определение № 33-1407/2011 от 21 апреля 2011 года по кассационной жалобе венного комиссариата Владимирской области на решение Ленинского районного суда города Владимира от 03 марта 2011 года



Дело № 33 – 1407/2011Докладчик Самылов Ю.В.

СудьяФирсова И.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

ПредседательствующегоСудаковой Р.Е.,

судейСамылова Ю.В. и Сергеевой С.М.,

при секретареТитовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире21 апреля 2011 года дело по иску Кочневой Н.А., Кочневой О.А. к военному комиссариату Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации

по кассационной жалобе военного комиссариата Владимирской области на решение Ленинского районного суда города Владимира от 03 марта 2011 года, которым постановлено:

Кочневой Н.А. в иске к военному комиссариату Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации отказать.

Исковые требования Кочневой О.А. удовлетворить частично.

Признать за Кочневой О.А. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за период с **** года по настоящее время.

Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользуКочневой О.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с ****. по **** года включительно в сумме **** руб., расходы на оплату услуг представителя в размере **** руб., всего в сумме **** руб. (**** руб.)

Обязать военный комиссариат Владимирской области назначить и выплачивать Кочневой Ольге Алексеевне ежемесячное повышение к пенсии по потере кормильца в размере **** коп. (**** коп.), начиная с**** года с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части иска Кочневой О.А. отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя истца Кочневой О.А. по доверенности – Мержиевской Н.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кочнева Н.А., Кочнева О.А. обратились в суд с исками к военному комиссариату Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, мотивируя свои требования тем, что Кочнева Н.А. является вдовой, Кочнева О.А. - дочерью военнослужащегоКочнева А.А., участвовавшего в боевых действиях в Республике Чечня и погибшего **** года при выполнении боевого задания. Пояснили, что Кочнева Н.А. получала пенсию на дочь Кочневу О.А. с****. по ****., Конева О.А. получает пенсию с****. по настоящее время. Полагали, что ответчик должен был выплачивать им пенсию по случаю потери кормильца в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Однако, как указали истцы, пенсия выплачивалась без учета данного повышения.

Определением суда от **** указанные дела объединены в одно производство.

Уточнив исковые требования, истцы просили: признать за Кочневой О.А. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ч.1 ст. 45Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** года по настоящее время; взыскать с ответчика Военного комиссариата Владимирской области в пользу Кочневой Н.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с ****. по ****. в размере **** коп., согласно представленному расчету; взыскать с ответчика Военного комиссариата Владимирской области в пользу Кочневой О.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с ****. по ****. в размере **** коп.; обязать военный комиссариат Владимирской области назначить и выплачивать Кочневой О.А. ежемесячное повышение к пенсии по потере кормильца в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, начиная с **** года с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате услуг представителя по **** руб.

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель истцов Мержиевская Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что в настоящее время ежемесячное повышение к пенсии составляет **** коп. Просила обязать ответчика выплачивать данную сумму, начиная с **** года с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать в пользу истцов с ответчика дополнительно в счет оплаты услуг представителя **** руб. (всего **** руб.).

Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области Ктиторова А.И. с иском не согласилась. Полагала требования Кочневой Н.А. не подлежащими удовлетворению, поскольку последняя никогда не являлась и не является пенсионером Министерства обороны РФ. Кроме того, указала на то, что повышение пенсии по п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ № 4468-1 может получать только само лицо - ветеран боевых действий, если ему назначена пенсия по случаю потери кормильца. Кочнева О.А. получает пенсию Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца с **** года по настоящее время. ПосколькуКочнева О.А. сама не является ветераном боевых действий, на неё действие указанной нормы не распространяется.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе военный комиссариат Владимирской области просит решение отменить, считая, что суд неправильно истолковал закон, не применил закон, подлежащий применению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения, по следующим мотивам.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Указанный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Согласно пункту «г» ч.1 ст.45 Закона РФ N 4468-1 в редакции Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ, действовавшей на момент возникновения уКочневой О.А. права на получение пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно пункту «г» ч.1 ст.45 Закона РФ N 4468-1 в редакции, действующей в настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.N 4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Аналогичный вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 данного Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 12.01.1995N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Кочневой Н.А., суд обоснованно исходил из того, что последняя не являлась и не является пенсионером Министерства обороны РФ, права на пенсию по случаю потери кормильца не имеет и не имела. В период с **** года по**** года Кочнева Н.А. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ее несовершеннолетней дочери Кочневой О.

Судом установлено, что отец Кочневой О.А. - Кочнев А.А., являясь военнослужащим, погиб **** года при исполнении служебного долга в ходе проведения антитеррористической операции на территории Чеченской Республики.

Поскольку Кочнева О.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, установленные статьей 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", вывод суда об удовлетворении исковых требований в части признания за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.«г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 за период с 01 февраля 2000 года по настоящее время является верным.

