определение № 33-2596/2011 от 26 июля 2011 года по кассационному представлению помощника Ковровского городского прокурора Кузнецовой А.А. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 июня 2011 года



Дело № 33-2596/2011                        Докладчик: Самылов Ю.В

Судья: Мочалова Е.Ю.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего                Сергеевой С.М.

и судей                    Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.

при секретаре                Лемешковой М.В.

при участии прокурора            Куропаткина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире            26 июля 2011 года дело по иску Владимирского прокурора к администрации г. Коврова, МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить на фасаде дома, в котором жил В.А. Дегтярев, расположенном по адресу: г. Ковров ул. Дегтярева д. 6, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством

по кассационному представлению помощника Ковровского городского прокурора Кузнецовой А.А. на решение Ковровского городского суда Владимирской области     от 14 июня 2011 года, которым постановлено: в иске Ковровскому городскому прокурору к администрации г. Коврова, МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить на фасаде дома, в котором жил В.А. Дегтярев, расположенном по адресу: ****, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, соответствующие нормативным требованиям, отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., просившего решение отменить, объяснения представителя администрации г. Коврова Терентьевой К.С., представителя МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» Моняковой О.А., возражавших против доводов кассационного представления, представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Куликова А.В., просившего решение отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации г. Коврова, МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», в котором просил признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность установить на фасаде дома, в котором жил В.А. Дегтярев, расположенном по адресу: ****, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, соответствующие нормативным требованиям, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Кузнецова А.А. требования прокурора поддержала указав, что данный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и в силу п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Здание д. 6 по ул. Дегтярева г. Коврова является муниципальной собственностью, передано в оперативное управление МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», поэтому указанные организации являются надлежащими ответчиками по делу.

Представитель ответчика - администрации г. Коврова Овчинникова Л.В., с указанными требованиями не согласилась, считая, что у ответчиков не возникло обязанности по установлению на спорном памятнике, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, необходимых надписей и обозначений, поскольку он не внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия в установленном порядке.

Представитель ответчика - МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» Монякова О.А., в судебном заседании поддержала доводы представителя администрации г. Коврова, пояснив, что учреждение является пользователем данного объекта культуры, на которое выдано охранное свидетельство № **** от **** г. В настоящее время ответчиком решается вопрос об установлении на доме № **** по ул. ****, являющемся памятником истории регионального значения, необходимых надписей и обозначений.

Представитель третьего лица – Ковровского городского Совета народных депутатов, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что по мнению КГСНД, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на спорном объекте должно нести МУК «Ковровский историко-мемориальный музей», поскольку данное имущество находится в его оперативном управлении.

Представитель третьего лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии и отзыв, согласно которому инспекция поддерживает заявленные прокурором г. Коврова требования.

Судом постановлено указанное выше решение

В кассационном представлении помощник Ковровского городского прокурора просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено в соответствии с решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов трудящихся от 05.10.1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области», дом, в котором жил В.А. Дегтярев, конца 19 века, расположенный по адресу: ****, является памятником истории регионального значения.

Согласно решениям Ковровского городского Совета народных депутатов от **** г. № **** и от **** г. № **** о формировании муниципального имущественного комплекса, в собственность муниципального образования г. Ковров передано здание по адресу: **** постановлением Главы самоуправления г. Коврова от **** г. № **** здание закреплено в оперативное управление (передано на баланс) муниципальному учреждению культуры «Ковровский историко-мемориальный музей».

Исходя из требований действующего законодательства надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, должны быть, установлены на объектах культурного наследия, включенных в реестр.

На основании ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения определяется законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 21-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области" информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения устанавливаются в течение одного года с даты внесения указанных объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом Росохранкультуры от **** N **** "О совершенствовании деятельности по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждены "Методические рекомендациями по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и оформлению паспорта объекта культурного наследия", согласно п. 7 которых регистрация в Реестре на основании акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации, памятника или ансамбля в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется Росохранкультурой по обращению соответствующего регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 приказа Росохранкультуры от **** N **** "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что на основании решений органов государственной власти Росохранкультура включает в Единый реестр объекты культурного наследия путем присвоения им регистрационных номеров и мониторинга данных об объектах при их регистрации в Едином реестре.

