определение № 33-657/2011 от 22 февраля 2011 года по кассационной жалобе представителя Синициной Н.М. - Посталакий А.С. на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 11 февраля 2011 года



Дело № 33-657/2011 Докладчик Самылов Ю.В.

Судья Серяков Н.И.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,

при секретаре Титовой Л.В.

с участием прокурора Шайковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 22 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Синицыной Н.М. -Посталакий А.С. на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 11 февраля 2011 года, которым постановлено:

заявление Синицыной Н.М., зарегистрированной кандидатом в депутаты Гороховецкого районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №7 об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района, на которую возложены обязанности избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата от **** года №**** «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 Яковлевой О.А.» - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., выслушав объяснения представителя Синицыной Н.М. - Посталакий А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шайковой В.А., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Совета народных депутатов Гороховецкого района Владимирской области от **** года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва на 13.03.2011 года.

Синицына Н.М., зарегистрированная кандидатом в депутаты Гороховецкого районного Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7, обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от **** года №**** «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 Яковлевой О.А.» по тем основаниям, что нарушены ее избирательные права, а именно: у кандидата в депутаты Яковлевой О.А. сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах представлены не в соответствии с Приложением №10 к Избирательному кодексу Владимирской области; справка о принадлежности к партии подписана ненадлежащим лицом-руководителем исполкома, а должна быть заверена политическим советом местного отделения политической партии «Единая Россия»; копии паспорта и трудовой книжки заверены лишь на одном листе; копия трудовой книжки кандидата представлена не в полном объеме - отсутствует некоторые листы документа; отсутствует документ, подтверждающий смену фамилии - свидетельство о браке. Трудовая книжка выдавалась на имя Овсянниковой; в представленной копии устава избирательного объединения официально заверен только титульный лист; не представлено решение о создании избирательного объединения - местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Гороховецкого района - поскольку избирательное объединение не является юридическим лицом.

Заинтересованное лицо Яковлева О.А. в судебное заседание не явилась. От нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Синицына Н.М. в ходе судебного заседания пояснила, что решение территориальной избирательной комиссии о регистрации Яковлевой О.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 является незаконным и подлежит отмене. В соответствии с п/п «в» п.23.1 ст.22 Избирательного кодекса Владимирской области у кандидата в депутаты Яковлевой О.А. на момент принятия избирательной комиссией решения о ее регистрации, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовали документы, необходимые, в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Также заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты должно быть написано собственноручно, а не на компьютере. Тем самым избирательная комиссия, зарегистрировав кандидата Яковлеву О.А., нарушила принцип равенства избирательных прав, тем самым нарушила ее права как кандидата в депутаты.

Председатель территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района Мягков С.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что на территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных округов, в том числе №7 по выборам депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва.

Кандидатами в депутаты по одномандатному избирательному округу №7 зарегистрированы пять депутатов, в том числе Яковлева О.А. и Синицына Н.М. В избирательную комиссию кандидатом в депутаты Яковлевой О.А. лично предоставлен в полном объеме пакет документов, необходимый для регистрации. Каких-либо нарушений в предоставленных документах комиссия не установила. Все подлинники документов и их копии проверялись избирательной комиссией при приеме документов.

Считает, что решение территориальной избирательной комиссии о регистрации Яковлевой О.А. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 принято законно и обоснованно, а заявление Синицыной Н.М. удовлетворению не подлежит.

Прокурор в своем заключении полагает, что заявление Синицыной Н.М. не подлежит удовлетворению, поскольку никаких нарушений действующего законодательства при подаче Яковлевой О.А. документов не имеется.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель Синицыной Н.М. - А.С. Посталакий, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 74 Избирательного кодекса Владимирской области, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При этом решения и действия (бездействия) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решением Совета народных депутатов Гороховецкого района от **** года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва на 13.03.2011 года. Согласно постановлению от **** года №**** на территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района, возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов, в том числе и округа №7.

Постановлением №**** от **** года на основании представленных документов, кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 зарегистрирована Синицына Н.М., выдвинутая Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Постановлением №**** от **** года на основании представленных документов, кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №7 зарегистрирована Яковлева О.А., являющаяся депутатом Совета народных депутатов муниципального образования Куприяновское третьего созыва по избирательному округу №5 и осуществляет свои полномочия не на постоянной основе. Яковлева О.А. выдвинута местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» Гороховецкого района. Является членом политической партии «Единая Россия».

