определение № 33-2750/2011 от 09.08.2011 года по кассационной жалобе Управления образования администрации муниципального образования Собинского района на решение Собинского городского суда Влад. обл. от 20.06.2011 года



Дело № 33-2750/11                        Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья: Ульянова А.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего            Сергеевой С.М.

и судей                    Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.

при участии прокурора            Шайковой В.А.

при секретаре                Берченевой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире            9 августа 2011 года дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района, МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма, обязании администрации выделить денежные средства МДОУ для устранения выявленных нарушений ; обязании МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» устранить выявленные нарушения (в порядке ст. 45 ГПК РФ)

по кассационной жалобе Управления образования администрации муниципального образования Собинского района на решение Собинского городского суда Владимирской области от 20 июня 2011 года, которым постановлено: исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию Собинского района Владимирской области выделить МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» средства на усиление деревянных дверей стальным листом, на установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации с выводом на ПЦО в г. Лакинске в срок до **** г.

Обязать МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств усилить 9 деревянных дверей стальным листом, установить в помещении детского сада охранную сигнализацию с выводом на ПЦО в г. Лакинске и установить систему видеонаблюдения. В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения прокурора Шайковой В. А., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, уточнив который, просил признать незаконным бездействие администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма в МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка», в том числе, по выявлению и последующему устранению причин, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); обязать администрацию Собинского района в срок до 1 **** года выделить МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» денежные средства для устранения выявленных нарушений; обязать МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств усилить девять деревянных дверей стальным листом, установить систему видеонаблюдения и установить в помещении детского сада охранную сигнализацию с выводом на ПЦО в г. Лакинске.

    В судебном заседании помощник Собинского межрайпрокурора Кривова О.В. иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что во исполнение требований ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на органы местного самоуправления возложена ответственность за противодействие терроризму, разработку программ по антитеррористической деятельности и реальное исполнение указанных программ, в частности, путем включения в бюджеты муниципальных образований средств на эти цели. В бюджете Собинского района 2011 года такие средства предусмотрены, но в недостаточном размере, для выполнения указанных в иске мероприятий в МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» средства не заложены. Поскольку в 2009 году разработана долгосрочная концепция противодействия терроризму в РФ, прокурор полагает, что администрация обязана сэкономить средства бюджета и перераспределить их с целью обеспечения выполнения всех необходимых мер по данному детскому саду, предусмотренных Регламентом об инженерно-технических средствах    противокриминальной защиты объектов    здравоохранения и образования и их имущества от преступных посягательств, утвержденным 14.04.2010 года на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Пунктами 4,6 Регламента к образовательным учреждениям предъявляются общие требования по инженерно-техническому укреплению объектов - защиты дверных конструкций, оборудованию объекта охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения. В ходе проверки МДОУ Собинского района детский сад № 5 «Березка» установлено, что необходимые условия для обеспечения антитеррористической защищенности, предусмотренные данными пунктами Регламента, в образовательном учреждении отсутствуют. В результате бездействия ответчиков в части непринятия мер по предупреждению терроризма нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

    Представитель ответчика - администрации Собинского района Миронова Т.В. иск не признала, пояснила, что администрация МО Собинский район исполняла и намерена исполнять Федеральное законодательство, законодательство Владимирской области, направленное на борьбу с терроризмом. В этих целях, постановлением Главы Собинского района от 31 мая 2010 года № 855 при Главе образована антитеррористическая комиссия в составе **** человек. 24 декабря 2010 года постановлением Главы № 1921 утверждена муниципальная целевая программа «Безопасное образовательное учреждение» на 2011-2013 годы, предусматривающая обеспечение детских учреждений Собинского района системами видеонаблюдения, сигнализации с выводом на ПЦО, ремонт и установку ограждений, дверных блоков. На реализацию этих мероприятий требуются значительные денежные средства, в бюджете 2011 года их недостаточно, изменить бюджет невозможно, так как существуют непредвиденные расходы, в частности, срочный ремонт крыш **** учебных заведений, поэтому осуществить подобные мероприятия во всех **** детских образовательных учреждениях нереально. Бюджет муниципального образования Собинского района на **** утвержден с дефицитом **** тыс. рублей, доходы и расходы бюджета снижены соответственно на **** тысяч рублей и **** тысяч рублей, дотационность бюджета составила 73,5%, что подтверждается справкой финансового управления. На мероприятия, обозначенные прокурором, требуется около **** рублей; утвержденный бюджет не позволяет выделить такую сумму в 2011 году на данное учреждение, сроки, требуемые прокурором, также нереальные. Регламент, на который ссылается прокурор, носит рекомендательный характер, он принят к сведению, но исполнить его требования в обязательном порядке в **** детских учреждениях района невозможно из-за отсутствия финансирования.

