1005 года № 1188 поселка **** на постоянное место жительства в ****.

Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 30.06.2008 года, вступившим в законную силу 17.07.2008 года, департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области был обязан судом:

поставить Гороховского А.А. на учет в первую очередь на получение жилищной субсидии, как гражданин, выехавший из ликвидированного на основании постановления правительства РФ от 04.12.1995 года № 1188 поселка ****;

предоставить Гороховскому сведения о количестве граждан, выехавших из закрывающихся поселков Крайнего Севера 1 категории, согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2003 года № 433;

предоставить Гороховскому А.А. сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению № 5 к постановлению Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879.

Во исполнение решения суда 28.08.2009 года истец был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по Владимирской области под №2 в категории граждан, выехавших из городов, поселков, с полярных станций, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти РФ и по согласованию с Правительством РФ.

05.05.2010 года Гороховский А.А. получил в администрации муниципального образование городское поселение города Киржач государственный жилищный сертификат серии **** о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, выданный департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области 26.04.2010 года, в котором норматив социальной выплаты предоставлен ему в размере 80% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, что составило сумму в размере **** руб. Получив сертификат, но не согласившись с размером социальной выплаты 19.05.2010 года Гороховский А.А. направил в Департамент претензию с просьбой внести изменения в сертификат, указав размер выплаты 100%, а 20.05.2010 года заключил договор купли-продажи квартиры по адресу: **** по цене **** руб. Оплата стоимости квартиры была произведена Гороховским А.А. путем перечисления денежных средств в сумме **** руб. со счета, на который были зачислены денежные средства по государственному жилищному сертификату.

Статьей 10 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливается Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

Согласно п.12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

В силу п. 46 Правил, при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Таким образом, при обращении с заявлением (претензией) о внесении изменений в сертификат или выдаче нового сертификата Гороховский А.А. был обязан приложить к заявлению сам документ (сертификат) или справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты, а также документы, подтверждающие обстоятельства, требующие замены сертификата.

Вместе с тем, вместо того, чтобы приложить сертификат или расторгнуть договор банковского счета без перечисления средств социальной выплаты, Гороховский А.А. реализовал свое право и в полной мере воспользовался социальной выплатой по сертификату, оплатив стоимость квартиры.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что отказ Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области по внесению изменений в жилищный сертификат (замене сертификата) истцом в судебном порядке не оспорен, договор банковского счета не расторгнут. Вместо этого, в результате финансовой поддержки государства в порядке реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Гороховский А.А. приобрел жилое помещение, оплата которого произведена истцом со счета, на который зачислены денежные средства по полученному государственному жилищному сертификату.

Учитывая, что:

механизм выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусматривает исключительно целевое назначение социальной выплаты;

в случаях, если размер социальной выплаты, указанной в сертификате, превышает стоимость приобретаемого жилого помещения, превышающая сумма не остается на счете владельца сертификата, а возвращается в федеральный бюджет;

выплата владельцам сертификатов наличных денег не предусмотрена,

механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату действующим законодательством не предусмотрен,

принимая во внимание, что взыскание истцу бюджетных средств в обналиченной форме представляет собой нецелевое использование средств, что является нарушением бюджетного законодательства РФ, судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы не опровергают указанных выводов, не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда, вынесенного при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366-367 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда Владимирской области от 23 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гороховского Александра Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий Крайнова И.К.

Судьи Склярова Е.И.,

Астровко Е.П.