Дело № 33-659/2011г. Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Кротова В.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.
при секретаре Кутровской Е.В.
с участием прокурора Шайковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Лютова А.Е. - Посталакий А.С. на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:
заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Гороховецкого районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 1 Лютова А.Е. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района, на которую возложены обязанности избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата от 28 января 2011 года № 63 «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Тарамакина С.Д.» - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., объяснения представителя Лютова А.Е. - Посталакий А.С., просившего решение суда отменить, заключение прокурора Шайковой В.А., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Гороховецкого районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 1 Лютов А.Е. обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 28 января 2011 года № 63 «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1», которым кандидатом в депутаты зарегистрирован Тарамакин С.Д.
В обоснование указал, что регистрация Тарамакина С.Д. произведена избирательной комиссией в нарушение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2 статьи 28, пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Гороховецкого районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу № 1 Лютов А.Е. указал, что у кандидата в депутаты Тарамакина С.Д. среди документов, представленных для выдвижения и регистрации в избирательную комиссию, отсутствует официально заверенная постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения, либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим, руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения, документ о принадлежности к политической партии, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном порядке, и своем статусе в этой политической партии, этом общественном объединении при условии указания в заявлении вышеуказанных сведений. Не представлена официально заверенная постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый Государственный реестр юридических лиц.
Лютов А.Е. в судебное заседание не явился.
Председатель территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района Мягков С.М. суду пояснил, что пакет документов, необходимый для регистрации кандидата, представлен Тарамакиным С.Д. в полном объеме. В заявлении кандидат Тарамакин С.Д. свою принадлежность к политической партии не указал, в связи с чем, представлять документ и подтверждать свою принадлежность к политической партии закон не требует. Просил суд отказать Лютову А.Е. в удовлетворении заявления.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Тарамакин С.Д. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и отказать Лютову А.Е. в удовлетворении заявлении. В заявлении от 09.02.2011 г. указал, что с **** года не состоит ни в какой из политической партий.
Прокурор Левушкин А.А. дал заключение, что заявление Лютова А.Е. не подлежит удовлетворению.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель заявителя Посталакий А.С. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 статьи 28 Закона Владимирской области № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области»
Из смысла названных норм Законов следует, что предоставленное кандидату право, указать в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом по соответствующему избирательному округу свою принадлежность к политической партии обусловлено выполнением обязанности представить в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные сведения и официально заверенный соответствующим органом.6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 23.1 - 23.3 статьи 33 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.6.
В соответствии с п. 6 ст. 75 Избирательного кодекса Владимирской области, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 23.1 - 23.3 статьи 33 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 7 ст. 75 указанной выше нормы регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таких оснований судом первой инстанции не установлено.
Как видно из материалов дела, решением Совета народных депутатов Гороховецкого района от 21 декабря 2010 года № 39 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва на 13 марта 2011 года (л.д. 15).
Согласно постановлению от 24 ноября 2010 года № 3 на территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1,2,3,4,5,6,7,8 по выборам депутатов Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва (л.д. 16).
21 января 2011 года в территориальную избирательную комиссию Гороховецкого района для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Тарамакиным С.Д. представлен следующий пакет документов: заявление о согласии баллотироваться на 1 л., копия паспорта на 7 л., копия диплома об образовании на 1 л., справка с места работы на 1 л., сведения о размере и об источниках доходов на 2 л., копия устава ЛДПР на 7 л., копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮ на 1 л., выписка из протокола внеочередной конференции ЛДПР на 1 л. (л.д.19).
Постановлением территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 28 января 2011 года № 63 «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Тарамакина С.Д.» Тарамакин С.Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 (л.д. 24).
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Мягков С.М. подтвердил, что Тарамакиным С.Д. был представлен в избирательную комиссию весь необходимый для регистрации пакет документов. В числе прочих были проверены и приняты заявление о согласии баллотироваться, в котором кандидат Тарамакин С.Д. свою принадлежность к политической партии не указал, и копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮ (л.д. 20,21).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленный Тарамакиным С.Д. пакет документов соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Тарамакина С.Д. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Довод кассационной жалобы о том, что кандидатом в депутаты Тарамакиным С.Д. не представлена официально заверенная должным органом копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, так как в избирательную комиссию представлено свидетельство, выданное УФНС России по Владимирской области, а уполномоченным органом по регистрации общественных объединений является Управление Министерства юстиции России по Владимирской области не может быть принят во внимание.
Из материалов дела, а именно, из Подтверждения о получении документов, представленных кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района пятого созыва Тарамакина С.Д. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 от 21.01.2011 г. следует, что Тарамакиным С.Д. представлен в полном объеме пакет документов, необходимый для регистрации, в том числе свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Владимирского регионального отделения политической партии «ЛДПР», заверенное надлежащим образом, а также Устав политической партии ЛДПР, зарегистрированный в Министерстве юстиции. В заявлении кандидат Тарамакин С.Д. свою принадлежность к политической партии не указал (л.д. 20), в связи с чем, закон не требует представления и подтверждения своей принадлежности к политической партии. Каких-либо нарушений в представленных кандидатом документах избирательная комиссия не установила. Подлинность их не вызвала сомнений равно как и достоверность отраженных в них сведений.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым на основании имеющихся в материалах дела документах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя Посталакий А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
Г.Н. Гришина