Дело № 33 – 1925/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Мустафин В.Р.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Лемешковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 07 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Селивановском районе на решение Селивановского районного суда от 25 апреля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Осиповой В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Селивановском районе о включении определенных периодов трудовой деятельности в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Селивановском районе Владимирской области назначить Осиповой В.В., **** года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с ****, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период работы в должности **** в **** с **** по ****, в том числе, части отпуска по **** с **** по ****, период работы в должности **** в **** с **** по ****, в должности **** в **** с **** по ****.
В удовлетворении исковых требований Осиповой В.В. о включении в специальный стаж периодов работы в должности **** в **** с **** по ****, в должности **** в **** с **** по ****, периода отпуска по **** с **** по **** – отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Осиповой В.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Осипова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Селивановском районе Владимирской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.
В обоснование иска указала, что ранее действовавшее пенсионное законодательство предусматривало включение спорных периодов в специальный стаж, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области периоды работы в должности **** в **** с **** по ****, в том числе, части отпуска по **** с **** года по **** года; период работы в должности **** в **** с **** года по **** года; в должности **** в **** с **** по ****; в должности **** в **** с **** по ****; в должности **** в **** с **** по ****, а также период отпуска по **** с **** по **** были необоснованно исключены из специального стажа и решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от **** **** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного специального трудового стажа.
Просила включить спорные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с ****.
В судебном заседании истец Осипова В.В. поддержала заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Селивановском районе Владимирской области Ухлова С.Г. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено, в связи с чем, специальный стаж истца составит менее 25 лет. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в Селивановском районе ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периода работы в должности **** в **** с **** по ****, в должности **** в **** с **** по **** и назначении досрочной трудовой пенсии с ****, считая его в этой части вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Кассационное рассмотрение проведено без участия представителя ответчика, который извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 179), в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).
Решение суда в части включения в специальный стаж Осиповой В.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы в должности **** в **** с **** по ****, в том числе, отпуска по **** с **** по ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 347 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Удовлетворяя исковые требования Осиповой В.В. и, возлагая на ГУ УПФ РФ в Селивановском районе Владимирской области обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию, суд исходил из того, что истица по состоянию на **** имела специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 25 лет, в связи с чем, отказ пенсионного органа в назначении ей пенсии является незаконным.
Данный вывод суда является правильным, основанным на нормах материального права и установленных в ходе судебного заседания обстоятельствах.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Работа Осиповой В.В. до 01 ноября 1999 года подлежала зачету в специальный стаж в порядке, предусмотренном вышеуказанным Списком № 464, предусматривавшим, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом в соответствии с подп. 1 п.2 данного Списка один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) производится с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год и 3 месяца.
Исходя из указанных Правил и Списка истица, работая в период до 31 октября 1999 года в медицинских учреждениях, приобрела право на зачет указанного времени трудовой деятельности в специальный медицинский стаж в льготном исчислении в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377, должность медицинской сестры и медицинской сестры диетической относится к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с подп. 3 п. 4 Руководства по войсковому хозяйству в вооруженных силах Российской Федерации № 222 от 23 июля 2004 года к объектам медицинского назначения относятся: медицинские пункты и войсковые лазареты.
В материалах дела имеется архивная справка **** от ****, согласно которой с **** Осипова В.В. зачислена на должность **** в ****. В соответствии с штатно-должностным списком и расстановкой личного состава, в медицинском пункте имеется должность ****, которую занимает служащая Осипова В.В.
Следовательно, работа истицы в должности **** в **** и **** в **** подлежит включению в льготный стаж. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который введен в действие с 01 января 2002 года.
Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на дату обращения за назначением пенсии к ответчику, специальный стаж Осиповой В.В. с учетом спорных периодов работы, составил менее требуемых 25 лет, а право на назначение пенсии у истца возникло только ****, поскольку до **** истец продолжала заниматься лечебной деятельностью (л.д. 13 оборот).
Таким образом, установив в ходе судебного разбирательства наличие у истца 25-летнего специального стажа, а также учитывая требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности назначения пенсии с момента возникновения права на пенсию с ****.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 2 ГПК РФ), в связи с чем, при разрешении данного гражданского дела суд правильно исходит из приоритета защиты прав и свобод человека, гарантированных Конституцией РФ.
При указанных обстоятельствах, следует признать необоснованным довод кассатора о необоснованности назначении Осиповой В.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права на эту пенсию, поскольку истец не отказалась от реализации своего права на пенсию, обратившись за его защитой в суд. На протяжении всего судебного разбирательства истец настаивала на назначении ей досрочной трудовой пенсии.
Правильность такой позиции подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 07 июня 2006 года, в соответствии с которым досрочная пенсия по старости должна быть назначена с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование не противоречит ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Следовательно, если право на досрочное назначение пенсии возникает в период после обращения в Управление Пенсионного фонда и до даты рассмотрения дела в суде, с целью исключения повторного обращения граждан в суд, в судебном заседании в соответствии с положениями части второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо обсуждать вопрос о возможности определения даты назначения досрочной трудовой пенсии с момента возникновения данного права.
Иной подход означал бы необоснованное ограничение права Осиповой В.В. на достойную пенсию, являющимся одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ (ст. 39 Конституции РФ).
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Селивановского районного суда от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Селивановском районе – без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Сергеева С.М.
Гришина Г.Н.