        Представитель ответчика МДОУ Собинского района детский сад № **** «Березка» Овчиннкова В.И. иск не признала. Пояснила, что часть мероприятий выполнена, ограждение территории сада имеется, в помещении сада установлена тревожная кнопка, пожарная сигнализация. Имеющиеся в помещении сада 9 дверей – деревянные, дефектной ведомостью замена и ремонт дверей запланировано на 2012 г. Оборудовать за счет собственных либо изысканных средств видеонаблюдение и охранную сигнализацию МДОУ возможности не имеет, при выделении на эти цели денежных средств, все мероприятия будут выполнены в кратчайшие сроки.

        Третье лицо - отдел вневедомственной охраны ОВД по Собинскому району, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, сведений о причинах неявки не предоставило.

        В судебном заседании 27.04.2011 г. представитель третьего лица Просыпалов С.А. исковые требования прокурора поддержал, указал, что для обеспечения безопасности образовательного учреждения необходимо устранить указанные в акте нарушения.

        Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление образования администрации муниципального образования Собинского района просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Кассационное рассмотрение проведено без участия заинтересованных лиц, которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

        В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

     Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

        В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Согласно п. 3 ст. 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

    Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

    В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

    Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Собинского района, здание МДОУ Детский сад № **** «Березка» находится в муниципальной собственности Собинского района (л.д. 18).

    В соответствии с договором № **** от **** года за МДОУ детский сад № **** «Березка» закреплено имущество на праве оперативного управления (л.д.8-10).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

    Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а следовательно и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МДОУ № 5 «Березка» и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции.

    Согласно Уставу МДОУ детский сад № **** «Березка» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением Собинского района. Его учредитель - администрация Собинского района (л.д.19-24).

    Как усматривается из представленных ответчиком - администрацией Собинского района доказательств, постановлением Главы Собинского района от **** года № **** при Главе района образована антитеррористическая комиссия муниципального образования Собинский район (л.д. 61), действующая на основании Положения (л.д. 62). 24 декабря 2010 года Постановлением Главы № 1921 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Безопасное образовательное учреждение» на 2011-2013 годы, целью которой является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников ОУ во время учебно – воспитательного процесса путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечении отечественной производственной базы. Комитету по образованию администрации поручено осуществить финансирование целевой программы «Развитие материально-технической базы образовательных учреждений Собинского района на 2011-2013 годы в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных комитету по образованию на указанные цели. Финансирование программы в размере 68843 тысячи рублей предусмотрено за счет бюджета МО Собинский район, в размере 60000 тысяч рублей – из областного бюджета. Согласно графику распределения финансовых затрат в МОУ и МДОУ Собинского района предусмотрены установка автоматической пожарной сигнализации, вывод АПС на ПЦН, оборудование видеонаблюдения, вывод АПС на ПЦО, ремонт и установка ограждения территорий, в том числе, ворот, ремонт и замена дверных блоков. Финансирование на указанные виды работ для МДОУ детский сад № 5 «Березка» не предусмотрено. Согласно справке подтверждению № **** от **** года финансового управления администрации Собинского района    бюджет МО Собинский район утвержден с дефицитом в размере **** тысяч рублей, доходы и расходы бюджета снижены (л.д. 102).

        Вышеуказанные акты администрации Собинского района свидетельствуют о том, что    меры по предупреждению терроризма    в МДОУ детский сад № **** «Березка», в том числе по выявлению и устранению условий, способствующих совершению террористических актов, принимаются с учетом финансовых возможностей МО Собинский район, определяемых бюджетом. Кроме того, судом установлено, и как следует из материалов дела (л.д. 88-91), что в данном дошкольном учреждении установлена пожарная сигнализация, имеется тревожная сигнализация, территория ограждена металлическим забором.

    При указанных обстоятельствах суд посчитал необоснованными    требования о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в части непринятия мер по предупреждению терроризма в данном МОУ и посчитал необходимым в удовлетворении указанных требований отказать.

     Судебная коллегия оснований для отмены решения суда в указанной части не находит.

