Дело №33-2968/2011 год Докладчик Сергеева С.М.
Судья Глазкова Д.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Сергеевой С.М. и Самылова Ю.В.
при секретаре Берченёвой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 30 августа 2011 года дело по кассационной жалобе главы администрации Муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области Софронова А.В. на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 26 июля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «поселок Никологоры» об обязании ликвидировать несанкционированное место складирования бытовых отходов – удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области в срок до **** ликвидировать несанкционированное место складирования отходов, расположенное: 47 квартал, выдел 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», организовав вывоз твердых бытовых отходов из квартала 47, выдел 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество».
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя администрации Муниципального образования «посёлок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области Кимяева А.А., действующего на основании доверенности, возражения на жалобу прокурора Куропаткина А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации Муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области, в котором просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированные места складирования отходов, расположенных в лесном массиве (47 квартал, выдел 7) Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», организовав вывоз всех твердых бытовых отходов с указанных мест.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области вывоза бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в лесном массиве 47 квартала выдела 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» находится несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, поэтому места размещения являются незаконными и подлежат ликвидации. Складирование произведено в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 12, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Пункт 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к полномочиям органов местного самоуправления организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов и потребления на почву запрещается. Статья 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В нарушение указанных требований закона рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории МО «поселок Никологоры» администрацией поселка не организована. В ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно с ТО «Вязниковское лесничество», установлено, что в 47 квартале, выдел 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» имеет место складирование бытовых отходов. Какие-либо разрешительные документы на данное место размещения отходов отсутствуют. Следовательно, указанное место складирования отходов является несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации. Ответчиком указанные обязанности в отношении названного несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов не исполняются.
В судебном заседании помощник Вязниковского межрайонного прокурора Чадаева С.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области в срок до **** ликвидировать несанкционированные места складирования отходов, расположенные в выделе 7 квартала 47 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», организовав вывоз твердых бытовых отходов из указанного места.
Представитель ответчика Кимяев А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрацией МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области надлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов, с этой целью с ООО «Санитар», имеющим лицензии на данные виды деятельности, заключено соглашение, построены контейнерные площадки, с которых и вывозится мусор. Несанкционированные свалки это результат противоправных действий конкретных физических и юридических лиц, которые должны нести ответственности в соответствии с законом Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области», администрация не может нести ответственность за действия всех лиц, которые не донесли мусор до контейнера, а бросили его там, где им захотелось. Кроме того, несанкционированная свалка отходов расположена в выделе 7 квартала 47 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», у МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области нет в собственности земель, на которых расположены леса, в том числе и указанный в заявлении прокуратуры 47 квартал Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество». Также, поскольку имеется договор аренды лесного участка, на котором расположен 47 квартал, заключенный ТО «Вязниковское лесничество» с ИП К., последний, как арендатор обязан приводить в порядок, в том числе, путем ликвидации несанкционированной свалки, арендуемый участок. В соответствии с положениями ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Указанные в п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ- Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и п. 37 ст. 81 настоящего кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 68 настоящего кодекса. Средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ полномочий предоставляются в виде субвенции из федерального бюджета. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов РФ для осуществления переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности из использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ. Ссылки на статьи Федеральных законов в исковом заявлении, считал необоснованными. Указывал также на то, что бюджетом города не запланированы расходы по вызову несанкционированных бытовых отходов. Поэтому решение суда может быть неисполнимым.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ТО «Вязниковское лесничество» Беспалов А.А. иск прокурора поддержал, пояснил, что Вязниковской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ТО «Вязниковское лесничество» проведена проверка государственного лесного фонда в квартале 47 выделе 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество». В ходе проверки установлено, что поселковая свалка на момент проведения проверки коммунальными службами не используется, работа по рекультивации земель и пожарному обустройству МО не производится, продолжается стихийный вывоз бытовых отходов жителями п. Никологоры. Территория свалки представляет серьезную угрозу в пожарном отношении прилегающим участкам гослесфонда и населенному пункту п. Никологоры. Места несанкционированных свалок, где находятся горючие и легковоспламеняющиеся бытовые отходы, примыкают тесно к стене и заходят в лес, что является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах. Свалки организованы населением п. Никологоры Вязниковского района Владимирской области вследствие ненадлежащего исполнения администрацией МО «поселок Никологоры» обязанностей по вывозу и утилизации бытовых отходов и технического мусора с территории несанкционированной свалки. Очистка территории, а также несение затрат на выполнение данных работ относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы местного значения, установленные данным Федеральным законом, включают организацию благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, а также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом постановлено указанное выше решение.
Главой Муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области Софроновым А.В. принесена кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от **** N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Эти же положения закреплены и в ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.
Статья 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- способы хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что администрацией МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области требования вышеназванных нормативных актов исполнены не в полной мере.
На территории МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что привело к образованию несанкционированного места складирования бытовых отходов в квартале 47 выдел 7, место складирования бытовых отходов тесно примыкает к стене леса, заканчивается в лесном массиве, что является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах.
Судом установлено, что между ТО «Вязниковское лесничество» (арендодатель) и ИП К. (арендатор) заключен договор аренды данного участка в кварталах 23-61, 79-91 Никологорского участкового лесничества **** от **** сроком до **** Согласно п.п. 12.8, 12.9 данного договора арендатор обязан осуществить за счет собственных средств противопожарное обустройство лесов на леечном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного значения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие) и их содержание, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов, осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке.
Согласно акту проверки территории государственного лесного фонда в квартале 47 выдела 7 Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» поселковая свалка на момент проведения проверки коммунальными службами не используется, работа по рекультивации земель и пожарному обустройству, муниципальным образованием не производится, продолжается стихийный вывоз бытовых отходов жителями поселка Никологоры. Территория свалки представляет серьезную угрозу в пожарном отношении прилегающим участкам гослесфонда и населенному пункту поселок Никологоры.
Согласно положениям Устава МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из пояснений представителя ответчика следует, что организация сбора и вывоза отходов и мусора организована администрацией путем заключения соглашений с ООО «Санитар», согласно которым последнее принимает на себя обязательство по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора на территории МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области. В случае возникновения несанкционированных свалок администрация заключает отдельные договоры на предмет их ликвидации в конкретных местах поселка Никологоры.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией МО «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области не исполнены обязательства возложенные Уставом и действующим законодательством по организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.
Суд, верно, счел доводы ответчика о том, что места складирования твердых бытовых отходов, расположены за территорией населенного пункта, в лесном массиве и должны быть ликвидированы ТО «Вязниковское лесничество» необоснованными, поскольку несанкционированное место складирования бытовых отходов и технического мусора произошло в результате ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселка Никологоры. Кроме того, лесной массив расположен в границе населенного пункта поселения.
Судом верно указано в решении, что факт заключения договора аренды лесного участка не является основанием возложения на арендатора – ИП К. обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку складирование отходов состоит из бытовых отходов, технического и строительного мусора и не является мусором растительного происхождения от вырубки погибших и поврежденных насаждений.
Также обоснованным является вывод суда и о том, что поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности на их выполнение являются необоснованными.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом были установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 26 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковоского района Владимирской области Софронова А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи С.М. Сергеева
Ю.В. Самылов