    Анализируя вышеприведенные нормативные акты в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что объекты культурного наследия регионального значения должны быть включены в установленном порядке в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Указав, что обязанность устанавливать информационные надписи объектах возникает у собственника на основании ст. 12 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 21-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области" лишь с даты внесения указанных объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в течение одного года, суд не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора г. Коврова к администрации г. Коврова, МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить на фасаде дома, в котором жил В.А. Дегтярев, расположенном по адресу: г. Ковров ул. Дегтярева д. 6, являющегося памятником истории регионального значения, надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.

Суд в решении посчитал, что участниками судебного разбирательства не представлено доказательств внесения памятника регионального значения – дома, где жил В.А. Дегтярев, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, невозможно определить дату его внесения в реестр. Распространение режима государственной охраны на объекты культурного наследия до принятия обоснованного решения о включении их в Единый реестр либо об отказе включить их в реестр, по мнению суда не является основанием для наложения на собственника объекта обязанности по установлению на объекте информационных надписей и обозначений.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не основан на законе и материалах дела.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 указанной статьи обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В силу ч.3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Как указано выше решениями Ковровского городского Совета народных депутатов от **** г. № **** и от **** г. № **** о формировании муниципального имущественного комплекса, здание по адресу: **** передано в собственность муниципального образования г. Ковров, постановлением Главы самоуправления г. Коврова от ****.№ **** здание передано в оперативное управление муниципальному учреждению культуры «Ковровский историко-мемориальный музей».

В соответствии с Уставом муниципального учреждения культуры «Ковровский историко-мемориальный музей» учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом, а также осуществляет контроль за сохранностью исторических памятников и обращается в государственные органы по вопросам сохранности памятников.

Таким образом, исходя из указанных выше требований законодательства обязанность по установлению надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, в силу договора и Устава, возлагается на муниципальное учреждение культуры «Ковровский историко-мемориальный музей», поскольку договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия определен порядок разрешения возникающих вопросов по поводу контроля за сохранностью исторических памятников.

    В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Поскольку спорный объект отнесен к включенным в реестр в силу ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", то данный объект культурного наследия регионального значения считается внесенным в реестр с даты вступления в силу указанного закона.

Следовательно, с этого момента у собственника или лица (пользователя, договором с которым собственником определен порядок разрешения возникающих вопросов по поводу контроля за сохранностью исторических памятников) возникает соответствующая обязанность установить информационные надписи на объектах культурного наследия.

При этом момент присвоения регистрационного номера в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекту культурного наследия регионального значения, внесенному в реестр в силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", правового значения, для исполнения обязанности по содержанию данного объекта культурного наследия, включенного в реестр, включая установку надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, не имеет.

Противное означало бы длительное по времени неисполнение указанных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и противоречило бы духу законодательства по охране и использовании памятников истории и культуры, а также требованиям ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации согласно которой, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

То обстоятельство, что актом выхода на место от **** г. установлено, что на фасаде дома № **** по ул. **** имеется информационная надпись, что не оспаривается сторонами в судебном заседании само по себе не свидетельствует, что обязанность установить надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия и указание о том, что памятник охраняется государством, соответствующие нормативным требованиям муниципальным учреждением культуры «Ковровский историко-мемориальный музей» исполнена.

Представитель МУК «Ковровский историко-мемориальный музей» в судебном заседании суда кассационной инстанции указанное не отрицал, пояснив, что в настоящее время музеем согласованы с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области проекты, которые отвечают требованиям законодательства, на изготовление и установку информационных надписей на спорный объект культурного наследия.

Данное обстоятельство суд не проверил и оценки ему в решении не дал, хотя оно имеет юридическое значение.

Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрение дела суду необходимо учесть изложенное, правильно определить юридически значимые обстоятельства дать им оценку и постановить законное и обоснованное решение по делу.

Кроме того, суду следует предложить сторонам представить доказательства, обосновывающие их требования и возражения либо указывающие на их незаконность, оказывать лицам, участвующим в деле, содействие в собирании и истребовании доказательств, если представление необходимых доказательств, для этих лиц, затруднительно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, п.п.1,2,4 ч.1     ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда города Владимира от 14 июня 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий                            С.М. Сергеева

Судьи                                        Ю.В.Самылов

Г.Н. Гришина