определение № 33-2630/2011 от 28 июня 2011 года по кассационной жалобе Железкиной А.Ф. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 июня 2011 года



33-2630/2011                            Докладчик Самылов Ю.В.

                                    Судья Бабеншева Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего                Сергеевой С.М.,

и судей                    Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре                Лемешковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире                       28 июня 2011 года дело по заявлению Железкиной ФИО20 об оспаривании постановления администрации округа Муром

по кассационной жалобе Железкиной А.Ф. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 24 июня 2011 года, которым постановлено:

    Железкиной А.Ф. в удовлетворении заявления о признании постановления администрации округа Муром по Владимирской области от **** года № **** в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

    Железкина А.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации округа Муром № **** от **** года в части отказа в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и просит постановление признать необоснованным, обязать администрацию округа Муром поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления.

В обоснование требований Железкина А.Ф. пояснила, что в феврале **** года она обратилась в администрацию округа Муром с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет как ветерана Великой Отечественной Войны.

**** года решением жилищной комиссии при администрации округа Муром ей было отказано. Указанное решение утверждено обжалуемым постановлением. Заявитель указала, что проживает и зарегистрирована в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат пятикомнатной коммунальной квартиры жилой площадью **** кв.м и **** кв.м по адресу: ****

Также пояснила, что является инвалидом первой группы по общему заболеванию. В данных комнатах проживает и зарегистрировано семь человек. Кроме того, в этой же коммунальной квартире зарегистрирован и проживает Романов Ю.К., который болен заразной формой туберкулеза легких. Согласно решения Совета Народных депутатов округа Муром Владимирской области от         **** года № **** «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» по округу Муром установлена учетная норма в размере **** кв.м общей площади на одного члена семьи. По мнению заявителя, еще одним основанием нуждаемости является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Полагала, что имеет право в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для чего ей представлены подтверждающие документы. Просила признать постановление необоснованным, обязать администрацию округа Муром поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления.

В судебное заседание заявитель Железкина А.Ф. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель заявителя Фокеева В.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром Гребенчук А.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления. В письменных возражениях на заявление, а также суду пояснила, что Железкина А.Ф. имеет удостоверение, согласно которому она является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ.

**** года Железкина А.Ф. обратилась в жилищный отдел администрации округа Муром с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана ВОВ 1941 -1945 гг.

Постановлением администрации округа Муром № **** от **** года был утвержден протокол заседания жилищной комиссии от **** года, согласно которого Железкиной А.Ф. было отказано в постановке ее на учет для получения жилого помещения по категории ветеран ВОВ, поскольку она имеет право на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», которая не предусматривает право на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 23.2        ФЗ «О ветеранах».

Кроме того указала на то, что для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, заявителем не был предоставлен документ, что диагноз Романова Ю.К. подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.

Также Железкиной А.Ф. не был представлен документ, подтверждающий ее регистрацию по месту жительства за период до ****., решение о признании ее малоимущей. Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром Гребенчук А.Н. пояснила, что указанные документы заявителем были предоставлены **** **** с соответствующим заявлением, на другое заседание жилищной комиссии, которая рассмотрела заявление Железкиной А.Ф. и в течение 30 календарных дней заявителю будет сообщено о принятом решении.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Железкина А.Ф. просит решение отменить, считая его неправильным.

Кассационное рассмотрение дела проведено без участия заявителя Железкиной А.Ф., её представителя, действующей на основании доверенности. Фокеевой В.Б., представителя заинтересованного лица – администрации о. Муром, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно части 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Верховный Суд РФ в пункте 28 Постановления Пленума N 2 от 10.02.2009 разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При этом согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено обеспечить жильем ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону № 5 от 12.01.1995г. « О ветеранах».

В силу статьи 2 указанного Закона « О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно статье 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Судом установлено, что заявитель является ветераном ВОВ на основании ст.20 указанного Закона и в соответствии со ст.ст.23.1, 23.2 Закона не относится к ветеранам ВОВ, которые обеспечиваются жильем.

Материалами дела подтверждено, что Железкина А.Ф. ****. зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире № **** дома **** по ул.**** с семьей дочери Фокеевой В.Б. совместно с внучкой Ширинян О.А., правнуками Фокеевым Н.С., Фокеевой А.Р., Ширинян А.С., Ширинян С.В. Семья заявителя в коммунальной квартире занимает две комнаты общей площадью **** кв.м.

**** года Железкина А.Ф. обратилась в администрацию округа Муром с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана ВОВ 1941-1945г.г.