В соответствии с части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Регламентом об инженерно - технических средствах    противокриминальной защиты объектов здравоохранения    и образования и их имущества от преступных посягательств, утвержденным межведомственной комиссией Собинского района 14 апреля 2010 года (л.д.25-29), объекты образования муниципального района подпадают под требования, предъявляемые к объектам 2 группы 3 класса. Данной группе и классу соответствует1 класс защиты объекта. Таблицей № 2 для 1 класса защиты предусмотрены решетчатое или сетчатое металлическое ограждение, деревянные двери усиленной конструкции (обшитые стальным листом либо укрепленные стальными полосами); таблицей № 3 для 1 класса защиты предусмотрены автоматическая охранная сигнализация с выводом на удаленный ПЦО. По разъяснениям к таблице № 3, содержащимся в Регламенте, к объектам образования и здравоохранения предъявляются обязательные требования по оборудованию объекта охранной сигнализацией и системами видеонаблюдения критических зон с записью отдельных кадров.

    В соответствии с п. 1.2 приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 г. № 239 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность, на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.

В силу ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

    Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что регламентом об инженерно - технических средствах    противокриминальной защиты объектов здравоохранения    и образования и их имущества от преступных посягательств, утвержденным межведомственной комиссией Собинского района 14 апреля 2010 года /л.д.25-29/, объекты образования муниципального района подпадают под требования, предъявляемые    к объектам 2 группы 3 класса. Данной группе и классу соответствует 1 класс защиты объекта. Таблицей № 2 для 1 класса защиты предусмотрены решетчатое или сетчатое металлическое ограждение, защитные металлические оконные конструкции, деревянные двери усиленной конструкции (обшитые стальным листом либо укрепленные стальными полосами); таблицей № 3 для 1 класса защиты предусмотрены автоматическая охранная сигнализация с выводом на удаленный ПЦО. По разъяснениям к таблице № 3, содержащимся в Регламенте, к объектам образования и здравоохранения предъявляются обязательные требования по оборудованию объекта охранной сигнализацией и системами видеонаблюдения критических зон с записью отдельных кадров.

    Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

    Письмом Рособразования от 16.01.2009 г. № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

    Актом обследования антитеррористической укрепленности образовательных учреждений от 16.03.2011 г. в МДОУ детский сад № 5 «Березка» установлено, что территория детского сада по периметру огорожена, охранная сигнализация отсутствует, все двери деревянные. Установлена пожарная сигнализация, тревожная сигнализация, видеонаблюдение не установлено. В целях обеспечения надежной охраны данного объекта собственнику предложено выполнить указанные п.1-3 мероприятия (л.д. 13-14).

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, но может являться основанием для обращения ответчиков в суд за отсрочкой исполнения решения в соответствии со ст. 434 ГПК РФ.

Осуществление указанных мероприятий в целях защиты неопределенного круга лиц является обязательным, в связи с чем суд, посчитал необходимым удовлетворить требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию Собинского района выделить МДОУ средства на их реализацию и возложения обязанности на МДОУ детский сад № 5 «Березка» в соответствии с требованиями Регламента усилить 9 деревянных дверей, стальным листом; установить систему видеонаблюдения, установить в помещении школы охранную сигнализации с выводом на ПЦО в г. Лакинске.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда,    находит его правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

При этом судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с                   ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В указанном случае требование прокурора (заявленное в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц) в части возложения на администрацию Собинского района обязанности выделить денежные средства МДОУ детский сад № 5 «Березка» для устранения выявленных нарушений по обеспечению антитеррористической безопасности данного образовательного учреждения, а также возложения обязанности на МДОУ детский сад № 5 «Березка» устранить выявленные нарушения, направлено на пресечение действий, нарушающих право на антитеррористическую безопасность или создающих угрозу его нарушения и основано также на положениях п. п. 1 и 2 ст. 1065 ГК, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По настоящему делу, факт наличия в МДОУ детский сад № 5 «Березка» обстоятельств, нарушающих право на антитеррористическую безопасность, а также создающих угрозу его нарушения и возможного причинения вреда в будущем судом установлен и сторонами не оспаривается.

    Таким образом, судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия.

     С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Собинского городского суда Владимирской области от             20 июня2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления образования администрации муниципального образования Собинского района – без удовлетворения.

Председательствующий                            С.М. Сергеева

Судьи                                        Ю.В.Самылов

Г.Н. Гришина