По смыслу п.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года №10-ОЗ (в ред.от 09.12.2010 года) «Избирательный кодекс Владимирской области» кандидат приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии с положениями статьи 5, части 2 статьи 15, статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. При этом она обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений, принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами.

Согласно статье 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1313, министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации политических партий.

В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации Всероссийской политической партии «Единая Россия» и ее Владимирского регионального отделения, заверенные надлежащим образом, а также Устав всероссийской политической партии «Единая Россия», изготовленный и сшитый типографским способом, заверенный нотариусом г. Москва Дударевым А.В., копия которого заверена печатью политического совета Владимирского регионального отделения ВПП «Единая Россия», не доверять подлинности которых у суда оснований не имеется (л.д.41,49).

Судом установлено, что из пункта 6.1. пункта 13.8.9.6, п.14.7.14.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» следует, что структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения партии. При этом, местный политический совет выдвигает тайным голосованием, по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического Совета, в случае, установленным п.13.9.10.14 Устава, кандидата в депутаты, и указанные кандидатуры для последующего выдвижения Конференциями (общими собраниями) либо местными политическим советами местных отделений партии, согласовываются с региональным политическим Советом.

При рассмотрении дела, суду были представлены для обозрения подлинники документов, поданных лично Яковлевой О.А. в избирательную комиссию. Перечень предоставленных кандидатом документов полностью указан в Подтверждении о получении избирательной комиссией указанных документов.

Как усматривается из материалов дела, в нем имеются заверенные надлежащим образом протоколы №**** от 28.03.2002 года и №20 от 31.03.2009 года, соответственно, в соответствии с которыми на территории Гороховецкого района создано местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (л.д.42-47). Согласно протоколу №11 от 14.01.2011 года местным политическим Советом Гороховецкого местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» Яковлева О.А. выдвинута кандидатом в депутаты СНД МО Гороховецкий район по одномандатному избирательному округу №7. (л.д.48) Справка о принадлежности Яковлевой О.А. к политической партии подписана местным политическим Советом Гороховецкого отделения всероссийской политической партии «Единая Россия» (л.д.50).

Доводы кассационной жалобы о том, что справка о доходах не соответствует утвержденной форме, а копии трудовой книжки и паспорта не прошиты, не пронумерованы и не заверены надлежащим образом (не скреплены печатью), основаны на ошибочном толковании норм материального права и являются несостоятельными ввиду того, что в ходе обозрения документов из дела кандидата в депутаты Яковлевой О.А. судом установлено, что сведения, представленный последней полностью соответствуют требованиям приложения №10 к Избирательному кодексу Владимирской области.

В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 23.03.2007 года №303/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее, чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее, чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.

Таким образом, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Доводы кассационной жалобы о том, что трудовая книжка представлена Яковлевой О.А. не полностью, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Также не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что заявление о согласии баллотироваться изготовлено в компьютерном варианте, а не написано собственноручно, поскольку основаны на ошибочном толковании норма материального права, также, судом установлено, что указанное заявление подписано собственноручно лицом, принявшим решение баллотироваться в кандидаты, каких-либо сомнений в подлинности его подписи у суда не возникло. Кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по форме волеизъявления.

По смыслу положений пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 6 статьи 75 Избирательного кодекса Владимирской области решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 23.1 статьи 33 настоящего кодекса, иных требований, предусмотренных федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если нарушение, допущенное виновным, настолько существенно, что может нарушить права избирателей на свободное волеизъявление.

Поскольку в ходе судебного разбирательства нарушений, предусмотренных пунктами п. 23.1 статьи 33 настоящего Кодекса при приеме документов от кандидата Яковлевой О.А. в избирательную комиссию не установлено, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления Синицыной Н.М.

Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к оспариванию выводов судов об установленных и исследованных им фактических обстоятельствах дела, направлены на иную судом кассационной инстанции исследованных доказательств, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, материальный закон к спорным правоотношениям применен правильно.

Руководствуясь ст.ст.361-362, 366-367 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 11 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Синицыной Н.М. - Посталакий А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий Р.Е. Судакова

Судьи: Ю.В. Самылов

Г.Н. Гришина