Согласно удостоверению Серии ВОВ № ****, выданному ****. территориальным отделом социальной защиты населения по г. Мурому и Муромскому району, Железкина А.Ф. является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ             « О ветеранах».

Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии при администрации округа Муром от **** Железкиной А.Ф. отказано в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из протокола №**** заседания жилищной комиссии при администрации округа Муром от                        **** года, в котором приведены мотивы отказа заявителю в принятии на учет.

Постановлением главы округа Мурома № **** от **** года данное решение комиссии утверждено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Поскольку в соответствии ст.ст.23.1,23.1 и ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" труженики тыла, к которым относится        заявитель, не пользуются льготой по обеспечению жилья, суд правомерно посчитал, что у администрации округа Мурома отсутствовали основания для принятия Железкиной А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях по данной категории граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан вкачестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорамсоциального найма утвержден Законом Владимирской области от 6 мая 2005 года№ 49-03 « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

    В соответствии с п.6-9 данного Порядка ведение учета граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждается постановлением Главы муниципального    образования.    Принятие    на    учет    граждан    в    качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. К заявлению граждан о принятии на учет прилагаются:

    -документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении,свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении, и т.д.);

    решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;

    документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

- выписка из домовой книги или похозяйственной книги;

    -документы, подтверждающие право пользования жилым помещениемзанимаемым заявителем и членам его семьи (договор, ордер, решение опредоставлении жилого помещения);

-выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом и экспликацией;

-справка органа государственной регистрации о наличии или отсутствии, жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

    -    документы, подтверждающие отношение гражданина к иной,определенной федеральным законом или законом Владимирской области,категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качественуждающихся в жилых помещениях.

Порядок определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда утвержден Законом Владимирской области от 08 июня 2005 года № 77-03.

    Настаивая на заявленных требованиях, Железкина А.Ф. утверждала, что имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке,предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как являющаяся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающая в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющая иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден постановлением Правительства РФ от **** года №****.

    Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в заявлении от     **** года Железкина А.Ф. не просила поставить ее на учет по данному основанию. К заявлению заявителем приложена справка ГУЗ ВО « Муромский противотуберкулезный диспансер» от ****. о том, что ее семья находится в бытовом контакте по коммунальной квартире с больным заразной формой туберкулеза легких Р. **** г. рождения, заболевание которого зарегистрировано ****. Однако данная справка не содержала сведений о том, что заболевание Р. относится к перечню заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан, утвержденном указанным Постановлением.

        Изложенное означает, что на момент вынесения обжалуемого решения жилищной комиссии и постановления, заявитель не представила документы, подтверждающие ее право по предоставлению жилья пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    Поскольку заявителем на заседание жилищной комиссии от **** года для разрешения вопроса о постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении по категории малоимущих граждан в том числе не было представлено решение уполномоченного органа о признании ее малоимущей, а также отсутствовала справка о периодах регистрации по месту жительства до **** для определения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей        53 Жилищного кодекса Российской Федерации, у жилищной комиссии при администрации округа Муром на момент рассмотрения заявления             Железкиной А.Ф. ****. не имелось законных оснований для постановки её на учет как малоимущего гражданина, проживающего в жилом помещении площадью менее учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи.

            Проверяя законность постановления главы округа Муром № 706 от                   10 марта 2011 года, которым утверждено решение жилищной комиссии при администрации округа Муром в части отказа в принятии Железкиной А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд, анализируя п.1.4, п.1.23, п.1.40 Устава муниципального образования округ Муром, Положение о жилищной комиссии при администрации округа Муром, пришел к правильному выводу, что обжалуемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и соответствует пункту 12 раздела II Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 6 мая 2005 года № 49-ОЗ.

При этом судом учтено, что обращаясь **** года в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Железкина А.Ф. просила поставить ее на учет как ветерана ВОВ, тогда как о наличии других оснований для постановки на учет в своем заявлении ею указано не было.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При таких обстоятельствах, судом сделан обоснованный и по существу правильный вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует закону, вынесено в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает права и законные интересы заявителя.

    С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной Железкиной А.Ф., в которой содержатся доводы аналогичные тем же, что исследовались в судебном заседании, не имеется.

        Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в кассационном порядке.

        Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения указанных норм права, регулирующие порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

            Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

        Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Муромского городского суда г. Владимира от 24 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Железкиной А.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий                            С.М. Сергеева

Судьи                                        Ю.В. Самылов

Г.Н. Гришина