Дело № 33-1636/2011докладчик – Яковлева Д.В.
судья – Забавнова Г.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующийПисаревой З.В.
судейКирюшиной О.А., Яковлевой Д.В.
при секретареОсипове Д.Г.
с участием прокурораКуропаткина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 мая 2011 года гражданское дело по кассационному представлению и.о. прокурора города Владимира Каюшкина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 15 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурору города Владимира, выступающего в интересах Дубовец Р.А. к обществу с ограниченной ответственностью «ЖРЭП-4» и Открытому акционерному обществу «Владимирские коммунальные системы» о признании незаконным проведения корректировки размера платы за отопление и производстве перерасчета, отказать.
Заслушав доклад судьи Яковлевой Д.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В. и истца Дубовец Р.А., поддержавших кассационное представление, представителя ОАО «ВКС» по доверенности Старикова Н.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Владимира в интересах Дубовец Р.А. обратился в суд с иском к ООО «ЖРЭП-4» о признании незаконным проведения корректировки размера платы за отопление за 2009 год в соответствии с п.п. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, и обязании произвести перерасчет корректировки размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 названных Правил.
В обоснование заявленных требований указал, что Дубовец Р.А. проживает по адресу: ****. Дом находится в ведении управляющей организации ООО «ЖРЭП-4», которая заключила агентский договор с ОАО «ВКС», принявшей на коммерческий учет прибор учета тепловой энергии в данном доме, отпускаемой на отопление и горячее водоотведение. В сентябре 2010 года жителям указанного дома произведена корректировка стоимости фактически потребленной тепловой энергии на отопление в течение 2009 года с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с п.п. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Прокурор полагает, ссылаясь на ст. 157 ЖК РФ, п. 4 Правил, что подобное начисление размера платы за данную коммунальную услугу противоречит нормам действующего законодательства, поскольку коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, установленный в доме, где проживает истица, учитывает количество тепловой энергии, затраченной как на отопление, так и на горячее водоснабжение. Определить количество тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды и отдельно отпускаемой энергии для отопления, не предоставляется возможным.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, пояснив дополнительно, что дом № **** не оборудован общедомовым прибором учета по коммунальной услуге – отопление, а значит применение п.п. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам для корректировки платы на основании показаний общедомового прибора учета теплоэнергии недопустимо. Ссылаясь на п. 19 Правил, указал, что перерасчет необходимо производить на основании п.п. 2 п. 1 приложения № 2 Правил.
В судебном заседании истица Дубовец Р.А. поддержала доводы прокурора по тем же основаниям. Просила обязать ОАО «ВКС» произвести перерасчет платы за отопление её квартиры в 2009 году.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЖРЭП-4» Лопухина Е.А., действующая по доверенности, иск не признала, пояснив, что они осуществляют управление домом **** по ****. Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, отпускаемой на отопление и горячее водоснабжение. Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в жилом доме не установлены. Плата за поставленную теплоэнергию осуществлялась в соответствии с п.п. «б» п. 21 Правил, п.п. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам по формуле № 1, исходя из общей площади жилого помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. На основании данных о количестве фактически потребленной тепловой энергии, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, ОП ЕРКЦ ОАО «ВКС» за период с января 2009 года по декабрь 2009 года произведена корректировка размера платы за отопление. Полагает, что истец не доказала нарушение её имущественных прав, истцом не произведен расчет корректировки платы по отоплению за 2009 год.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Владимирские коммунальные системы» Стариков Н.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что ОАО «ВКС» являются ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой и электрической энергии. ОП ЕРКЦ ОАО «ВКС» производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖРЭП-4» на основании агентского договора от **** ****, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Многоквартирный дом № ****, где в квартире № **** проживает Дубовец Р.А, оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Полагает, что перерасчет корректировки размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 Приложения № 2 к Правилам противоречит действующему законодательству.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в кассационном представлении и.о. прокурора г. Владимира Каюшкин А.А. просит отменить, указав, что решение суда является незаконным и подлежит отмене, вследствие недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела. Ссылаясь в качестве правового обоснования на ст. 53 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, полагает, что установленный в многоквартирном жилом доме № **** прибор учета тепловой энергии не является прибором учета конкретной коммунальной услуги, в частности, услуги по отоплению данного дома и определить количество тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды и отдельно отпускаемой энергии для отопления, не представляется возможным. Рассчитанный при корректировке размер платы за отопление находится в прямой зависимости от потребленной истцом коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что вступает в противоречие с действующим законодательством и не предусмотрено п.п. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам. Поскольку многоквартирный жилой дом, где проживает истица, не оборудован общедомовым прибором учета коммунальной услуги – отопления, то применение п. 21 Правил, в частности, п.п. 3 п.2 приложения № 2 к Правилам для корректировки платы на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, не допустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в полном соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 и ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом в ходе разрешения спора и следует из материалов дела, из имеющегося в материалах дела протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № **** **** от **** следует, что управление жилым домом осуществляет ООО «ЖРЭП-4», Устав которого утвержден на общем собрании участников в соответствии с протоколом **** от **** и зарегистрирован в ИФНС по ****.
Спорный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, отпускаемой на отопление и горячее водоснабжение, который принят на коммерческий учет ОАО «ВКС», что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Согласно договору энергоснабжения тепловой энергии от **** **** ОАО «ВКС» обязуется подавать ООО «ЖРЭП-4» через присоединенную сеть количество тепловой энергии в соответствии с приложением к договору, а последнее обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию.
Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам, указанным в приложении к договору, в том числе, по адресу: ****.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – Правила).
Пункт 7 Правил, регулирующий вопросы установления размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и при отсутствии индивидуального прибора учета, где для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения подлежит применению п.п. 1 п. 2 Приложения № 2 к Правилам, а для отопления – п.п. 2 п. 2 Приложения № 2.
Согласно пункту 21 Правил, в случае оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, исполнитель проводит 1 раз в год корректировку платы за отопление в соответствии с п.п. 3 п. 2 приложения № 2 к Правилам.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что поскольку многоквартирный жилой дом № **** оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и в нем отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета, то к спорным правоотношениям не подлежат применению положения пункта 19 Правил, согласно которым корректировка проводится по п.п. 2 п. 1.
Утверждение заявителя о невозможности определения количества тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды и для отопления, и необходимости применения положений Правил, определяющих порядок расчета корректировки при отсутствии общедомового прибора учета, является ошибочным и не подтверждено доказательствами.
Доводы кассационного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, в основном сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, произведенной в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и приведенной судом в обоснование своих выводов.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия ст. 362 - 364 ГПК РФ основаниями к его отмене, кассационная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом первой инстанции правильно определены фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, материальный закон применен правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление и.о. прокурора города Владимира Каюшкина А.А. – без удовлетворения.
ПредседательствующийЗ.В. Писарева
СудьиО.А. Кирюшина, Д.В. Яковлева