определение № 33-557/2011 от 17 февраля 2011 года по кассационной жалобе Кочневой Р.А. на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 17 декабря 2010 года



33-557/2011 Докладчик Самылов Ю.В.

Судья Глебова С.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Судаковой Р.Е.,

и судей Самылова Ю.В., Сергеевой С.М.,

при секретаре Титовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17 февраля 2011 года дело по заявлению Кочневой Р.А. о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный об отказе в согласовании переустройства жилого помещения

по кассационной жалобе Кочневой Р.А. на решение Гусь - Хрустального городского суда Владимирской области от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:

Заявление Кочневой Р.А. о признании незаконным решения администрации Муниципального образования город Гусь-Хрустальный от **** года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения по адресу: ****, и об обязании администрации Муниципального образования город Гусь-Хрустальный согласовать переустройство жилого помещения по адресу: **** оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кочнева Р.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный об отказе в согласовании переустройства квартиры по адресу: ****, и об обязании администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный согласовать переустройство квартиры по адресу: ****.

В обоснование заявления Кочнева Р.А. пояснила, что в соответствии с договором на передачу квартир в собственность граждан от **** года она является собственником квартиры по адресу: ****.

**** года Кочнева Р.А. представила в администрацию МО город Гусь-Хрустальный на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, в котором просила разрешение на установку в квартире газового котла для индивидуального отопления.

**** года в письме № **** администрацией МО город Гусь-Хрустальный ей было отказано в согласовании указанного заявления по следующим основаниям. В обоснование своего отказаадминистрация МО город Гусь-Хрустальный указала на то, что установка индивидуального газового отопления в отдельной квартире многоэтажного дома, подключенного к системе центрального теплоснабжения, является реконструкцией в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит уменьшение системы, и, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома. Также перевод на автономное отопление отдельных квартир приведет к изменению теплового баланса всего дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме того, ссылалась на то, что согласно заключению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (письмо от **** года) использование вентканалов в качестве дымоходов не допускается. Устройство наружного дымохода по фасаду также не допускается, так как это ухудшает внешний вид дома. Запрещено также пробивать стены, перекрытия для устройства дымоходов.

Заявитель Кочнева Р.А. выразила свое несогласие с указанным решением, полагая, что обогревающие элементы не относятся к общему имуществу дома, так как обслуживают только одно помещение, в отличие от стояков, по которым поступает теплоноситель.

Пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, которым дано определение реконструкции, относится к изменению параметров всего дома, а не отдельных его помещений. В связи с чем полагает неприменимой данную норму к правоотношениям по установке индивидуального отопления. Считала, что данное правоотношение регулируется главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации - переустройство и перепланировка жилого помещения, и отвечает требованиям статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, где дано определение переустройству, которое представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования.

Радиаторы, находящиеся в ее квартире, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, так как обслуживают только ее квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и в п.п. «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

По мнению заявителя Кочневой Р.А., тепловой баланс дома от установки в ее квартире индивидуального отопления не изменится, так как тепло от централизованного отопления, не поступившее в ее квартиру, будет поступать в другие квартиры дома. Поскольку собранием собственников жилых помещений в доме ей было дано разрешение на установку индивидуального отопления и отсоединение отопительных приборов от стояков, полагала, что ею было получено согласие от собственников жилых помещений на перераспределение тепла в доме.

Считала, что вопрос о достаточности сечения газовых труб не может быть оценен администрацией, так как она не имеет полномочий по данному вопросу, и данный довод является всего лишь необоснованным предположением администрации.

Кроме того полагала, что заключение Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору не может быть применено в его конкретном случае, так как изначально ее квартира оборудована дымоходами для удаления отработанных газов от водонагревательной колонки.

Просила признать незаконным решение администрации МО город Гусь-Хрустальный об отказе в согласовании переустройства квартиры по адресу: ****, и обязать администрацию МО город Гусь-Хрустальный согласовать переустройство жилого помещения по указанному адресу.

Заявитель Кочнева Р.А. в судебном заседании поддержала свое заявление по изложенным в нем основаниям, пояснив, что ее квартира находится на пятом этаже пятиэтажного дома. Поскольку в данной квартире плохое теплоснабжение, заявитель хотела на место имеющейся газовой водогрейной колонки установить газовый котел для индивидуального отопления своей квартиры. Указала на то, что в доме уже имеется дымоход для газовой колонки. В настоящее время индивидуальное газовое отопление в квартире не установлено.

**** года Кочнева Р.А. обратилась в администрацию МО города г. Гусь-Хрустальный с заявлением о согласовании переустройства принадлежащей ей квартиры, приложив к заявлению правоустанавливающий документ на квартиру - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от **** года. Указала на то, что проект переустройства квартиры ею представлен не был. Пояснила, что проект на установку в квартире газового котла для индивидуального отопления будет позднее изготовлен в тресте «Гусь-Хрустальный горгаз». По мнению заявителя, для согласования переустройства квартиры будет достаточно проекта на установку в квартире газового котла для индивидуального отопления, выполненного трестом «Гусь-Хрустальный горгаз».

Полагая незаконным отказ в согласовании переустройства жилого помещения по адресу: ****, просила обязать администрацию МО город Гусь-Хрустальный согласовать переустройство указанного жилого помещения.

