Определение №33-1404/2011 от 21.04.2011 по кассационной жалобе военного комиссариата Владимирской области



Дело № 33 – 1404/2011 г.Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Фирсова И.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Гоголеве А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Владимирской области на решение Октябрьского районного суда от 03 марта 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Федоровой З.В. удовлетворить частично.

Признать за Федоровой З.В. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****, с **** по ****.

Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Федоровой З.В. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с **** по **** включительно в сумме **** рублей.

В остальной части иска Федоровой З.В. отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителей военного комиссариата Владимирской области Журавлева Е.В. и Куприной А.В., просивших об отмене решения, истца и ее представителя Мержиевскую Н.В., просившую об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федорова З.В. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Владимирской области и просила признать за ней право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****, произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и взыскать задолженность по невыплаченной части пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на то, что является матерью погибшего **** при исполнения обязанностей воинской службы в **** капитана Ф., который является ветераном боевых действий.

В обоснование иска указала, что с **** года она получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ. Однако, при обращении в военный комиссариат Владимирской области с заявлением о перерасчете пенсии (повышение в размере 32%) в соответствии со ст. статьей 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в повышении размера пенсии ей было отказано. Отказ в перерасчете пенсии считает незаконным и необоснованным.

Полагает, что подлежит взысканию с ответчика в ее пользу задолженность по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца за период с **** по **** в сумме **** рублей.

Представители истца Дроздов М.Г. и Новикова Н.Г. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель Военного комиссариата Владимирской области Ктиторова А.И. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана оценка, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах,

Из материалов дела видно, что сын истца капитан Ф. погиб при исполнения обязанностей воинской службы в ****.

Следовательно, погибший Ф. является ветераном боевых действий и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при жизни имел право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.

Данное обстоятельство подтвердил представитель ответчика в заседании судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истца на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца является правильным, соответствует подлежащим применению правовым нормам, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод следует и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Разрешая спор, суд обоснованно с учетом обстоятельств дела и действующего законодательства пришел к выводу, что недоплата пенсии с учетом индексации составила **** рублей, которую обоснованно взыскал в пользу Федоровой З.В.

Суд первой инстанции обоснованно не принял довод ответчика о том, что установленное статьей 45 Закона повышение пенсии распространяется непосредственно на ветерана боевых действий, а не на членов его семьи, поскольку данный довод противоречит нормам Закона Российской Федерации от 17.04.2010 года N 47-ФЗ. Так статья 45 предусматривает размеры повышения пенсии, в том числе, и по случаю потери кормильца, в то же время, размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец. Повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 45 Закона, предусмотрено также и абзацем 5 статьи 46 Закона.

Таким образом, повышение пенсии на 32% в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона предусмотрено не только для самих ветеранов боевых действий, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

При таком положении отказ военного комиссариата Владимирской области в перерасчете пенсии, выплачиваемой истцу с учетом предусмотренного статьей 45 Закона повышения на 32%, неправомерен.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Таким образом, доводы кассационной жалобы ответчика не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Владимира от 04 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Владимирской области – без удовлетворения.

ПредседательствующийСудакова Р.Е.

СудьиСамылов Ю.В.

Гришина Г.Н.