Определение № 33-1671/2011 от 12.05.2011 по кассационной жалобе представителя начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкина М.В.



Дело № 33- 1671/2011                    Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья:Шелутинская Л.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего            Судаковой Р.Е.

и судей                Самылова Ю.В., Сергеевой С.М.

при секретаре            Гоголеве А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 мая 2011 года дело по иску Барсуковой Н.К. к Начальнику Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ), Начальнику Службы расквартирования и обустройства министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным о признании незаконным бездействия квартирно – эксплуатационного управления Московского военного округа, связанного с оформлением и выдачей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения

по кассационной жалобе представителя начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкина М.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от     02 февраля 2011 года, которым постановлено: исковое заявление Барсуковой Н.К. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ, связанного с включением Барсуковой Н.К. (состав семьи 2 человека) в сводный список по Западному военному округу получателей в **** г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка.

Обязать Начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ внести фамилию Барсуковой Н.К. в сводный список по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка и предоставить сводный список с учетом изменений на утверждение начальнику службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителю Министра обороны РФ.

Обязать Начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителя Министра обороны РФ утвердить изменения в сводном списке по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов с учетом внесения в него фамилии Барсуковой Н.К..

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Барсуковой Н.К., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Барсукова Н.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления (ГРАУ) МО РФ, связанного с включением истца в сводный список по Западному военному округу получателей в **** г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка для приобретения жилого помещения; возложении обязанности Начальника Главного Ракетного Артиллерийского Управления (ГРАУ) МО РФ внести фамилию Барсуковой Н.К. в сводный список по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка и предоставить сводный список с учетом изменений на утверждение начальнику службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителю Министра обороны РФ; возложении обязанности начальнику службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителя Министра обороны РФ утвердить изменения в сводном списке по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов с учетом внесения в него фамилии Барсуковой Н.К.

В обоснование заявленных требований пояснила, что **** она включена в **** г. в списки участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» в порядке отселения из закрытого военного городка. Указанный список направлен через Ковровскую КЭЧ в квартирно – эксплуатационное управление Московского военного округа в для включения в сводный список по округу получателей сертификатов в 2004 году и утверждения последнего списка заместителем Министра обороны РФ

Однако, в нарушение положений, установленного Порядком формирования списков и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны РФ, которые должны были быть выданы Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ истцу в 2004 г., по настоящее время государственный жилищный сертификат заявителю не выдан.

При этом, оснований для невыдачи истцу государственного жилищного сертификата в **** г. у Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ не имеется. Финансирование подпрограммы государством осуществлялось в соответствии с приложением № 56 к федеральному закону от 19.12.2006г. № 238-ФЗ «О федеральном Бюджете на 2007 год» на реализацию Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы».

Таким образом, нарушено право заявителя на своевременное получение государственного жилищного сертификата в **** г. в форме бездействия, посредством необоснованного их не оформления.

В судебном заседании истец Барсукова Н.К. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФГУ Квартирно- эксплуатационное учреждение «Ковровская КЭЧ района» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия.

Суд принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкин М.В просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Кассационное рассмотрение, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проведено без участия представителей заинтересованных лиц, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснено в п.9 постановления Пленума Верховного Суда    Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 года правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты",

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.09.2003 N ВКПИ 03-47)утверждены Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".

В соответствии с п. 5 указанных Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

б) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)

в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 с последующими изменениями и дополнениями.

Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Таким образом, по общему правилу, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в том числе определенные категории указанных военнослужащих могут изъявить желание получить государственный жилищный сертификат.

Также проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

В настоящее время порядок формирования списков участников подпрограммы в Министерстве обороны РФ определяется Порядком, утверждённым приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. № 215.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 N 1256)(п.1 Порядка ).

Для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее именуется - подпрограмма) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее именуются - Правила), граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в Министерстве обороны, а также члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в Вооруженных Силах и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке.

Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений (п.2Порядка).

Документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части.

По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю.

В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части. (п.3 Порядка).

         В соответствии с разделом 2 названного Порядка: Жилищная комиссия воинских частей формирует список по каждой категории граждан: а) военнослужащие, подлежащие увольнению; б) граждане, уволенные с военной службы и граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков; в) члены семей, погибших (умерших) военнослужащих.

       Применительно к делу Барсуковой Е.А. согласно названного Порядка квартирно-эксплуатационное управление Московского военного округа, в настоящее время переименован в Западный военный округ (далее военный округ), руководствуясь списками получателей сертификатов по установленной в них очерёдности, составляют сводные списки получателей по военному округу (п.13 Порядка).