Представитель администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Морев И.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявления Кочневой Р.А., пояснив, что **** года Кочнева Р.А. обратилась в администрацию МО город Гусь-Хрустальный с заявлением об установке индивидуального отопления в квартире по адресу: ****. В выдаче разрешения на установку индивидуального отопления ей было отказано, поскольку установка индивидуального газового отопления в отдельной квартире многоквартирного дома, подключенного к центральному теплоснабжению, является реконструкцией в соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Это связано с тем, что внутридомовая система отопления (централизованная) представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и другого оборудования, меняется качество инженерно-технического обеспечения всего дома в целом.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации элементы внутридомовой системы отопления отнесены к составу общего имущества и, в случае отключения квартиры от общей системы, происходит ее уменьшение, а, следовательно, и состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома.

Указал на то, что перевод на автономное отопление отдельных квартир в доме приводит к изменению теплового баланса всего дома, к значительному увеличению расхода газа, на что сечение существующих газовых труб не рассчитано.

Кроме того, пояснил, что по заключению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору использование вентканалов в качестве дымоходов не допускается. Устройство наружного дымохода по фасаду также не допускается, так как это ухудшает внешний вид дома. Запрещено также пробивать стены и перекрытия для устройства дымоходов.

Ссылаясь на пункт 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда указал на то, что переоборудование и перепланировка квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Работы, связанные с переустройством в соответствии с указанными Правилами, как и работы по модернизации общедомовых систем, выполняются при проведении капитального ремонта дома и затрагивают интересы всех собственников квартир.

Полагал, что при установке гражданином индивидуального отопления в квартире будет нарушено качество теплоснабжения, так как происходит изменение установленных характеристик.

По мнению представителя администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Морева И.Л., установка в квартире индивидуального отопления возможна только при условии перехода на индивидуальное отопление всех квартир многоквартирного дома. Указал на то, что Кочнева Р.А. не представила в администрацию какого-либо проекта проведения работ по установке индивидуального отопления и отключению своей квартиры от централизованного отопления всего дома. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Кочнева Р.А. просит решение отменить, считая его незаконным, необоснованным и нарушающим её права.

Кассационное рассмотрение, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено без участия заявителя Кочневой Р.А., представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения, по следующим мотивам.

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Россия демократическое правовое государство.

В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Социальные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а именно право на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.

В статье 45 Конституция Российской Федерации закреплено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Как верно отмечено судом, в соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно частям 1,2,3,4,5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

  1. заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  2. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  5. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  6. заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1,2,3 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

  1. непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
    1. представления документов в ненадлежащий орган;
    2. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **** года Кочневой Р.А. принадлежит квартира № **** в доме № **** по проспекту ****. Вышеуказанный договор зарегистрирован в Гусь-Хрустальном БТИ **** года.

Суд установил, что **** года Кочнева Р.А. обратилась в администрацию МО город Гусь-Хрустальный с заявлением, в котором просила разрешить установить в принадлежащей ей квартире индивидуальное газовое отопление. К данному заявлению Кочнева Р.А. приложила договор на передачу квартиры в собственность от **** года, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ****, от **** года.

Решением от **** года № **** администрация МО город Гусь-Хрустальный отказала Кочневой Р.А. в выдаче разрешения на установку индивидуального газового отопления в квартире по адресу: **** в обоснование указав, что установка индивидуального газового отопления в отдельной квартире многоквартирного дома, подключенного к центральному теплоснабжению, является реконструкцией (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Это связано с тем, что внутридомовая система отопления (централизованная) представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и другого оборудования. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации элементы внутридомовой системы отопления отнесены к составу общего имущества и, в случае отключения квартиры от общей системы, происходит ее уменьшение, а, следовательно, и состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Перевод на автономное отопление отдельных квартир в доме приводит к изменению теплового баланса всего дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (сечение) не рассчитано.

Кроме того, из сообщения следовало, что по заключению Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (письмо от 07 июня 2010 года) использование вентканалов в качестве дымоходов не допускается. Устройство наружного дымохода по фасаду также не допускается, так как это ухудшает внешний вид дома. Запрещено также пробивать стены и перекрытия для устройства дымоходов.

Согласно части 1 и части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170Г установлено, что переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ « здания жилые многоквартирные» (СНИП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года №109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.

Установлено, что Кочнева Р. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".

Однако одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли. В его содержание включены следующие разделы:

- расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом;

- расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления;

- экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление.

Между тем Кочнева Р.А. не представила в администрацию и в суд проект по установке индивидуального отопления в отдельной квартире с отключением от централизованного отопления всего жилого дома, содержащий указанные сведения.

Так, например не представлен гидравлический расчет системы отопления до перепланировки и после перепланировки квартиры, составленный организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ.

Орган, осуществляющий согласование, вправе требовать от заявителя данный проект, что соответствует статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный правомерно, в силу пункта 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказала Кочневой Р.А. в согласовании производства работ по установке индивидуального газового отопления в указанной квартире, в связи с чем пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом судом учтено, что переход на индивидуальное газовое отопление в квартире с отключением от централизованной системы отопления, затрагивает права и законные интересы жителей многоквартирного дома и может создавать угрозу их жизни или здоровью, может иметь отрицательные последствия для строения и безопасности граждан.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований не противоречит действующему жилищному законодательству, регулирующему настоящие правоотношения, и добытым по делу доказательствам, оценка которым дана согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения по правилам части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При разрешении данного спора судом были правильно установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана верная оценка, доводы сторон проверены в полном объеме, правильно применен закон в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гусь - Хрустального городского суда Владимирской области от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кочневой Р.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е.Судакова

Судьи Ю.В.Самылов

С.М.Сергеева