Дело № 33 – 1897/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Осипова Н.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 02 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Русаковой Г.П. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
Русаковой Г.П. в удовлетворении исковых требований о признании действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившихся в неисполнении и грубом нарушении Федерального закона № 178 от 17 июля 1999 года, п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «Об основах социального страхования» незаконными, обязать Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за **** год на основании медицинской справки за **** год или выдать компенсацию для приобретения путевки, выплатить **** рублей компенсацию морального вреда, взыскать государственную пошлину **** рублей – отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Русаковой Г.П., просившей об отмене решения, представителя истца Кашенковой М.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Русакова Г.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании действий вышеуказанного учреждения незаконными, предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за **** год или взыскании компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку, и о взыскании компенсации морального вреда в размере **** рублей.
В обоснование своих требований истица указала на то, что является инвалидом третьей группы по общему заболеванию и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 28 июля 2010 года Русакова Г.П. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив заявление и справку МУЗ Клиническая больница ПО «****» и «****» г. Владимира.
Ссылается на то, что на ее неоднократные звонки в ФСС о наличии путевок сотрудники заявляли об их отсутствии. 26 ноября 2010 года ответчик отказал Русаковой Г.П. в предоставлении данной путевки. Непредоставление истице путевки на санаторно-курортное лечение является нарушением ее социальных прав.
В судебном заседании Русакова Г.П. поддержала заявленные требования.
Представитель Государственного учреждения Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Кашенкова М.В. иск не признала.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Русакова Г.П. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Судом установлено, что Русакова Г.П., как ****, имеет право с учетом медицинских показаний на получение путевки на санаторно-курортное лечение согласно Закону "О государственной социальной помощи".
28 июля 2010 года Русакова Г.П. обратилась в Государственное учреждение Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку. Путевка на санаторно-курортное лечение Русаковой Г.П. в **** году предоставлена не была.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Русаковой Г.П.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.9 Приказа периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно п. 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 г.), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 г.) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой истица обратилась в **** году, не была ей предоставлена по объективным причинам, поскольку на момент ее обращения в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.
Данное обстоятельство подтверждается справками, предоставленными ответчиком, об обеспечении санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан в **** году.
Заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки истца по области на 25 ноября 2010 года зарегистрировано под N **** (с учетом уже выданных путевок), а согласно финансированию регионального отделения в **** году выделены средства на приобретение **** путевок, из которых уже выдано ****.
Также судом обоснованно указано на то обстоятельство, что гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Кроме того, положения действующего законодательства, предусматривая оплату Фондом стоимости путевок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, и не исключая в связи с этим недостаточность указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан, в то же время не определяют способы восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путевок не были удовлетворены, в том числе не предусматривают денежную компенсацию за непредоставленную санаторно-курортную путевку.
Санаторно-курортное лечение в отдельную составляющую набора социальных услуг законодателем не выделено, Правительством РФ стоимость санаторно-курортного лечения в составе набора социальных услуг нормативным актом не определялась. ФЗ N 178-ФЗ не предусматривает возврата стоимости набора социальных услуг или его части.
Законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
При указанных обстоятельствах, требования истца о признании незаконными действий ответчика, об обязании ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за **** год или выдать компенсацию для приобретения путевки, как и требование о взыскании компенсации морального вреда, как верно указано судом, удовлетворению не подлежат.
Доводы кассационной жалобы истца не опровергают сделанные судом выводы по существу заявленных требований, а выражают лишь несогласие с ними и с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неверном понимании действующего законодательства.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ основаниями к его отмене, кассационная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 24 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Русаковой Г.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Сергеева С.М.
Гришина Г.Н.