Дело № 33 -937/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Максимова Н.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора Куропаткина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 марта 2011 года дело по кассационной жалобе представителя заявителя Гусева В.В. - по доверенности Федорова А.В. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 01 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Гусева В.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от31 января 2011 года № 8 о регистрации Горюнова В.Н. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9 отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя заявителя Гусева В.В. по доверенности Федорова А.В., просившего об отмене решения, заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу,судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Совета народных депутатов Александровского района от 15 декабря 2010 года № 150 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов в Совет народных депутатов Александровского района.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутата Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва от 31 января 2011 года № 8 «О регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9» Горюнов В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Гусев В.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9, обратился в Гороховецкий районный суд Владимирской области с заявлением об отмене вышеуказанного постановления Территориальной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение Закона РФ «О политических партиях» решение о выдвижении кандидата принято советом регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области, тогда как решение данного вопроса находится в компетенции конференции. Также нарушены требования избирательного законодательства, поскольку не были представлены документы о регистрации Владимирского регионального отделения политической партии «Партия российских регионов», выданные управлением Министерства юстиции Российской Федерации, и документы, подтверждающие переименование Владимирского регионального отделения Политической партии «Партия российских регионов» в региональное отделение политической партии «Справедливая Россия».
Представитель заинтересованного лица окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутата Совета народных депутатов Александровского района Шуваева Т.А. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что регистрация Горюнова В.Н. произведена в полном соответствии с избирательным законодательством.
Помощник Александровского городского прокурора Пискарев А.В. полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание заявитель Гусев В.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Федоров А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Александровского района, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Горюнов В.Н. и его представитель Тихонова М.В., надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание также не явились, направили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель заявителя Гусева В.В. - по доверенности Федоров А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее,Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда приходит к следующему.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из того, что достаточным подтверждением факта регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц применительно к Владимирскому региональному отделению политической партии «Справедливая Россия» по Владимирской области является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданное Федеральной налоговой службой России.
В связи с тем, что такое свидетельство Горюновым В.Н. было представлено, нарушений избирательного законодательства судом установлено не было.
Между тем, приведенные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 3 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона и подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33, пункт 28 Закона Владимирской области соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Согласно подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Подпунктами 1 и 2 п. 18 ст. 30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» предусмотрено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидата (кандидатов) по одномандатному избирательному округу (одномандатным избирательным округам), а также в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Кодекса в окружные избирательные комиссии, а при проведении выборов главы муниципального образования - в избирательную комиссию, организующую выборы, официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию устава политической партии, иного общественного объединения; официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Таким образом, вышеуказанными нормами избирательного законодательства определены требования для регистрации кандидата, несоблюдение которых является основанием к отказу в регистрации.
Судом установлено, что Горюновым В.Н. в окружную избирательную комиссию Александровского района были сданы среди прочих документов: свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 18 февраля 2003 года, выданное Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области о государственной регистрации созданного юридического лица Владимирское региональное отделение Политической партии «Партия российских регионов», и свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о Региональном отделении политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области от 20 июля 2010 года, выданное тем же Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области.
Однако, в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба России не является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 451 определён орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации общественных объединений (политических партий), Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст.15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95 - ФЗ «О политических партиях» - федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, располагая информацией от налогового органа, уполномоченного вести Единый государственный реестр юридических лиц, о внесённой в реестр записи о политической партии или её региональном отделении, выдаёт уполномоченному лицу политической партии документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, представленная в окружную избирательную комиссию заверенная копия свидетельства о государственной регистрации указанного избирательного объединения, выданная Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области, не может подтвердить факт регистрации вышеуказанной политической партии, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации общественных объединений, включая политические партии, является Министерство юстиции Российской Федерации, в связи с чем, вышеуказанное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области по одномандатному избирательному округу.
Доводы заявителя о том, что Совет регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области не является компетентным органом для выдвижения списка кандидатов, и о том, что Устав партии «Справедливая Россия» не закрепляет за Советом регионального отделения право восстановления кандидата в составе списка кандидатов, обоснованно отвергнуты судом.
Федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии «Справедливая Россия» в качестве органа, наделенного полномочиями по выдвижению кандидатов, предусмотрен Совет регионального отделения партии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава политической партии "Справедливая Россия", Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между Конференциями (Общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим уставом.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 Устава политической партии "Справедливая Россия" предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган уполномоченный уставом политической партии.
Следовательно, Совет регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области принял решение о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Совет Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» во Владимирской области не нарушил положений избирательного законодательства.
Учитывая, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых в соответствии с избирательным законодательством, является самостоятельным основанием к отказу в регистрации кандидата, постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутата Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва от 31 января 2011 года № 8 «О регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Горюнова В.Н.» подлежит отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Однако, в соответствии с п. 3.1 ст. 348 ГПК РФ, кассационные жалоба, представление на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее, чем за два дня до дня голосования.
Отсюда вытекает, что в случае истечения указанных сроков и при наличии оснований для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), суд обязан прекратить производство по делу на основании ст. 248 ГПК РФ.
В силу ст. 134 ГПК РФ.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом кассационной инстанции истек срок для отмены постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от 31 января 2011 года № 8 о регистрации Горюнова В.Н. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9, решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Александровского городского суда от 01 марта 2011 года отменить.
Производство по делу по заявлению Гусева В.В. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 9 по выборам депутатов Совета народных депутатов Александровского района от 31 января 2011 года № 8 о регистрации Горюнова В.Н. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Александровского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 9 - прекратить.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.