Дело № 33 – 2467/2011 г. Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Осипова Н.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Лемешковой М.В.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 19 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности России по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Барковской Н.Н. удовлетворить.
Взыскать с УФСБ России по Владимирской области в пользу Барковской Н.Н. **** рублей – недополученную пенсию с **** по ****, **** рублей – индексацию недополученной пенсии.
Взыскать с УФСБ России по Владимирской области государственную пошлину в размере **** рублей в доход местного бюджета.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителей УФСБ России по Владимирской области Кафанова Е.Г. и Орлова С.К., просивших об отмене решения, истца Барковской Н.Н., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Барковская Н.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области о взыскании недополученной пенсии за период с **** по **** в размере **** рублей, индексации недополученной пенсии в размере **** рублей, а всего просила взыскать задолженность в сумме **** рублей.
В обоснование исковых требований указала, что с **** является получателем пенсии за выслугу лет в связи со службой в ****, стаж ее работы на указанную дату составлял 30 календарных лет. С **** года в выслугу лет для назначения пенсии стало засчитываться время обучения в высшем учебном заведении из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. В связи с чем, размер ее пенсии с **** % должен был увеличиться до **** % от соответствующей суммы денежного довольствия. **** она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет и размера выплачиваемой пенсии с **** года. Однако перерасчет пенсии ответчиком был произведен только за 12 месяцев предшествующих ее обращению к ответчику. Полагает действия ответчика, который был обязан выявить всех пенсионеров, имеющих право на включения времени обучения в стаж работы, незаконными. Считает, что ответчиком не исполнена обязанность по перерасчету пенсии с учетом нового порядка исчисления выслуги лет, в связи с чем, недополученная пенсия должна быть выплачена без ограничения сроком с **** года по **** года.
В судебном заседании истец Барковская Н.Н. поддержала заявленные требования с учетом уточнений.
Представители ответчика УФСБ России по Владимирской области Кафанов Е.Г. и Орлов С.К. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что расчет выслуги лет и пенсии истца по состоянию на **** произведен в соответствии с действовавшими в то время нормами Закона. Подтвердили, что, с учетом вступившего в силу с 01 февраля 1993 года Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в выслугу лет истца подлежало включению время обучения в высшем учебном заведении. Вместе с тем, полагали, что перерасчет выслуги лет и пенсии в данном случае должен производиться по заявлению пенсионера. Поскольку Барковская Н.Н. обратилась с таким заявление только в январе 2008 года, согласно ст. 55 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет произведен за 12 месяцев предшествующих обращению. Считают, что свои обязательства перед истцом УФСБ России по Владимирской области в части выплаты пенсии выполнило надлежащим образом, вины Управления в несвоевременном обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии нет, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы безопасности России по Владимирской области ставит вопрос об отмене решения, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», вступивший в силу с 01 февраля 1993 года.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотренные им нормы и порядок пенсионного обеспечения, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках.
В соответствии с п.п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Таким образом, закрепляя право на получение социального обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в качестве главного условия, определяющего такое право, установил наличие соответствующего стажа работы.
В силу ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1, определяется Правительством Российской Федерации.
22 сентября 1993 года в рамках предоставленных полномочий, Правительство РФ утвердило Постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», вступившее в силу с 01 февраля 1993 года.
Пунктом 2 Постановления № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо, в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.
Анализ приведенной выше правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что с 01 февраля 1993 года, если лицо, проходившее службу в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) до поступления на нее, имело время обучения, как в гражданском высшем образовательном учреждении, так и в среднем специальном образовательном учреждении, то в выслугу лет для назначения пенсии такому сотруднику засчитывается один из периодов обучения в гражданских образовательных учреждениях (высшем либо среднем специальном) в пределах 5 лет. При этом время обучения подлежит включению в выслугу лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Указанные гарантии распространяются на лиц, которым пенсия за выслугу лет назначается вновь, и на тех, кто к моменту принятия указанных актов уже является получателем такой пенсии. Для последних данное обстоятельство является основанием к перерасчету размера пенсии с учетом новой выслуги лет.
Приказом ФСБ РФ от 01 мая 2003 года № 302 утвержден Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, в зависимости от ведомственной принадлежности и последнего места военной службы осуществляется ФСБ России в отношении военнослужащих, уволенных из Федеральной службы безопасности (контрразведки), внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, федеральных органов правительственной связи и информации, Главного управления охраны Российской Федерации (ФСО России), Службы безопасности Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ. Общее руководство пенсионной работой в органах безопасности и контроль за организацией пенсионного обеспечения осуществляет Финансово-экономическое управление Департамента обеспечения деятельности ФСБ России.
