определение № 33-898/2011 от 15 марта 2011 года по кассационной жалобе Пономаренко С.И. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 10 декабря 2010 года



33-898/2011Докладчик Самылов Ю.В.

СудьяОсипова Н.И.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

ПредседательствующегоСудаковой Р.Е.,

и судейСамылова Ю.В., Гришиной Г.Н.,

при секретареТитовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире15 марта 2011 года дело по заявлению Пономаренко С.И. к департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области об обязании выдать дополнительный государственный жилищный сертификат

по кассационной жалобе Пономаренко С.И. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 10 декабря 2010 года, которым постановлено:Пономаренко С.И. в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства регионального развития Российской Федерации части жилищной субсидии в размере **** руб., не предоставленной жилищным сертификатом серии ****, отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области по доверенности – Чернышева Б.Б., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пономаренко С.И. обратилась с иском к департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области об обязании выдать дополнительно государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в размере 25% от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

В обоснование иска указала, что в **** году выехала из ликвидированного поселка ****. Из поселка Игультин она выехал вынуждено, так как на основании Постановления Правительства РФ № 118 от 04 декабря 1995 года «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в Чукотском автономном округе и социальной защите населения поселка Иультин» последний был ликвидирован.На основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ей должна быть предоставлена жилищная субсидия, выделяемая за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Для граждан, выезжающих из городов, поселков с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанных районах и местности не учитываются. **** года в администрации муниципального образования городское поселение города Киржач Владимирской области получила государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ****, выданный департаментом строительства и архитектуры Владимирской области **** года. Жилищный сертификат был предоставлен на истца и четырех членов ее семьи. В выданном ей жилищном сертификате серии **** определен норматив общей жилой площади жилого помещения - **** кв.м., стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в регионе вселения - **** рублей, норматив предоставления социальной выплаты - **** %, от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определена сумма получения денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения - **** рублей. При оформлении и выдаче ей государственного жилищного - сертификата серии **** неверно был определен норматив предоставления социальной выплаты - в размере **** %.На основании ст. 5 Федерального закона № **** от **** г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ей как гражданину, выехавшему из закрывающегося поселка района Крайнего Севера, должен быть предоставлен норматив социальной выплаты в размере 100%. Соответственно, и сумма на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи должна быть в размере 2 023 200 рублей. В результате неправильного определения норматива социальной выплаты сумма предоставленной жилищной субсидии была уменьшена на **** рублей, что лишило ее возможности приобрести жилое помещение на сумму **** руб., то есть реализовать свое право на приобретение жилья, предусмотренное законом, в полном объеме.

В судебном заседании 10 ноября 2010 года истец уточнила исковые требования, указала в качестве ответчиков Министерство регионального развития Российской Федерации, департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, просила взыскать с Министерства регионального развития Российской Федерации часть жилищной субсидии в размере **** руб., не предоставленной жилищным сертификатом серии ****.

Представитель ответчика департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области по доверенности – Чернышев Б.Б. иск не признал, пояснив суду, что истец реализовала свое право на приобретение жилья, предусмотренное законом. В соответствии с п. 48 Правил социальная выплата осуществляется в безналичной форме. Банковский счет открыть можно при наличии сертификата. Требования Пономаренко С.И. о взыскании денежной суммы некорректны и не исполнимы.

Представитель ответчика Министерства регионального развития в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв, из которого следует, что ответчик иск не признает, поскольку истец была ознакомлена с условиями программы, расписалась за достоверность сведений, которые содержатся в сертификате.

Представитель ГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв, где указал, что истец реализовала свое право на получение социальной выплаты, согласившись с ее размером, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Третьи лица Пономаренко А.А., Пономаренко А.И., Пономаренко Н.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель администрации муниципального образования городское поселение город Киржач в судебное заседание не явился, направив по запросу суда документы в рамках рассматриваемого дела.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Пономаренко С.И. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.

Кассационное рассмотрение дела проведено с участием представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области по доверенности – Чернышева Б.Б. и без участия остальных, привлеченных к участию в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", как указано в его преамбуле, устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Из материалов дела видно, что Пономаренко С.И. состояла на учете на получение жилищной субсидии в соответствии с указанным Федеральным законом, как гражданин выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а именно поселка Иультин Иультинского района Чукотского автономного округа на основании постановления Правительства РФ от 04 декабря 1995 года №1188.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из содержания Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы и регулируют особый вид правоотношений между государством, военнослужащим, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти. Государственным заказчиком подпрограммы согласно постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2010 года №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы» является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)

Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).

