Определение №33-2134/2011 от 21.06.2011 по кассационной жалобе УПФ в Собинском районе и г. Собинке



Дело № 33 - 2134/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Зеленова Л.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н,

при секретаре Лемешковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 июня 2011 года делопо кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области нарешение Собинского городского суда Владимирской области от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Алямаскиной Н.Ю. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области включить в специальный стаж Алямаскиной Н.Ю. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости:

  • период работы на выборной должности **** **** с учетом времени нахождения в **** отпусках с **** по ****, всего 3 года 7 месяцев 12 дней.
    • периоды нахождения в **** отпусках, предоставленных в период работы в должности **** в **** с **** по ****, с **** по ****, всего 2 месяца 12 дней.
    • период нахождения на **** в период работы в должности **** в **** с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, всего 15 дней.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области назначить Алямаскиной Н.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ****.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области в пользу Алямаскиной Н.Ю. возврат госпошлины в сумме **** рублей.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области Петровой С.В., просившей об отмене решения, истца Алямаскиной Н.Ю.,просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Алямаскина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области о включении в специальный стаж периода работы на выборной должности **** **** с **** по ****, периодов нахождения в **** отпусках с **** по ****, с **** по ****, времени нахождения на **** с **** по ****, с **** по ****, с **** по ****, а также о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения - с ****.

В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области за назначением такой пенсии, она получила отказ.

В судебном заседании истец Алямаскина Н.Ю. и ее представитель Аблязова М.Д. поддержали заявленные требования.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области Петрова С.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 настоящего Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее возраста, установленного законом, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период работы Алямаскиной Н.Ю. на выборной должности секретаря комсомольской организации Владимирской птицефабрики им. 60-летия СССР с 22 марта 1983 года по 03 ноября 1986 года, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с подп. «а» п. 1 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

На основании п. 4 указанного Положения, время работы на выборной должности засчитывалось в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.

Согласно подп. 3.1. п. 3 Инструктивного письма № 1-63-И от 30 июня 1986 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении пп. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ.

Из трудовой книжки Алямаскиной Н.Ю. (до заключения брака Мошкиной) и архивной справки № П-23 от 30 декабря 2010 года следует, что Алямаскина Н.Ю. по постановлению бюро ГК ВЛКСМ от 13 апреля 1983 года протокол № 31 с 21 марта 1983 года принята на работу в **** в должности ****. Постановлением бюро Собинского горкома ВЛКСМ Алямаскина Н.Ю. (Мошкина Н.Ю.) освобождена от обязанностей **** **** в связи с переходом на работу по специальности с **** (протокол № 46 от 11 ноября 1986 года).

Стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет, включенный ответчиком в специальный стаж добровольно, у Алямаскиной Н.Ю. составляет 21 год 02 месяца 3 дня, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет) (л.д. 21).

Таким образом, Алямаскина Н.Ю., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет указанного периода работы на выборной должности в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, довод кассатора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Алямаскиной Н.Ю. о включении в специальный стаж периода работы на выборной должности основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в период работы в должности **** с **** по ****, а также с **** по **** и с **** по **** в период работы **** в **** Алямаскина Н.Ю. находилась в **** отпусках.

Судом установлено, что **** отпуска истцу были предоставлены с сохранением заработной платы.

Трудовое законодательство, действовавшее на период возникновения спорных правоотношений, учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом законов о труде РСФСР, рассматривало как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что в Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава IV "Рабочее время" и глава XII "Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением") работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

В связи с изложенным, судебная коллегия считает несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истца **** отпусков.

В периоды с **** по ****, с **** по **** и с **** по **** Алямаскина Н.Ю. находилась на ****. Данное обстоятельство подтверждается приказами по учреждению (л.д. 14-16).

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В материалах дела имеются приказы о направлении Алямаскиной Н.Ю. на ****, следовательно, период нахождения на **** является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения педагогом своих профессиональных должностных обязанностей, суд правомерно включил вышеуказанные периоды в льготный стаж.

Данный вывод суда соответствует положениям законодательства, в связи с чем, доводы жалобы о том, что вышеуказанные периоды работы не подлежат зачету        в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отклоняются.

Учитывая, что на момент обращения **** за назначением досрочной пенсии по старости стаж педагогической деятельности Алямаскиной Н.Ю. составил более 25 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с этой даты.

Доводы кассатора о том, что истец должна выработать 2/3 требуемого педагогического стажа на 01 октября 1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 года N 1397, со ссылкой на постановление Минтруда РФ N 70 от 17 октября 2003 года, которым утверждены Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", являются неверными, поскольку при таком толковании постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003 года N 70, требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", что лишает смысла и содержания судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Доводы жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.

Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Собинского городского суда Владимирской области от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий               Судакова Р.Е.

Судьи:                                                       Самылов Ю.В.

                         Гришина Г.Н.