Дело № 33 – 2860/2011 год Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Забавнова Г.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.,
судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Берченёвой М.В.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 18 августа 2011 года дело по кассационной жалобе военного комиссариата Владимирской области на решение Ленинского районного суда города Владимира от 14 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Александровой Ю.А. удовлетворить.
Признать за Александровой Ю.А. право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****.
Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Александровой Ю.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с **** по **** в сумме **** (****) руб. **** коп.
Взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу Александровой Ю.А. расходы на оплату услуг представителя в размере **** (****) руб.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя истца Мержиевской Н.В., просившей об отклонении кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Александрова Ю.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к военному комиссариату Владимирской области и просила признать за ней право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за период с **** по ****, взыскать задолженность по невыплаченной части пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, ссылаясь на то, что является дочерью военнослужащего А., участвовавшего в боевых действиях в ****, и погибшего **** при исполнении обязанностей воинской службы при перегонке авиатехники в ****.
В обоснование иска указала, что с **** по **** получала пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, которую ответчик должен был выплачивать ей в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Однако, как указала истец, пенсия выплачивалась без учета данного повышения, в связи с чем, отказ в перерасчете пенсии считает незаконным и необоснованным.
Полагает, что подлежит взысканию с ответчика в ее пользу задолженность по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации за период с **** по **** в сумме **** рублей, а также просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме **** рублей.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца Мержиевская Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель военного комиссариата Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в направленных суду возражениях на иск указал, что Александрова Ю.А. никогда не являлась и не является пенсионером Министерства обороны РФ, а повышение пенсии по п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 может получать только сам ветеран боевых действий. Александрова Ю.А. получала пенсию Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца в период с **** по ****, а поскольку Александрова Ю.А. сама не является ветераном боевых действий, на нее действие указанной нормы не распространяется.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Истец Александрова Ю.А. и представитель военного комиссариата Владимирской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда считает возможным рассмотрение вопроса в их отсутствие.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем им дана оценка, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции ФЗ от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ) приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Из материалов дела видно, что отец истца капитан А. был направлен органами государственной власти СССР в другое государство – **** и в период с **** по **** принимал участие в боевых действиях при прохождении воинской службы в этом государстве.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. В разделе 3 настоящего Перечня боевые действия велись в Афганистане на всей территории с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
Из материалов дела видно, что отец истицы капитан А. принимал участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР: проходил службу в **** в период с **** по ****, выполнял специальные боевые задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории **** в период с **** по **** и имеет право на исчисление выслуги лет 1 день военной службы за 3 дня. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» перечень государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. В разделе 3 настоящего Перечня боевые действия велись в Афганистане на всей территории с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года. С августа 1999 года на территории Северо-Кавказского региона в ходе контртеррористических операций выполнялись задачи. Фактическое участие капитана А. в контртеррористических операциях подтверждается исчислением выслуги лет в льготном исчислении.
Капитан А. награжден медалью «За отвагу» - за мужество и отвагу, проявленное при выполнении специального задания командования (Указ Президента РФ **** от ****) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе (Указ Президента РФ **** от ****), погиб при исполнении служебных обязанностей в авиакатастрофе при перегонке авиатехники в **** (л.д. 8, 9, 11-16, 23-24).
Следовательно, погибший отец истца Александровой Ю.А. капитан А. принимал участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в **** и в контртеррористических операциях на территории ****, относился к лицам, на которых распространяется действие закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», имевшим при жизни право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%. Иное толкование и применение вышеуказанного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно копии удостоверения серии **** Александровой А.Ю. с **** назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих (л.д. 25).
Статья 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истца на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца является правильным, соответствует подлежащим применению правовым нормам, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод следует и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Суд первой инстанции, на основании указанного выше законодательства, оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с положениями п. «г» ст. 45 Закона РФ от **** N 4468-1, в связи с чем, обоснованно взыскал в пользу Александровой Ю.А. недополученную пенсию по потере кормильца за весь период с **** по ****.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод ответчика о том, что установленное статьей 45 Закона повышение пенсии распространяется непосредственно на ветерана боевых действий, а не на членов его семьи, поскольку данный довод противоречит нормам Закона Российской Федерации от 17.04.2010 года N 47-ФЗ.
Так статья 45 предусматривает размеры повышения пенсии, в том числе, и по случаю потери кормильца, в то же время, размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец. Повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 45 Закона, предусмотрено также и абзацем 5 статьи 46 Закона.
Таким образом, повышение пенсии на 32% в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона предусмотрено не только для самих ветеранов боевых действий, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
При таком положении отказ военного комиссариата Владимирской области в перерасчете пенсии, выплачиваемой истцу с учетом предусмотренного статьей 45 Закона повышения на 32%, неправомерен.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за все спорные периоды.
Недоплаченные суммы в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права Александровой Ю.А. на полное и своевременное возмещение пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П, Определение от 4 октября 2005 года N 364-О).
В Федеральном законе "О Федеральном бюджете РФ..." уровень инфляции определяется как совокупный коэффициент за год.
В соответствии с разделом Х п. 5 "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами..." (утв. Постановлением Госкомстата РФ N 23 от 25.03.2002) расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) производится с месячной периодичностью.
При расчете недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с **** по **** суд правомерно полагал необходимым и возможным применить к недополученным истцом своевременно суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, и взыскал в пользу Александровой Ю.А. недоплату пенсии с учетом индексации в сумме **** рублей.
Судебная коллегия соглашается с произведенным судом расчетом, который ответчиком не оспаривается, оснований считать его ошибочным не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя ходатайство Александровой Ю.А. о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, суд сослался на положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд, принимая во внимание представленные в подтверждение этого обстоятельства договор об оказании юридических услуг, квитанцию об оплате услуг представителя Мержиевской Н.В., участвовавшей в деле, на сумму **** рублей, и справку нотариуса об уплате **** рублей за удостоверение доверенности, правомерно посчитал необходимым взыскать с военного комиссариата Владимирской области в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме **** рублей. Судебная коллегия полагает, что указанный размер судебных расходов является разумным.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требований части 3 статьи 17 Конституции РФ. Именно поэтому в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что отец истца А. участвовал в боевых действиях в **** до введение в действие Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года, в связи с чем, не может являться ветераном боевых действий, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кассатор в своей кассационной жалобе указывает, что Александровой Ю.А. предоставляются меры социальной поддержки как члену семьи погибшего ветерана боевых действий (л.д. 49).
Личное участие отца Александровой Ю.А. в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории **** и в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона судом установлено и ответчиком не оспаривается, следовательно, истец, потерявший кормильца, имеет право на повышение пенсионных выплат по случаю потери кормильца с учетом предусмотренного статьей 45 Закона повышения на 32%.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 14 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Сергеева С.М.
Судьи: Самылов Ю.В.
Гришина Г.Н.