         Затем сводные списки получателей сертификатов по военному округу Квартирно-эксплуатационное управление военного округа представляет в Управление по реализации жилищных программ для проверки по данным автоматизированной системы (реестр) на соответствие суммарных средств, выделенным на военный округ средствам п.(14 Порядка).

         Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, направляется в Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны (ГлавФЭУ) (п. 15 Порядка).

          Глав ФЭУ в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от Государственного заказчика Подпрограммы, обеспечивает их передачу в КЭЧ районов (п.16 Порядка).

Как видно из материалов дела и сторонами не оспаривается, **** Барсукова Н.К. уволена с военной службы приказом командира **** от **** **** по ст.**** части **** пункта «****» в связи с организационно-штатными мероприятиями с ****, при общей продолжительности военной службы в календарном исчислении **** лет.

     В **** года ****, она в составе семьи : Барсукова Н.К. и дочь Б. **** года рождения включена в списки участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы» в порядке отселения из закрытого военного городка.

Указанный список направлен через Ковровскую КЭЧ в квартирно – эксплуатационное управление Московского военного округа для включения в сводный список по округу получателей сертификатов в **** году и для утверждения последнего списка заместителем Министра обороны РФ, что по делу не оспаривается.

Установлено, что в нарушение указанных выше положений законодательства, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений и действующих в настоящее время, регулирующих основания и порядок выдачи Министерством обороны РФ государственных жилищных сертификатов ответчиками в **** году и по настоящее время государственный жилищный сертификат заявителю Барсуковой Е.А. не выдан, чем нарушено ее право на своевременное получение государственного жилищного сертификата в **** г и отселения из закрытого военного городка.

           При этом, каких либо правовых оснований для невыдачи истцу государственного жилищного сертификата в **** году у соответствующих ведомств Министерства обороны РФ не имеется. Финансирование подпрограммы государством осуществлялось в соответствии с приложением № 56 к федеральному закону от 19.12.2006г. № 238-ФЗ «О федеральном Бюджете на 2007 год» на реализацию Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы».

Таким образом, удовлетворяя требования Барсуковой Н.К. и признавая бездействие начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ, связанного с включением Барсуковой Н.К. (состав семьи 2 человека) в сводный список по Западному военному округу получателей в **** г. государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка незаконным с возложением обязанности внести фамилию Барсуковой Н.К. в сводный список по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов в связи с отселением из закрытого военного городка и предоставить сводный список с учетом изменений на утверждение начальнику службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителю Министра обороны РФ, а также обязывая начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителя Министра обороны РФ утвердить изменения в сводном списке по Западному военному округу получателей в **** году государственных жилищных сертификатов с учетом внесения в него фамилии Барсуковой Н.К., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законных оснований для не выдачи истцу государственного жилищного сертификата нет.

         При указанных обстоятельствах, исковые требования суд посчитал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что указанные выше выводы суда о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований не противоречат действующему законодательству, регулирующему настоящие правоотношения, и добытым по делу доказательствам, оценка которым дана согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения по правилам части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Избранный судом способ защиты нарушенных прав путем возложения обязанности на компетентный орган внести фамилию Барсуковой Н.К. в сводный список по Западному военному округу получателей государственных жилищных сертификатов в **** году не противоречит закону и полностью соответствует требованиям ст.ст.1,2,46 Конституции Российской Федерации

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Россия демократическое правовое государство.

В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что     человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание,    соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

При разрешении данного спора судом были правильно установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана    верная оценка, доводы сторон проверены в полном объеме, правильно         применен закон в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для        отмены судебного решения.

Доводы жалобы о пропуске Барсуковой Н.К.срока обращения в суд не могут быть приняты во внимание, поскольку неисполнение обязанности по включению ее в сводный список по Западному военному округу получателей государственных жилищных сертификатов носит длящийся характер.

Не привлечение к участию в деле **** прав последней не нарушает и не является обстоятельством влекущим отмену решения, к тому же войсковая **** выполнила в отношении Барсуковой Н.К. требования закона и включила ее в списки участников федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы» в порядке отселения из закрытого военного городка.

Доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу содержат ссылки на обстоятельства, исследовавшиеся судом, а также субъективные суждения о несогласии с выводами суда и их оценкой.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено.

           При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 02 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя начальника Главного Ракетного Артиллерийного Управления (ГРАУ) МО РФ по доверенности - Зенкина М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                    Р.Е.Судакова

Судьи                                С.М. Сергеева

Ю.В. Самылов