Также у суда первой инстанции имелись все основания для частичного удовлетворения требования о взыскании недополученной пенсии за вышеуказанный период, исходя из следующего.

Пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" до 01 января 2008г. был установлен размер повышения пенсии на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 12.06.2002 N 68-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002г.) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (**** коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Постановлением Правительства №28 от 22 января 2007г. "О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу" установлено, что индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с1 августа 2005 года.

При таких данных, суд обоснованно отметил, что размер повышения пенсии составлял на 01 декабря 2006 года - 312,60 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.01.2002 N 42; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 535; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2003 N 47; Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 N 428; Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 N 142; Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 N 363; Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. N 419; Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 N 165);с 01 апреля 2007года - 336,05 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.03.2007N 181).

Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ внесены изменения в статьи 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Так, пункт «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 изложен в следующей редакции:

«участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».

Согласно части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 N 319-ФЗ) минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исходя из этого увеличения.

Федеральным законом от 01.11.2007 N 244-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1 560 руб. в месяц.

Таким образом, с 01 января 2008г. размер повышения пенсии составляет 499,20 руб. (1560 х 32% =499,20).

С 01 августа 2008 года Федеральным законом от 01.11.2007 года N 244-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1794,00 руб., размер повышения пенсии - 574,08 руб. (1794 х32%=574,08).

С 01 марта 2009 года Федеральным законом от 22.12.2008 N 269-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1950 руб. в месяц, размер повышения пенсий - 624 руб. (1950 х32%=624).

С 01 декабря 2009 года Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.04.2009) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии установлен в сумме 2562 руб. в месяц, размер повышения пенсии составляет819,84 руб. (2562 х32%=819,84).

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившей в силу с 1 января 2010 г., установлено, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размер социальной пенсии с 1 января 2010 г. составляет 2562 руб.

При этом, фактически размер повышения пенсий не изменился и составляет 819,84 руб. (2562 х 32%=819,84).

С 1 апреля 2010 года Постановлением Правительства РФ от 18.03.2010 N 169 утвержден коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1,088. Размер социальной пенсии составил 2787,46 руб. (2562х1,088=2787,46), размер повышения пенсии – 891,99 руб. (2787,46 х32% = 891,99).

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010г. N 457 утвержден коэффициент дополнительной индексации с 1 июля 2010г. социальных пенсий в размере 1,0341. Размер социальной пенсии составил 2882,51 руб. (2787,46х1,0341=2882,51), размер повышения пенсии – 922,40 руб. (2882,51х32% = 922,40).

Признав обоснованными требования Кочневой О.А. о взыскании недополученной надбавки, предусмотренной п. «г» ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, за период с 01 декабря 2006 года по настоящее время с учетом уровня инфляции, суд верно указал на то, что данные суммы истцом не были своевременно получены, индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения убытков в условиях нестабильности цен.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионерами своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

При расчете недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с 01 декабря 2006 года по 31 января 2011 года включительно, суд правомерно полагал необходимым и возможным применить к недополученным истцом своевременно суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. Судебная коллегия соглашается с произведенным судом расчетом, оснований считать его ошибочными не имеется.

Таким образом, суд обоснованно взыскал с военного комиссариата Владимирской области в пользу Кочневой О.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с **** года по**** года включительно в сумме **** коп.

Отсюда следует признать также правильным вывод суда об удовлетворении требования о возложении на военный комиссариат Владимирской области обязанности назначить и выплачивать Кочневой О.А. ежемесячное повышение к пенсии по потере кормильца в размере **** коп., начиная с **** года с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Разрешая спор и удовлетворяя частично ходатайство Кочневой О.А. о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, суд сослался на положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд, принимая во внимание представленные в подтверждение этого обстоятельства договор об оказании юридических услуг, дополнительное соглашение к договору и квитанции об оплате услуг представителяМержиевской Н.В., участвовавшей в деле, на сумму **** рублей, правомерно посчитал необходимым взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме **** рублей. Судебная коллегия полагает, что указанный размер судебных расходов является разумным.

Также суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере **** рублей в пользу Кочневой Н.А., поскольку ей в иске отказано в полном объеме.

Кассационная жалоба военного комиссариата Владимирской области не может быть признана состоятельной, так как основана на неправильном толковании кассатором норм материального права, содержит ссылки на обстоятельства, исследовавшиеся судом, а также субъективные суждения о несогласии с выводами суда и их оценкой.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию представителя ответчика по делу, выдвинутую в обоснование возражений против заявленных требований Кочневой О.А., по которым судом первой инстанции сделаны аргументированные выводы.

Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку. Возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующих порядок перерасчета получаемой пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда города Владимира от 03 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Владимирской области - без удовлетворения.

ПредседательствующийСудакова Р.Е.

СудьиСергеева С.М.

Самылов Ю.В.