Дело № 33-667/2011 Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Муравьева Т.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Гоголеве А.М.,
при участии прокурора Шайковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Шмелькова Н.С. - Савенкова Р.С. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 11 февраля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Шмелькова Н.С. о признании Постановления территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года № 29 об отказе в регистрации кандидата на должность главы округа Муром Шмелькова Н.С. и обязании территориальной избирательной комиссии округа Муром зарегистрировать кандидата на должность главы округа Муром Шмелькова Н.С. отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя заявителя Савенкова Р.С., просившего об отмене решения, представителей территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области Захаровой М.Ю. и Мишиной Ю.С., просивших об отклонении кассационной жалобы, заключение прокурора Шайковой В.А. о законности оспариваемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета народных депутатов округа Муром от 21 декабря 2010 года № 1173 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Совета округа Муром пятого созыва и главы округа Муром.
Постановлением территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года № 29 Шмелькову Н.С. отказано в регистрации кандидатом на должность главы округа Муром на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области»; подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; подпункта «в.1» пункта 23.1 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».
Шмельков Н.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления, сославшись на то, что отказ в регистрации его кандидатом на должность главы о. Муром произведен с нарушением действующего законодательства.
В обоснование указал, что для регистрации им были представлены все необходимые документы. Если впоследствии комиссия установила, что представленные документы оформлены с нарушением законодательства о выборах, то комиссия обязана была заблаговременно уведомить его об этом. По мнению Шмелькова Н.С., при не извещении его в срок о выявленных недостатках, комиссия была не вправе принимать решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Представители территориальной избирательной комиссии округа Муром Захарова М.Ю. и Мишина Ю.С. требования заявителя не признали и просили суд оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что кандидат на должность главы округа Муром Шмельков Н.С. при обращении в избирательную комиссию с заявлением не представил всех необходимых по закону документов, что является основанием для отказа в такой регистрации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Шмелькова Н.С. - Савенков Р.С. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон и дал неправильную оценку доводам заявления
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 3 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона и подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33, пункт 28 Закона Владимирской области соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Согласно подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Подпунктами 1 и 2 п. 18 ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), а также в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в окружные избирательные комиссии, а при проведении выборов главы муниципального образования - в избирательную комиссию, организующую выборы, официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию устава политической партии, иного общественного объединения; официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Таким образом, вышеуказанными нормами избирательного законодательства определены требования для регистрации кандидата, несоблюдение которых является основанием к отказу в регистрации.
Судом установлено, что 21 января 2011 года в территориальную избирательную комиссию округа Муром для регистрации в качестве кандидата на должность главы округа Муром Шмельковым Н.С. представлены следующие документы: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия трудовой книжки, документ о принадлежности к политической партии, сведения о размере и источниках дохода, имуществе, копия устава политической партии, копия документа о внесении записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выписка из протокола заседания (собрания) избирательного объединения (л.д. 72, 73).
25 января 2011 года в территориальную избирательную комиссию округа Муром кандидатом Шмельковым Н.С. были поданы документы на регистрацию кандидата на должность главы округа Муром: договор о специальном избирательном счете, фотографии, первый финансовый отчет, первый финансовый отчет на электронном носителе, выписка из лицевого счета по вкладу (л.д. 84).
В территориальную избирательную комиссию округа Муром официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии ЛДПР, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, Шмельков Н.С. не представил, чем нарушены положения, предусмотренные подп. 2 п.18 ст. 20 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области». Непредставление вышеуказанного документа является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Представленная в территориальную избирательную комиссию заверенная копия свидетельства о государственной регистрации указанного избирательного объединения, выданная Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области, не может подтвердить факт регистрации вышеуказанной политической партии, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации общественных объединений, включая политические партии, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Другим основанием отказа Шмелькову Н.С. в регистрации кандидатом на должность главы округа Муром по постановлению территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года № 29 является не представление документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения о месте работы, занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона Владимирской области в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться должно быть указано основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В силу подпункта 57 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Судом правильно указано, что Шмельков Н.С. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы округа Муром указал род занятий - ****, однако документов, подтверждающих эти сведения, в ТИК не представил.
В представленной им копии трудовой книжки имеется запись о том, что Шмельков Н.С. уволен с последнего места работы **** года по собственному желанию. Документом, подтверждающим факт внесения записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей, является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом довод представителей заявителя о том, что Шмельковым Н.С. вместе с документами о выдвижении было представлено свидетельство о регистрации в качестве ИП, однако территориальной избирательной комиссией оно не принято, был проверен судом и не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
При таких обстоятельствах у территориальной избирательной комиссии округа Муром имелись предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания для отказа в регистрации кандидата.
Довод заявителя о том, что им в соответствии с требованиями пп. 3 п. 18 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области 21 января 2011 года в территориальную избирательную комиссию округа Муром представлена выписка из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия» (ЛДПР) от 09.01.2011 г. о выдвижении кандидата на должность главы округа Муром, получил надлежащую оценку суда.
Как верно указал суд, выписка из протокола от 09.01.2011 г., представленная Шмельковым Н.С. 21.01.2011 г., решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения не содержала. Представленная 31 января 2011 года кандидатом выписка о назначении уполномоченных представителей ЛДПР является новым документом и не заменяет собой представленную ранее выписку из протокола от 09.01.2011 г., оформленную с нарушением вышеприведенных правовых норм, и не устраняет нарушения порядка оформления документа, представленного ранее.
В п. 1.1 ст. 38 Закона N 67-ФЗ говорится, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Доводы заявителя о том, что избирательная комиссия не выполнила требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, не влекут удовлетворения жалобы, поскольку опровергаются материалами дела.
Судом установлено, что 28 января 2011 года кандидату Шмелькову Н.С. вручено извещение о выявлении недостатков в оформлении документов (л.д. 85-86).
29 января 2011 года Шмельков Н.С. обратился в ТИК за разъяснением конкретных неточностей, которые необходимо исправить (л.д. 87).
Одновременно кандидат обратился в избирательную комиссию Владимирской области об установлении факта не уведомления кандидата Шмелькова Н.С. территориальной комиссией округа Муром и направлении представления в ТИК округа Муром о недопустимости принятия решения об отказе в регистрации кандидата (л.д. 21-22).
29 января 2011 года территориальной избирательной комиссией подготовлено новое извещение об устранении недостатков (л.д. 18-20).
Поскольку по указанным кандидатом телефонным номерам никто не отвечал, председатель ТИК округа Муром Шилоткач В.М. выехал по указанному Шмельковым Н.С. в документах адресу. Дома заявителя не оказалось, в связи с чем, извещение было оставлено его супруге, которая в получении извещения расписаться отказалась, о чем был составлен акт (л.д. 89-90).
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о получении указанного извещения кандидатом Шмельковым Н.С., что подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, оценка которых произведена судом по правилам, предусмотренным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, непредставление официально заверенной постоянно действующим руководящим органом политической партии ЛДПР, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копии документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения о месте работы, занимаемой должности (роде занятий), является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, которое не связано с другим самостоятельным основанием - отсутствием в документах необходимых сведений.
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод суда о том, что приведенные заявителем доводы подтверждения не нашли, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года № 29 об отказе Шмелькову Н.С. в регистрации кандидатом на должность главы округа Муром.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муромского городского суда Владимирской области от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шмелькова Н.С. - Савенкова Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.