определение 33-870/2011 от 04 марта 2011 года по кассационной жалобе Сосниной В.П. на решение Ленинского районного суда г. Владимираот от 18 февраля 2011 года



Дело № 33-870/2011Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья:Барабин А.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующегоСергеевой С.М.,

и судейСамылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,

при секретареГаришине А.В.,

с участием прокурораШайковой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 04 марта 2011 года дело иску Сосниной В.П. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира, Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира № **** от **** года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № ****, и о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов

по кассационной жалобе Сосниной В.П. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 18 февраля 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Сосниной В.П. о вынесении дополнительного решения по гражданскому делу по иску Сосниной В.П. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира, Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики Администрации Владимирской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира № **** от**** года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № **** и о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Сосниной В.П., просившей решение отменить, объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Владимира Рамишвили К.С., представителя департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области Андрианова П.Ю., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Шайковой В.А., полагавшей, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Соснина В.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Владимира с иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира, Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики Администрации Владимирской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира №**** от **** года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № 9, и о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, в виде денежных средств, затраченных на избирательную компанию, в размере **** руб. В обоснование иска пояснила, что оспариваемое ею постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира не соответствует закону, в частности Конституции Российской Федерации и Избирательному кодексу Владимирской области. Указала на то, что ею было представлено необходимое для регистрации в качестве кандидата в депутаты количество подписей, соответствующих требованиям нормативно – правовых актов. Полагала выраженное в оспариваемом постановлении Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира мнение противоречащим статье 32 Конституции РФ, поскольку ограничивает предоставленное ей право быть избранной. Указала на то, что спорное постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира не подписано ни председательствующим, ни секретарем. Также истцом был поставлен вопрос о возврате денежных средств, затраченных ею на выборную компанию.

Определением от 15 февраля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.

В судебном заседании Соснина В.П. поддержала исковые требования, дополнив, что до начала сбора подписей представителями Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира не были надлежащим образом разъяснены положения избирательного законодательства. По мнению истца, избранная должностными лицами позиция является необоснованной в связи с противоречивостью Избирательного кодекса.

Кроме того, уточнила, что вопрос о возврате затраченных на выборную компанию денежных средств ставится ею по основанию статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями государственных органов (их должностными лицами).

Представитель Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира Рамишвили К.С. возражала против заявленных требований, в обоснование возражений пояснив, что все представленные Сосниной В.П. подписные листы признаны недействительными по основанию п. 5 ст. 32 Избирательного кодекса Владимирской области, поскольку все данные о лице, собравшем подписи, занесены им собственноручно. Помимо этого, ряд подписей признан недействительными и по другим основаниям.

Представитель ответчика – Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств и заявлений не представил.

Судом с учетом мнения сторон определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Соснина В.П. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органом местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании пункта 1 статьи 74 Закона Владимирской области от13 февраля 2003г. № 10-ОЗ (с последующими изменениями) «Избирательный кодекс Владимирской области» (сокращенно Избирательный кодекс Владимирской области) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Подпунктами «а» и «в» пункта 9 вышеуказанной статьи предусмотрено, что территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации.

Аналогичный порядок формирования и полномочия территориальных комиссий предусмотрены статьей 17 Закона Владимирской области от13 февраля 2003 года№ 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области».

Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от 23 декабря 2010 года № 8 назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на 13 марта 2011 года.

**** года Избирательной комиссией города Владимира принято постановление «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира». В соответствии с указанным постановлением полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № **** возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Владимира.

Из обстоятельств дела усматривается, что **** года Сосниной В.П. были сданы документы в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № ****.

В силу пункта 7 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» соответствующая избирательная комиссия организует проведение полной или выборочной проверки подлинности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300, проверке подлежат все подписи.

Пунктом 2 статьи 31 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года№ 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, а также для назначения голосования по отзыву составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Как следует их приложения № 2 к постановлению Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир от **** г. № **** «Об утверждении схемы 28 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов двадцать шестого созыва», число избирателей в одномандатном избирательном округе № **** составляет 9279 человек.

Поскольку 1 % от 9279 составляет 92,79, суд верно посчитал, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному округу № **** составляет 93.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, следует согласиться с суждением суда о том, что Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Владимира обоснованно проверены все подписи, собранные в поддержку кандидата Сосниной В.П., поскольку в конкретном случае необходимое для регистрации количество подписей не превышает 300.