В соответствии с пунктом 5 Правил право гражданина на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, предоставляется только один раз. Выдача дополнительных сертификатов, а также осуществление доплат по ранее выданным сертификатам законом и Правилами не предусмотрены.

В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возражая против заявленных требований, представитель департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области по доверенности – Чернышев Б.Б. утверждал, что Пономаренко С.И. реализовала свое право на приобретение жилья, предусмотренное Федеральным законом от 25 октября 2002 г.N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии с полученным ей государственным жилищным сертификатом, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Суд, верно признал данные доводы состоятельными по следующим основаниям.

Как установлено решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 30 сентября 2008 года удовлетворены исковые требования Пономаренко С.И. Суд обязал департамент строительства и архитектуры администрации г. Владимира поставить Пономаренко С.И. на учет согласно Федеральному закону №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из ликвидированного поселка **** на основании постановления Правительства РФ от **** года №****

Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 10 ноября 2009 года Министерство регионального развития Российской Федерации обязано направить бланк сертификата в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области для выдачи Пономаренко С.И. и обеспечить выделение средств из федерального бюджета жилищной субсидии.

Согласно протоколу жилищной комиссии администрации муниципального образования городское поселение город Киржач от 26 марта 2010 года распределен государственный жилищный сертификат Пономаренко С.И. в соответствии с подпунктом «З» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, выпиской из сводного списка граждан – получателей сертификатов в 2010 году от 22 декабря 2009 года.

Учитывая данное решение, администрация муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района Владимирской области постановлением от 26 марта 2010 года №146 распределило государственный жилищный сертификат Пономаренко С.И. (состав семьи 4 человека) и в этот же день направила данную информацию в департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области.

На заседании рабочей группы по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 15 апреля 2010 года были распределены полученные ГЖС гражданам в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах утвержденного совокупного размера социальных выплат на основании сводного списка получателей ГЖС на **** год и протоколов жилищных комиссий, представленных органами местного самоуправления, где в списках указана Пономаренко С.И., как гражданин выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вставшая на очередь **** года с составом семьи 4 человека, размер субсидии 1 **** руб.

В соответствии с Приказами Минрегионразвития России от 19 февраля 2010 года № 64, 65,66,67 «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов и протоколом заседания рабочей группы по реализации на территории области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы от 15 апреля 2010 года №1 был издан приказ директора департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области от 26 апреля 2010 года №35 «О распределении бланков государственных жилищных сертификатов», на основании которого Пономаренко С.И. был выделен государственный жилищный сертификат №**** сумму **** руб.

Государственный жилищный сертификат серии **** Пономаренко С.И. получила **** года, о чем свидетельствует ее подпись в сертификате.

Из содержания сертификата следует, что Пономаренко С.И. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. В соответствии с условиями программы ей предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере **** руб. для приобретения жилого помещения, рассчитанная с учетом 3 совместно проживающих членов ее семьи. Норматив общей площади – **** кв., стоимость 1 кв.м общей площади жилья в регионе вселения **** руб., размер социальной выплаты **** 000 руб., дата выдачи **** года, сертификат должен быть предъявлен в банк до **** года, сертификат действителен до 26 января **** года. Пономаренко С.И., получая сертификат, указала, что достоверность сведений, содержащихся в сертификате, проверила, сертификат получила.

В договоре купли – продажи от **** года, заключенном между Пономаренко С.И. и членами ее семьи с одной стороны и Шаповаловой Н.А., действующей в интересах Ткач И.М., указано, что стоимость приобретаемой квартиры, расположенной по адресу: **** составляет **** руб. Помаренко С.И. на семью из 4 человек Пономаренко А.А., Пономаренко А.И., Пономаренко Н.А.предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на основании постановления Правительства РФ от **** года №**** и государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья серии ****, выданного **** года на сумму **** руб. Расчет между сторонами будет произведен полностью после подписания настоящего договора после его регистрации и регистрации перехода права собственности в Киржачском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. Оплата стоимости квартиры производится за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по сертификату. Оплата производится со счета Пономаренко С.И. на счет Ткач И.М.

Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что Помаренко С.И. реализовала свое право на приобретение жилья, предусмотренное Федеральным законом от 25 октября 2002 г.N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии с полученным ей государственным жилищным сертификатом, который в соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона был выдан исходя из стажа ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как гражданину не выезжающему, а выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей т.е. верно был определен норматив предоставления социальной выплаты - в размере 75 %.

Следовательно права, свободы и законные интересы Помаренко С.И. ответчиками не нарушены.

Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Пономаренко С.И. – без удовлетворения.

ПредседательствующийР.Е. Судакова

СудьиЮ.В. Самылов

Г.Н. Гришина