Определение №33-2572/2011 от 26.07.2011 по кассационной жалобе УПФ в городе Владимире



Дело № 33 – 2572/2011 г.                                                                  Докладчик Гришина Г.Н.

                                                                                  Судья Слепакова О.Е.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Сергеевой С.М.

судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Лемешковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Владимиру на решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 02 июня 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Курьковой Г.И. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение по городу Владимиру включить Курьковой Г.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год шесть месяцев;

с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении;

с **** по **** (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с **** по ****) в должности **** во **** в льготном исчислении: один год работы как один год и три месяца;

с **** по **** в должности **** в **** в календарном исчислении;

с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год шесть месяцев;

с **** по **** в должности **** в **** в льготном исчислении: один год работы как один год шесть месяцев;

с **** по **** в должности **** **** в льготном исчислении: один год работы как один год шесть месяцев.

Во включении периода работы с **** по **** в должности **** во **** в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости – отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Жуковой А.Н., просившей об отмене решения в обжалуемой части, истца Курьковой Г.И., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Курькова Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Владимире Владимирской области, с учетом уточнений, о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения вышеуказанных периодов работы и назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с ****.

В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в назначении которой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городе Владимире Владимирской области ей необоснованно было отказано.

    Просила включить спорные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с ****.

В судебном заседании истец Курькова Г.И. поддержала заявленные требования с учетом уточнений.

Представитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Владимире Соколова О.Ю. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено, в связи с чем, специальный стаж истца составит менее 30 лет. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) по г. Владимиру ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** во ****, считая его в этой части вынесенным с нарушением действующего законодательства, ссылаясь на то, что должность, которую в спорный период занимала истец, отсутствует в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377, следовательно, не относится к среднему медицинскому персоналу, и не может быть включена в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

Решение суда в части включения в специальный стаж Курьковой Г.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** в ****, с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** ****, лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 347 ГПК РФ Судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Рассматривая исковые требования Курьковой Г.И. о включении в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы с **** по **** в должности **** во ****, суд, правильно исходил из того, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Работа Курьковой Г.И. до **** подлежала зачету в специальный стаж в порядке, предусмотренном вышеуказанным Списком № 464, предусматривавшим, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом в соответствии с подп. 1 п.2 данного Списка один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) производится с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год и 3 месяца.

Исходя из указанных Правил и Списка истец, работая в период до **** в медицинских учреждениях, приобрела право на зачет указанного времени трудовой деятельности в специальный медицинский стаж в льготном исчислении в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.

Отнесение конкретной должности работника учреждения здравоохранения к должности среднего и младшего медицинского персонала входит в компетенцию работодателя и решается на основании нормативных документов, регулирующих соответствующую сферу труда.

Согласно штатным расписаниям медицинского персонала **** на ****-**** годы должность инструктора **** отнесена к среднему медицинскому персоналу.

Постановлением Минтруда России от 27.08.1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации"" в связи с уточнением характера выполняемых работ по должностям работников здравоохранения Российской Федерации согласованы разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.

Указанным Постановлением Минтруда России **** относится к специалистам со средним профессиональным образованием, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу 5 - 6 разрядов. Согласно должностным обязанностям **** предусмотрено проведение работы с больными по трудовой терапии в соответствии с назначениями врача.

К профессиональной квалификационной группе "Средний медицинский и фармацевтический персонал" относится должность "****".

Следовательно, должность "****" в учреждениях здравоохранения относится к должностям среднего медицинского персонала.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в спорный период Курькова Г.И. работала в должности **** во ****, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой больницы от **** **** и справкой областной психиатрической больницы № 4 о том, что **** является специалистом со средним медицинским образованием.

Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства и руководствуясь приведенными нормами, пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж Курьковой Г.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов работы в должности **** во **** с **** по **** в льготном исчислении. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод кассатора о том, что суд первой инстанции неправомерно расширил Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377, в которой должность **** не поименована, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает выводы суда.

Согласно Информационного письма Минтруда и соцразвития Российской Федерации № 3948/1-17 от 27 сентября 2000 года и Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-25/8625 от 29 сентября 2000 года, Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377, применяется при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года, но не ранее даты ее вступления в законную силу, а именно, с 26 ноября 1999 года.

Согласно Номенклатуре должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ от 20.02.1996 года N 35, и действовавшей с 30 ноября 1995 года до 01 декабря 2008 года, то есть, в период работы истца, должность «****» относится к среднему медицинскому персоналу.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требований Курьковой Г.И. в части включения в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** во ****

Учитывая, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости стаж лечебной деятельности Курьковой Г.И. составил менее 30 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ****.

Доводы жалобы аналогичны позиции представителя ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства. По существу, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают и сводятся к ошибочному толкованию норм права.

Иные доводы, влекущие отмену решения, ответчик в кассационной жалобе не привел.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 02 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Владимиру - без удовлетворения.

Председательствующий                                 Сергеева С.М.

Судьи                                                                Самылов Ю.В.

                                                       Гришина Г.Н.