Установлено, что **** года Сосниной В.П. рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира выдан итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов г. Владимира двадцать шестого созыва Сосниной В.П., согласно которому в результате проверки подписей рабочей группой были признаны недействительными и недостоверными все **** подписи по основаниям, предусмотренным подпунктами «г», «д», «ж», «з» пункта 12 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области».

При этом, исходя из ведомости проверки подписных листов, полученной Сосниной В.П. на руки **** года, все подписи признаны недействительными по основанию подпункта «д» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, **** подписи одновременно признаны недействительными по основанию подпункта «г» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса; **** подписи – по основанию подпункта «ж» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области; **** подписи – по основанию подпункта «з» пункта 12 статьи 33 и **** подпись - по основанию подпункта «е» пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира № **** от **** года отказано в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № **** Сосниной В.П. по основанию подпункта «д» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области от13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» недействительными признаются все подписи в подписном листе в случае, если заполнение подписного листа не соответствует требованиям, изложенным в статье 32 Избирательного кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложениями № 4 к Закону Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области».

В силу пункта 5 статьи 32 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства (в том числе наименование субъекта Российской Федерации), указанный в паспорте или документе, его заменяющем, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения.

Как установлено судом и не оспаривалось самой Сосниной В.П., во всех представленных ею подписных листах часть сведений, в частности «Владимирская область, город Владимир, Ленинский район, улица» в графе «подписной лист заверяю» выполнена не собственноручно лицом, завершившим подписной лист, а машинописным способом.

Поскольку такое заполнение подписных листов прямо противоречит пункту5 статьи 32 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10 –ОЗ« Избирательный кодекс Владимирской области», у суда были основания полагать, что все подписи в них обоснованно признаны недействительными.

Кроме того, как установил суд, ряд подписей признан Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира недействительными и по другим основаниям, а именно : подписные листы содержат **** подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, специально не оговоренными избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; **** подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем; **** подписи с специально не оговоренными исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей; **** подпись содержит не все, предусмотренные законом сведения об избирателе.

Указанные обстоятельства также нашли свое подтверждение при обозрении подлинников подписных листов в ходе судебного заседания.

Таким образом, судом было установлено, что членами рабочей группы Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Владимира

правомерно были признаны недействительными **** подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения Сосниной В.П. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ****.

Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом «д» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области от 3 февраля 2003 года № 10 –ОЗ « Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

При таких обстоятельствах, суд правомерно признал оспариваемое постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира № **** от **** года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов города Владимира 26 созыва по одномандатному избирательному округу № **** Сосниной В.П. законным.

При этом, рассматривая возникший спор, суд верно учел, что избирательное законодательство не наделяет избирательную комиссию полномочиями по проведению опроса избирателей. Допущенные исправления в сведениях об избирателях и в датах внесения подписей, иная информация в подписном листе воспринимается территориальной избирательной комиссией буквально, а не в соответствии с тем, какие данные хотел внести сборщик подписей.

Не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и доводы истца об отсутствии в подлиннике оспариваемого постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владимира № **** от**** года подписей председательствующего и секретаря.

Доводы кассационной жалобы Сосниной В.П. о нарушении её конституционных прав действиями территориальной избирательной комиссии не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Настаивая на заявленном требовании о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями органов местного самоуправления, фактически представляющим собой спор о праве, Соснина В.П. в обоснование своей позиции ссылалась на нормы статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону ли иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно Положению о Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира, утвержденному Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области № **** от **** года, Территориальная избирательная комиссия является государственным органом Владимирской области, обеспечивающим реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляющим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Ленинского района г. Владимира.

Поскольку в данном случае незаконных действий со стороны органов местного самоуправления не усматривается, а доказательств обратного, как того требует статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Сосниной В.П. суду представлено не было, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного по указанному правовому основанию требования.

В силу указанного выше, вывод суда об отказе Сосниной В.П. в удовлетворении заявленных требований, является верным.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны законными и обоснованными, так как, не опровергая выводы суда по делу, сводятся к несогласию с оценкой данной судом установленным по делу обстоятельствам, и сделанным в этой связи выводам, что не является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.

Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Доказательствам, собранным по делу, судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы же кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных в суде доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, решение суда отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Владимира от 18 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сосниной В.П. – без удовлетворения.

ПредседательствующийС.М. Сергеева

СудьиЮ.В. Самылов

Г.Н. Гришина