33-587/2011 Докладчик Самылов Ю.В.
Судья Мысягина И.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Титовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 февраля 2011 года дело по иску Захарова А.А. к УТ МВД России по ПФО Владимирскому линейному отделу внутренних дел на транспорте, Управлению организации капитального строительства Департамента тыла МВД России о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе представителя Владимирского ЛОВД УТ МВД России по ПФО по доверенности - Зайцевой С.Ю. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 08 декабря 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Захарова А.А. удовлетворить.
Обязать Управление организации капитального строительства Департамента тыла МВД России выдать государственный жилищный сертификат Захарову А.А. составом семьи четыре человека: Захаров А.А., Захарова М.Г. (жена), Захаров Д.А. (сын), Захарова И.А. (дочь).
Взыскать с Управления организации капитального строительства Департамента тыла МВД России в пользу Захарова А.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме **** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей.
Взыскать с УТ МВД России по ПФО Владимирского линейного отдела внутренних дел на транспорте в пользу Захарова А.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме **** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя Владимирского линейного отдела внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу по доверенности - Зайцевой С.Ю., просившей решение отменить, объяснения Захарова А.А. и его представителя по доверенности Рыбкина Д.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Захаров А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование пояснив, что проходил службу в Линейном отделении внутренних дел на транспорте ст. Ковров Владимирского ЛОВДТ на транспорте с **** года по **** года.
Приказом начальника Волго-Вятского УВД на транспорте от **** года № **** л/с истец был уволен из органов внутренних дел по основанию, установленному пунктом "з" статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).
Решением жилищно-бытовой комиссии от **** Захаров А.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.
24 марта 2005года истец включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010г. на получение жилищного сертификата. Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат им не получен. Поскольку федеральная целевая программа заканчивает свое действие, а государственный жилищный сертификат ему не выдан, просил обязать Управление организации капитального строительства Департамента тыла МВД России выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи четыре человека: Захаров А.А., Захарова М.Г., Захаров Д.А., Захарова И.А.
Кроме того, просил взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности на имя представителя в сумме **** рублей с Владимирского ЛОВДТ на транспорте, поскольку указанный ответчик длительное время, а именно: с **** по ****, самоустранился от ведения и формирования его жилищного дела, не сообщал ему в письменной форме сведения о включении (исключении) в списки получателей государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании Захаров А.А. и его представитель по доверенности Рыбкин Д.В., поддержав заявленные исковые требования в полном обьеме, просили удовлетворить иск.
Представитель Управления организации капитального строительства Департамента тыла МВД России в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Как следует из письменного отзыва на исковое заявление от **** № ****, на основании списка граждан - участников подпрограммы, предоставленного Волго - Вятским УВДТ на транспорте от **** № ****, Захаров А.А. был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы по органам внутренних дел Российской Федерации на ****. под номером **** с отсутствием права на первоочередное получение сертификата.
В связи с ограниченным финансированием подпрограммы учетные дела граждан - участников подпрограммы, не имеющих первоочередного права на получение государственного жилищного сертификата, при осуществлении мероприятий по выдаче государственных жилищных сертификатов в 2010г. комиссией МВД России не рассматривались.
Потребность МВД России в государственных жилищных сертификатах в 2010г. составила 2362 шт. (по количеству граждан - участников подпрограммы).
Распоряжением Правительства РФ от ****. № **** утвержден график выпуска и распределения в **** государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, в соответствии с которым МВД России выделено **** сертификата, в том числе Внутренним войскам МВД России - **** сертификат. Таким образом, в отношении сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы, выделено всего **** сертификата на общую сумму **** тыс. рублей.
Всего в 2010г. МВД России для последующей реализации гражданами-участниками подпрограммы в пределах выделенного финансирования выдано **** сертификата. Таким образом, потребность МВД России в государственных жилищных сертификатах удовлетворена на ****%.
Из письменного отзыва следует, что вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата Захарову А.А. будет рассмотрен в установленном порядке в последующие периоды реализации подпрограммы при условии выделения финансирования на указанные цели.
Представитель УТ МВД России по ПФО Владимирского ЛОВДТ на транспорте Зайцева С.Ю. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своих возражений указав, что **** Захаров А.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в ЛОВД на ст. Ковров.
**** он был включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010г. на получение жилищного сертификата. Указала на то, что в обязанность жилищно-бытовой комиссии Владимирского ЛОВДТ входит учет сотрудников Владимирского ЛОВДТ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также формирование списков сотрудников - участников подпрограммы.
Владимирским ЛОВДТ был направлен в Волго-Вятское УВДТ (в настоящее время - Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу) список участников на получение жилищных сертификатов, в котором был указан Захаров А.А. на 2008, 2010г.г.
Поскольку во Владимирский ЛОВДТ от Управления на транспорте МВД РФ по ПФО поступали указания о включении в списки кандидатов на получение сертификатов только граждан, имеющих право на первоочередное получение сертификатов, список на получение сертификата, в который был бы включен Захаров А.А. в 2007, 2009г.г. не направлялся.
