Дело № 33 – 1841/2011 гДокладчик Гришина Г.Н.
Судья Лепешин Д.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Лемешковой М.В.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 26 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Доронкина Н.И. на решение Суздальского районного суда Владимирской области от 11 апреля 2011 года, которым постановлено:
исковые требования Доронкина Н.И. о включении в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы: с **** по **** в **** в качестве ****; с **** по **** (работа в ****) в качестве ****; с **** по настоящее время в должности **** в **** и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с **** – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Доронкина Н.И. и его представителя Софрыжовой Н.Г., просивших об отмене решения, представителя ответчика Староверовой Е.Н., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Доронкин Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Суздале Владимирской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы с **** по **** в **** в качестве ****; с **** по **** (работа в ****) в качестве ****; с **** по настоящее время в должности **** в **** и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ****.
В обоснование иска указал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако при обращении к ответчику за назначением такой пенсии он получил отказ.
В судебном заседании Доронкин Н.И. и его представитель Софрыжова Н.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Суздале Владимирской области Захарова О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов работы в специальный стаж не предусмотрено.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Доронкин Н.И. ставит вопрос об отмене решения, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Рассматривая исковые требования Доронкина Н.И., суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец не осуществлял в спорные периоды педагогическую деятельность в учреждениях и должностях, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ****.
Из материалов дела видно, что Доронкин Н.И. в периоды с **** по **** работал в физкультурно**** в качестве ****, в период с **** по **** был направлен в командировку в **** в качестве ****, а в период с **** по настоящее время работает в должности **** в ****.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой педагогической деятельностью в учреждениях образования, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях
Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в пункте 2 которого в разделе "Наименование должностей" поименована должность «тренера-преподавателя», а в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" поименованы учреждения дополнительного образования детей центр детский оздоровительно-образовательный (профильный), дворец спорта для детей и юношества, детско-юношеские спортивные школы всех наименований, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва и детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.
При этом согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных вышеуказанным Постановлением, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Такое учреждение как **** и должность **** Списком № 781 не предусмотрены.
Не предусмотрена такая должность и ранее действующими Списками.
Основными видами деятельности общества **** являлось внедрение в быт всех сотрудников и военнослужащих МВД, КГБ и членов их семей физической культуры и спорта, подготовка спортсменов международного класса (л.д. 219, 230), осуществление государственной политики в области воспитания населения, направленной на охрану и укрепление здоровья человека, подготовку граждан к активной трудовой деятельности и защите Родины, повышению физической и огневой подготовки сотрудников и военнослужащих органов и войск охраны правопорядка и безопасности, способствование реализации прав и законных интересов граждан в сфере здорового образа жизни (л.д. 245).
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена должность "тренера". Имеется в указанном классификаторе указание на должность "тренера-преподавателя". Данная должность включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Должности "тренера» и "тренера-преподавателя" являются различными должностями, что отражено в вышеуказанном классификаторе.
Кроме того, в соответствии с Приложением N 19 к Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 г. N 70 «Должностные оклады тренеров и стипендии спортсменов-инструкторов Всесоюзного физкультурно-спортивного общества «Динамо», в данном обществе предусмотрены только должности тренеров и отсутствует должность тренера-преподавателя.
Законодатель не включил в вышеуказанные Списки и Перечень должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в целом характер работы в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны для работы в должностях, указанных в Списках.
Следовательно, период работы истца с **** по **** в **** в качестве ****, с **** по **** (работа в ****) в качестве **** не подлежит включению в специальный стаж в связи с тем, что должность, которую занимал истец в спорный период, не поименована Списками, а также истец не представил доказательства, свидетельствующие о том, что весь спорный период он осуществлял педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей, исходя из того, что **** таким учреждением не является.
В период с **** по настоящее время Доронкин Н.И. работал в должности **** в ****, которое образовательным учреждением для детей не является.
Поскольку по состоянию на 01 января 2001 года у Доронкина Н.И. не имеется стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а так же факта работы в период с **** по **** в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, период работы после указанной даты согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, также не подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований истца о включении в специальный стаж спорных периодов работы и отказал в их удовлетворении.
При указанных обстоятельствах, на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости Доронкин Н.И. не имеет 25 лет педагогической деятельности, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ****.
Доводы жалобы аналогичны позиции истца и его представителя в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.
Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в кассационной жалобе не привел.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Суздальского районного суда Владимирской области от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Доронкина Н.И. - без удовлетворения.
ПредседательствующийСудакова Р.Е.
СудьиСергеева С.М.
Гришина Г.Н.