Дело № 33 -859/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Шванская Л.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора Шайковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 04 марта 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по доверенности Федорова А.В. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:
Оставить без удовлетворения заявление избирательного объединения местного отделения Всероссийской Политической партии «Единая Россия» Александровского района об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района № 40 от 04 февраля 2011 года о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области по единому избирательному округу.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по доверенности Федорова А.В., просившего об отмене решения, представителей избирательного объединения Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области Тихоновой М.В., Патлусова Д.Т. и Клигмана С.А., просивших об отклонении кассационной жалобы, заключение прокурора Шайковой В.А. об отмене решения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением территориальной избирательной комиссии Александровского района от 04 февраля 2011 года № 40 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области по единому избирательному округу.
Избирательное объединение местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района обратилось в суд с заявлением об отмене указанного постановления.
В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение Закона РФ «О политических партиях» решение о выдвижении списка кандидатов принято советом регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области, тогда как решение данного вопроса находится в компетенции конференции. Также нарушены требования избирательного законодательства, поскольку не были представлены документы о регистрации избирательного объединения, выданные управлением Министерства юстиции Российской Федерации, и документы, подтверждающие переименование Владимирского регионального отделения Политической партии «Партия российских регионов» в региональное отделение политической партии «Справедливая Россия: Родина (Пенсионеры) Жизнь». В нарушение п. 15 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области после представления списка кандидатов в территориальную избирательную комиссию его состав и порядок размещения были изменены: из списка исключен кандидат Лебедев В.В.
В судебном заседании представитель заявителя Федоров А.В. настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям.
Представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии Александровского района Шушарина Е.А., избирательного объединения Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области Тихонова М.В. возражали против удовлетворения заявления, полагали, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Прокурор Корсунская Ю.А. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района по доверенности Федоров А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Кассационное рассмотрение проведено без участия представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Александровского района, который извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 190), в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из того, что достаточным подтверждением факта регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц применительно к избирательному объединению Региональному отделению политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданное Федеральной налоговой службой России.
В связи с тем, что такое свидетельство избирательным объединением Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области было представлено, нарушений избирательного законодательства судом установлено не было.
Между тем, приведенные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу положений п. п. «б» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
В соответствии с п. 1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.
Согласно подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Подпунктом 2 п. 17 ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Таким образом, вышеуказанными нормами избирательного законодательства определены требования для регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, несоблюдение которых является основанием к отказу в регистрации.
Судом установлено, что уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в территориальную избирательную комиссию Александровского района были сданы среди прочих документов: Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 18 января 2003 года, выданное Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области о государственной регистрации созданного юридического лица Владимирское региональное отделение Политической партии «Партия российских регионов», и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы от 20 июля 2010 года, выданное тем же Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области.
Однако, в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба России не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 451 определён орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации общественных объединений (политических партий), Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст.15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95- ФЗ «О политических партиях» - федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, располагая информацией от налогового органа, уполномоченного вести Единый государственный реестр юридических лиц, о внесённой в реестр записи о политической партии или её региональном отделении, выдаёт уполномоченному лицу политической партии документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, представленная в территориальную избирательную комиссию заверенная копия свидетельства о государственной регистрации указанного избирательного объединения, выданная Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области, не может подтвердить факт регистрации вышеуказанной политической партии, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации общественных объединений, включая политические партии, является Министерство юстиции Российской Федерации, в связи с чем, вышеуказанное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области по единому избирательному округу.
Доводы заявителя о том, что Совет регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области не является компетентным органом для выдвижения списка кандидатов, и о том, что Устав партии «Справедливая Россия» не закрепляет за Советом регионального отделения право восстановления кандидата в составе списка кандидатов, обоснованно отвергнуты судом.
Федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения списка кандидатов иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии «Справедливая Россия» в качестве органа, наделенного полномочиями по выдвижению кандидатов, предусмотрен Совет регионального отделения партии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава политической партии "Справедливая Россия", Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между Конференциями (Общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим уставом.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 Устава политической партии "Справедливая Россия" предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган уполномоченный уставом политической партии.
Следовательно, Совет регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области принял решение о выдвижении тайным голосованием списка кандидатов в депутаты в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 32 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение кандидатов в списке, кроме случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия или исключения некоторых кандидатов.
Таким образом, законодатель не исключает возможности включения в список кандидата ранее в нем состоявшего, прямой запрет установлен только в части включения в список кандидатов, ранее в нем не указанных.
Как установлено судом, Советом регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области 13 января 2011 года Лебедев В.В. включен в список кандидатов в депутаты на выборах Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва (по единому избирательному округу).
Решением Совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области № 3 от 23 января 2011 года Лебедев В.В. при отсутствии оснований для исключения исключен из Списка кандидатов, выдвинутых указанным объединением. Решениями вышеуказанного Совета № 3/1 от 25 января 2011 года и № 4 от 26 января 2011 года, решение № 3 отменено и Лебедев В.В. восстановлен в списке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Совет Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области восстановил нарушенное пассивное избирательное право Лебедева В.В., незаконно исключенного из списка кандидатов, и не нарушил положений избирательного законодательства.
Ссылка кассатора на Постановление Конституционного Суда РФ от 09 ноября 2009 года № 16-П, не может быть признана обоснованной, поскольку положения избирательного законодательства, предоставляющие политическим партиям, выдвинувшим список кандидатов исключать из него тех или иных лиц, связаны с обстоятельствами объективного характера, а именно, совершение кандидатом противоправных действий (бездействия), либо действий (бездействия), несовместимых с законными интересами данной политической партии.
Таких обстоятельств, а также доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении избирательным объединением своими правами, судом не установлено.
В силу указанного выше, судебное постановление не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене.
Утверждение представителя заинтересованного лица о том, что представители заявителя Васильев С.Н. и Федоров А.В. не имеют полномочий на обращение в суд и на подачу кассационной жалобы противоречат материалам дела и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", субъектом избирательного процесса является политическая партия, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии (пункт 25 статьи 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона о партиях, под иными структурными подразделениями политических партий понимаются их местные и первичные отделения, которые создаются в случаях и порядке, предусмотренных их уставами.
Независимо от субъекта выдвижения кандидата (списка кандидатов), будь то федеральная, региональная либо иная (местная) структура партии, он считается кандидатом от политической партии в целом, а не от регионального или местного ее отделения. В противном случае перечисленные партийные структуры, являясь самостоятельными субъектами выдвижения, на одних и тех же выборах могут выдвинуть разных кандидатов от разных структур одной и той же партии, тогда как все они действуют по единому уставу и представляют одну партию.
В материалах дела имеются доверенности, выданные Васильеву С.Н. и Федорову А.В. Владимирским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» представлять интересы местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», связанные с выдвижением и регистрацией избирательного объединения местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района, в том числе, в суде, с правом подписания и подачи заявления и обжалование судебного акта (л.д. 22-23), подписанные лицом, уполномоченным в соответствии с подп. 13.8.12.8 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выдачу доверенности, что опровергает доводы кассатора о подписании заявления и кассационной жалобы лицами, не имеющими доверенность на вышеуказанные действия.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, отменяя судебное постановление, вынесенное с нарушением закона, находит возможным принять новое решение об удовлетворении заявления избирательного объединения местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Александровского городского суда от 17 февраля 2011 года отменить.
Принять новое решение, которым заявление избирательного объединения местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Александровского района удовлетворить.
Постановление Территориальной избирательной комиссии Александровского района № 40 от 04 февраля 2011 года о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области по единому избирательному округу - отменить.
Председательствующий Сергеева С.М.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.