определение № 33-1077/11 от 24 марта 2011г. по кассационной жалобе департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области



Дело № 33-1077/11Докладчик Сергеева И.В.

Судья Якушев П.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующегоСкляровой Е.И.,

судейСергеевой И.В., Удальцова А.В.,

при секретареАфанасьевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Владимире 24 марта 2011 года

дело по кассационной жалобе департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области

на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 21 января 2011 года, которым постановлено:

Заявление Махровой Л.А. об обязании департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить заявителя и членов ее семьи в первую очередь на получение жилищной субсидии удовлетворить.

Обязать департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить Махрову Л.А. с составом семьи четыре человека (Махрова Л.А., Махров А.Г. – ****, Русакова Н.А. – ****, Махрова А.А. - ****) на учет согласно Федеральному закону от 25 октября 2002г. № 15-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как граждан, выехавших из ликвидированного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04 декабря 1995г. № 1188 поселка Иультин Иультинского района Чукотского автономного округа.

Взыскать с департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в пользу Махровой Л.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** рублей.

Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., объяснения представителя департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области Чернышева Б.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Махровой Л.А. Карцева А.П., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Махрова Л.А. обратилась с заявлением об обязании департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области поставить ее и членов семьи на учет в соответствии с нормами Федерального закона от 25 октября 2002г. № 15-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в первую очередь на получение жилищной субсидии как граждан, выехавших из ликвидированного п.Иультин Иультинского района Чукотского автономного округа.

В обоснование требований указала, что Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 1995г. № 1188 «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в Чукотском автономном округе и социальной защите населения поселка Иультин» был ликвидирован п.Иультин, в котором она проработала с 14 марта 1978г. по 09 марта 2000г. Указала, что является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010г. (в составе семьи из четырех человек), изъявивших желание получить сертификаты в 2010г. по Владимирской области за № 49 по категории «работающие граждане» (пятая очередь). Согласно сообщению департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 02 ноября 2009г. № ДСА-325/М-9-3164 в признании ее и членов семьи обладающими правом первоочередного обеспечения жилищными субсидиями незаконно отказано с указанием, что к категории граждан, зарегистрированных и проживающих в городах, поселках и полярных станциях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ они не относятся, поскольку уже выехали из п.Иультин и проживают в настоящее время в г.Киржаче.

В судебное заседание Махрова Л.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась.

Представитель Махровой Л.А. Карцев А.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области заявленные исковые требования полагал удовлетворению не подлежащими. Указал на необоснованность ссылки истца на нормы ст.2 Федерального закона от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку заявитель и члены ее семьи являются не выезжающими, а выехавшими из районов Крайнего Севера гражданами, правом на первоочередное получение жилищных субсидий не обладают.

Представитель заинтересованного лица – Министерства регионального развития РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленных письменных возражениях на иск заявленные исковые требования полагал удовлетворению не подлежащими.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Чукотского автономного округа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные исковые требования полагал подлежащими удовлетворению, их разрешение оставлено на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Махров А.Г., действующий в своих интересах и в интересах Махровой А.А., **** года рождения, и Русакова Н.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области С.А.Боков просит решение отменить в связи с неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств, а также неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений Махровой Л.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Постановлением главы администрации Чукотского автономного округа от 13 сентября 1995г. № 311 упразднены горняцкие и геологические поселки, дорожные пункты, в том числе поселок Иультин Иультинского района Чукотского автономного округа.

Махрова (Русакова) Л.А., Махров А.Г., Русаков А.А. и Русакова Н.А. проживали в **** до **** года, жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета при выезде на постоянное место жительства в центральные районы страны не получали, участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в Иультинском муниципальном районе Чукотского автономного округа не являлись.

Махрова Л.А., Махров А.Г., Махрова А.А. и Русакова Н.А. зарегистрированы и проживают в ****.

Махрова Л.А. с **** составом семьи **** человека признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Владимирской области по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2010г., включена в сводной список граждан-участников подпрограммы состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «****» (**** очередь) на 2011г. под № ****.

Удовлетворяя заявленные Махровой Л.А. требования, суд исходил из того, что выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992г. в связи с закрытием городов, поселков, полярных станций в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» имеют право на первоочередное предоставление жилищной субсидии.

Судебная коллегия полагает согласиться с данным суждением суда исходя из следующего.

Учитывая, что согласно преамбуле упомянутого Федерального закона № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, указанные категории граждан имеют равное право на получение жилищной субсидии.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются вышеназванным Федеральным законом.

Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона.

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Таким образом, право на первоочередное предоставление жилищных субсидий Федеральным законом предоставлено гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из системного толкования положений указанного Закона, а также принципа того, что предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд правильно пришел к выводу, что правом на первоочередное предоставление жилищных субсидий имеют граждане, как выезжающие, так и выехавшие не ранее 1 января 1992 года из городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрытых в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.

С учетом того, что Махрова Л.А. и члены ее семьи проживали в населенном пункте, находящемся в районе Крайнего Севера, выехали из населенного пункта после 01 января 1992г. в связи с его закрытием в соответствии с решением органа государственной власти субъекта РФ и по согласованию с Правительством РФ, суд правомерно пришел к выводу о том, что Махрова Л.А. может быть включена в первую очередь на предоставление жилищных субсидий согласно Федеральному закону № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Ссылку представителя Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской на ст.5 Федерального закона № 125-ФЗ, якобы, выделяющую граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций в отдельную категорию граждан, судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку данная норма закона определяет лишь норматив предоставления жилищных субсидий.

Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые приведены в решении суда.

Решение постановлено при правильном применении и толковании норм права, регулирующих рассматриваемые отношения.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства и установлены фактические обстоятельства по делу, применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными, они не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда. По существу доводы жалобы направлены на иное толкование закона и установленных обстоятельств дела.

Руководствуясь ст.ст.361-366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 21 января 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области – без удовлетворения.

ПредседательствующийЕ.И.Склярова

СудьиИ.В.Сергеева

А.В.Удальцов