Определение №33-1419/2011 от 21.04.2011 по кассационной жалобе Курепиной И.А.



Дело № 33 –1419/2011 г.Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Зеленова Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Гоголеве А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Курепиной И.А. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 14 марта 2011 года, которым постановлено:

В иске Курепиной И.А. к ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя истца Синицына Н.В., просившего об отмене решение, представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и г. Собинке Петровой С.В. и Михеева Д.В., просивших об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Курепина И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы в **** с **** по **** в должности **** и с **** по **** в должности ****, а также обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ****.

В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области за назначением такой пенсии, она получила отказ.

В судебном заседании истец Курепина И.А., ее представители Синицын Н.В. и Аблязова М.Д. поддержали заявленные требования.

Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской областиФенске В.Г. и Сафронова В.П. требования истца не признали, ссылаясь на то, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости даёт не любая педагогическая деятельность, а только работа в определённых должностях и учреждениях, поименованных в Списках. Такая должность как **** и руководитель **** Списками не поименована. В связи с чем, правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж истца не имеется. Без учета указанных периодов работы специальный стаж Курепиной И.А. составит менее требуемых для назначения пенсии 25 лет.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда, в кассационной жалобе Курепина И.А. просит отменить его как незаконное, и, не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции, постановить по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Кассационное рассмотрение проведено без участия истца Курепиной И.А, которая извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 142), в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

При рассмотрении спора суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановил обоснованное решение.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 настоящего Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее возраста, установленного законом, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительством РФ издано Постановление от 29 октября 2002 года № 781, которым утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений (далее Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из дела видно, что в спорные периоды истец работала в должности инструктора по физкультуре и руководителя по физической культуре.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Курепиной И.А. требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у нее необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специального двадцатипятилетнего стажа.

В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 года № 781, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствует наименование должности "инструктор по физической культуре" и «руководитель физической культуры».

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Должность инструктора по физической культуре как самостоятельная должность введена Приказом Министерства просвещения СССР от 31 августа 1987 года № 167 «О дополнении штатов детских дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений».

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, вступившим в действие с 1 января 1996 года, также предусмотрена должность "инструктора по физической культуре". Имеется в указанном классификаторе указание на должность "руководителя физического воспитания". Данная должность включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Должности "инструктора по физической культуре", «воспитателя» и "руководителя физического воспитания" являются различными должностями, что отражено как вышеуказанном классификаторе, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года N 298 и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".

Из дела видно, что в период с **** по **** истец работала в **** в должности ****.

Истец просит фактически установить тождественность выполняемых функций, условий и характера работы в должности воспитателя и в должности ****, утверждая, что исполняла обязанности воспитателя и несла педагогическую нагрузку в количестве 36 часов в неделю.

Однако, действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 N 25 не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Законодатель не включил в вышеуказанные Списки и Перечень должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в целом характер работы в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны для работы в должностях, указанных в Списках.

То есть если гражданин работал в должности, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено Тарифно-квалификационным справочником или ЕТКС, не имеется.

Согласно штатному расписанию и тарификационным спискам по учреждению, истец поименована как **** и ****.

В период работы с **** до обращения истца в суд ее должность была поименована как «****», которая также не предусмотрена Списками должностей и профессий.

То обстоятельство, что в процессе рассмотрения дела в суде работодатель внес изменения в приказ **** от **** и поименовал должность, занимаемую истцом, как «****», не имеет правового значения, поскольку истец продолжала выполнять те же должностные обязанности и заниматься той же педагогической деятельностью, которая не подлежит включению в специальный стаж.

Кроме того, выполняя одни и те же должностные обязанности в период с **** по **** в должности **** и с **** по **** в должности ****, истец утверждала о том, что она работала **** и ****.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593, для занятия должности «инструктор по физической культуре» необходимо иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Инструктор по физической культуре организует активный отдых обучающихся, воспитанников в режиме учебного и внеучебного времени образовательного учреждения, проводит физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья.

В отличие от должности инструктора по физической культуре, должность руководителя физического воспитания вышеуказанным ЕТКС от 14 августа 2009 года № 593 предполагает выполнение работы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, руководство преподавателями физкультуры. Требованием к квалификации является наличие высшего профессионального образования в области физкультуры и спорта или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, должности инструктора по физической культуре и руководителя физического воспитания являются самостоятельными должностями и могут быть введены в штатах учреждений образования определенного типа. Для занятия каждой из указанных должностей необходимо наличие соответствующего уровня образования. При этом в соответствующие Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включена только должность руководителя физического воспитания.

**** является дошкольным образовательным учреждениям, в котором должность руководителя физического воспитания не предусмотрена.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции, действуя в пределах своей компетенции и в рамках процессуального закона, оценив и сопоставив все собранные в рамках настоящего дела доказательства, обоснованно пришел к выводу о том, что истец выполняла обязанности инструктора физической культуры и обоснованно не включил спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, учитывая, что без включения в специальный стаж истца спорных периодов работы Курепина И.А. не приобрела права на досрочную пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, требования Курепиной И.А. о назначении такой пенсии удовлетворению также не подлежат.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.

Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Собинского городского суда Владимирской области от 14 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курепиной И.А. - без удовлетворения.

ПредседательствующийСудакова Р.Е.

СудьиСергеева С.М.

Гришина Г.Н.