Ссылаясь на пункт 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы» представитель УТ МВД России по ПФО Владимирского ЛОВДТ на транспорте Зайцева С.Ю. пояснила, что из числа граждан - участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (получения жилых помещений) и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Захаров А.А. с 01 октября 1991 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г. Ковров, проспект Ленина, д. 10, кв. 20, по договору социального найма, то есть имеет жилое помещение для постоянного проживания. По мнению представителя УТ МВД России по ПФО Владимирского ЛОВДТ на транспорте, именно по указанной причине до настоящего времени государственным заказчиком истцу не выдан сертификат. Указала на то, что действие Федеральной программы «Жилище на 2002- 2010годы» распространяется только до 2010г. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу Семенников И.В. с заявленными исковыми требованиями не согласился, в обоснование возражений указав доводы, аналогичные доводам представителя Владимирского ЛОВДТ. Просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Владимирского ЛОВД УТ МВД России по ПФО по доверенности - Зайцева С.Ю. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения по следующим мотивам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Как следует из содержания Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, и регулирует особый вид правоотношений между государством, военнослужащим, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Разрешая возникший спор, суд принял во внимание, что в соответствие с подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе:
военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
В силу пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы.
Судом установлено, что Захаров А.А. проходил службу в Линейном отделении внутренних дел на транспорте ст. Ковров Владимирской области с **** по **** года.
Приказом начальника Волго-Вятского УВД на транспорте от **** года № **** л/с истец был уволен из органов внутренних дел по основанию, установленному пунктом "з" статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).
Из выписки из книги регистрации заявлений граждан и принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющейся в материалах дела, усматривается, что решением жилищно - бытовой комиссии от **** года Захаров А.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в ЛОВД на ст. Ковров.
**** года Захаров А.А. включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010г. на получение жилищного сертификата. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола № **** заседания ЖБК ЛОВД на ст. Ковров от ****.
Судом верно отмечено, что в обязанность жилищно-бытовой комиссии Владимирского ЛОВДТ входит учет сотрудников Владимирского ЛОВДТ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формирование списков сотрудников - участников подпрограммы и направлении их в Волго-Вятское УВДТ (в настоящее время - Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу).
Материалами дела подтверждено, что на протяжении 2006- 2008 г.г. Владимирский ЛОВДТ не направлял в адрес Волго - Вятского УВДТ списки участников на получение жилищных сертификатов, в которых был бы указан истец Захаров А.А., на основании указаний (телетайпограмм) Волго -Вятского УВДТ, содержащих требования о включении в списки кандидатов на получение сертификатов только граждан, имеющих право на первоочередное получение сертификатов.
Возражая против заявленных требований, представители ответчика ссылались на то, что указанные требования обоснованы положениями пункта 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы», согласно которому из числа граждан - участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. И поскольку истец с 01 октября 1991года и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: г. Ковров, проспект Ленина, д. 10, кв. 20 по договору социального найма, представители ответчика утверждали, что Захаров А.А. и члены его семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания.
Судом достоверно установлено, что только 14 декабря 2009г. истец был включен председателем ЖБК Владимирского ЛОВДТ в список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от Владимирского ЛОВДТ на 2010 год и указанный список направлен в Волго-Вятское УВДТ.
Из материалов дела следует, что **** года Захаров А.А. был включен в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по Волго-Вятскому УВД на транспорте. Данный список утвержден начальником Волго - Вятского УВД на транспорте и направлен в Управление организации капитального строительства Департамента тыла МВД России.
На основании списка граждан - участников подпрограммы, предоставленного Волго - Вятским УВДТ на транспорте от ****. № ****, Захаров А.А. включен в сводный список граждан - участников подпрограммы по органам внутренних дел Российской Федерации на 2010 год под номером 42 с отсутствием права на первоочередное получение сертификата.
Однако, как установлено в ходе судебного заседания, до настоящего времени Захарову А.А. государственный жилищный сертификат не выдан.
По утверждению ответчиков, это связано с ограниченным финансированием подпрограммы. Учетные дела граждан - участников подпрограммы, не имеющих первоочередного права на получение государственного жилищного сертификата, при осуществлении мероприятий по выдаче государственных жилищных сертификатов в 2010 году комиссией МВД России не рассматривался, поскольку потребность МВД России в государственных жилищных сертификатах в 2010 году составила 2362 шт.
Поскольку распоряжением Правительства РФ от 02.02. 2010г. № 101-р утвержден график выпуска и распределения в 2010 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, в соответствии с которым МВД России выделено 903 сертификата, в том числе Внутренним войскам МВД России - 361 сертификат, а в отношении сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы, выделено **** сертификата на общую сумму **** тыс. руб., суд обоснованно полагал, что не предоставление Захарову А.А. государственного жилищного сертификата в текущем году из-за недостаточности финансирования, не может являться основанием к отказу в его выдаче.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Захарова А.А. о возложении обязанности на ответчика - Управление организации капитального строительства Департамента тыла МВД России предоставить государственный жилищный сертификат.
Определяя ко взысканию денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчиков в пользу истца, суд правильно руководствовался положениями статей 94,98,100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Учитывая понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя, подтвержденные договором о правовом обслуживании № **** от ****., квитанцией к приходному - кассовому ордеру № **** от ****. на сумму **** рублей, а также принимая во внимание количество судебных заседаний с участием представителя, их продолжительность, степень сложности дела, суд верно полагал целесообразным взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме **** рублей с каждого.
Кроме того, суд обоснованно взыскал с ответчиков в пользу Захарова А.А. судебные расходы по оформлениюнотариальной доверенности на имя представителя, которые составляют **** рублей, по **** рублей с каждого, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** рублей с каждого.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 08 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Владимирского ЛОВД УТ МВД России по ПФО по доверенности - Зайцевой С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
С.М. Сергеева