Контроль за правильностью назначения, перерасчета и выплаты пенсий осуществляется пенсионными подразделениями. Учет пенсионеров в территориальных органах безопасности ведется на карточках персонального (алфавитного) учета. Карточка заполняется при назначении пенсии на каждого пенсионера или члена семьи, получающего пенсию по случаю потери кормильца.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя назначение пенсий, исчисление, выплату, перерасчет и прекращение выплаты назначенных пенсий, ведение персонального учета пенсионеров и пенсионных дел.
Перерасчет размера пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии (если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не было оговорено иное).
Согласно п. 50 указанного Порядка при перерасчете пенсий по основаниям, предусмотренным вновь принятыми федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионные подразделения принимают меры по выявлению пенсионеров, имеющих право на повышение пенсии.
Таким образом, начиная с 01 февраля 1993 года, размер пенсии и пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет по линии Федеральной службы безопасности РФ, подлежал перерасчету соответствующими пенсионными подразделениями ФСБ РФ.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что приказом начальника УКГБ СССР по Владимирской области от **** Барковская Н.Н. **** уволена с действительной военной службы. На дату увольнения выслуга лет истца составила 30 лет 01 месяц 15 дней.
Перерасчет выслуги лет Барковской Н.Н. и размера ее пенсии с **** пенсионным подразделением УФСБ России по Владимирской области не производился.
**** Барковская Н.Н. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет, при этом просила включить в выслугу время обучения в ****.
**** Барковской Н.Н. подано ответчику заявление, в котором она просила произвести выплату недополученной пенсии с **** по ****.
По результатам рассмотрения указанных обращений, Барковской Н.Н. включено время обучения в выслугу лет, в связи с чем, размер ее пенсии увеличился с **** % денежного довольствия до **** %. Ответчиком выплачена разница между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев предшествующих обращению - с **** по ****.
Следовательно, в суде первой инстанции нашел подтверждение факт получения Барковской Н.Н. пенсии в заниженном размере.
Статьей 55 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Судом установлено, что в пенсионном деле истца, которое находится у ответчика, имеется копия диплома о высшем образовании. Также установлено, что при приеме на работе Барковская Н.Н. заполняла анкету и указывала о наличии высшего образования.
Таким образом, УФСБ России по Владимирской области (пенсионное подразделение), осуществляющее пенсионное обеспечение военных пенсионеров, уволенных из Федеральной службы безопасности (контрразведки), было известно о наличии у Барковской Н.Н. высшего образования, в связи с чем, ответчик имел возможность своевременно произвести перерасчет пенсии Барковской Н.Н.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Следовательно, Барковская Н.Н. имела право на повышение пенсии с **** (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года), а вывод суда о том, что в течение длительного времени ответчиком ненадлежащим образом выполнена обязанность по своевременному перерасчету выслуги лет истца, что привело к неправильному ее исчислению за период с **** по ****, является верным.
Недоплаченные суммы в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права Барковской Н.Н. на полное и своевременное возмещение пенсии за выслугу лет.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П, Определение от 4 октября 2005 года N 364-О).
При расчете недополученной пенсии за выслугу лет за период с **** по **** с учетом индексации, суд правомерно полагал необходимым и возможным применить к недополученным истцом своевременно суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. Судебная коллегия соглашается с произведенным судом расчетом, который не оспаривался ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Оснований считать его ошибочными не имеется.
Довод жалобы о том, что причиной несвоевременного перерасчета выслуги лет и размера пенсии Барковской Н.Н. является отсутствие в материалах ее пенсионного дела копии диплома о высшем образовании, является необоснованным и противоречит установленным судом обстоятельствам.
К моменту увольнения Барковской Н.Н. и назначения последней пенсии за выслугу лет, а также по состоянию на 01 февраля 1993 года, когда изменился порядок подсчета такой выслуги, работодатель обладал информацией о наличии у Барковской Н.Н. высшего образования
Ссылка в жалобе на то, что к спорным правоотношениям подлежит применению ст. 55 вместо ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, не может быть принята во внимание, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы безопасности России по Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Сергеева С.М.
Судьи Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.