определение № 33-2797/2011 от 16.08.2011 по кассационной жалобе заявителя Кирилловой Т.А. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 апреля 2011 года



Дело № 33-2797/2011                    Докладчик: Самылов Ю.В.

Судья:    Якушев П.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

Председательствующего            Сергеевой С.М.

и судей                Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.

при секретаре            Берченевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире                          16 августа 2011 года гражданское дело по заявлению Кирилловой Т.А. о признании незаконным постановления главы города Владимира от ******** в части отказа в принятии Кирилловой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании признать Кириллову Т.А. нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

по кассационной жалобе заявителя Кирилловой Т.А., на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 апреля 2011 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Кирилловой Т.А. о признании незаконным постановления главы города Владимира от ******** в части отказа в принятии Кирилловой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании признать Кириллову Т.А. нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

    Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя администрации г. Владимира по доверенности Лебедевой С.В., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кириллова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы г. Владимира от ******** в части отказа в принятии Кирилловой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании признать Кириллову Т.А. нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявления указала, что воспитывалась в Лакинском детском доме, поскольку отец был лишен родительских прав, а у матери дети были отобраны решениями Петушинского районного суда Владимирской области от **** г. и от **** г. За заявителем и ее сестрами сохранялась квартира по адресу: **** Фактически данная квартира была передана другим лицам по договору найма. По выбытии из Лакинского детского дома она по указанному адресу не проживала. В **** она получила денежную компенсацию за занятое жилое помещение в размере **** руб. На получение компенсации согласилась, поскольку нуждалась в денежных средствах, необходимых, в том числе, для обучения в высшем учебном заведении, срок окончания учебы – **** В силу своего социального статуса, отсутствия социальной адаптации заявитель не понимала в полной мере последствия получения денежной компенсации, полагает, что это была кабальная сделка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она может встать на учет по окончании пребывания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, так как какого-либо жилья в настоящее время не имеет.

Оспариваемым постановлением главы г. Владимира нарушены ее права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ее прав и свобод: права быть признанной нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Кириллова Т.А. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации г. Владимира по доверенности Сысоев Д.Н. заявленные требования не признал, указал, что на момент обращения Кирилловой Т.А. в администрацию г. Владимира с заявлением о принятии ее на учет по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - **** г. – ей было **** лет.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под детьми-сиротами понимает детей в возрасте до 18 лет, а под детьми, оставшимися без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет. Следовательно, лица, возраст которых превышает 23 года, не могут претендовать на права, предусмотренные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Более того, решением исполнительного комитета Петушинского районного Совета народных депутатов Владимирской области от ******** за Кирилловой Т.А. забронировано жилое помещение по адресу: **** Также представитель администрации г. Владимира указал на пропуск Кирилловой Т.А. трехмесячного срока на обращение в суд со дня, когда ей стало известно о нарушении прав.

Представитель заинтересованного лица - департамента образования администрации Владимирской области по доверенности Быкова Л.В., - просила суд отказать в удовлетворении требований Кирилловой Т.А., полагая их необоснованными по тем же основаниям, которые приведены представителем администрации г. Владимира.

        Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель Кириллова Т.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Кассационное рассмотрение дела проведено без участия заявителя Кирилловой Т.А., представителя заинтересованного лица - департамента образования администрации Владимирской надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части              2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено **** г. в управление по учету и распределению жилой площади администрации г. Владимира поступило заявление Кирилловой Т.А. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы г. Владимира от ******** Кирилловой Т.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (пункт 9.2) в связи с превышением возраста 23 года и закреплением жилого помещения.

**** г. Кирилловой Т.А. было направлено уведомление об отказе в принятии её на учет.

Согласно ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано гражданином в судебном порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Установлено и сторонами не оспаривается, что постановление главы г. Владимира от 16.07.2009 № 2126 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира» в части отказа Кирилловой Т.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9.2), было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Проанализировав ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, п. п. 6, 12 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ, а также фактические обстоятельства дела, связанные с движением заявления Кирилловой Т.А. от 24.06.2009 г. суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу и о том, что порядок принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления был соблюден.

Суд проверил доводы Кирилловой Т.А. о том, что содержание оспариваемого решения (выраженного в п. 9.2 постановления главы г. Владимира от ********) не соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

По делу установлено, что Кириллова Т.А., **** года рождения, решением Петушинского районного суда Владимирской области от **** г. была вместе с сестрами отобрана у матери – Кирилловой Т.Н. – и передана органу опеки и попечительства.

Решением Петушинского районного суда Владимирской области от **** отец Кирилловой Т.А. – Кириллов А.Н. – лишен родительских прав в отношении Кирилловой Т.А. и ее сестры.

Как следует из письма директора ОГОУ «Лакинский детский дом» от **** г., в Лакинский детский дом Кириллова Т.А. была направлена по путевке департамента образования администрации Владимирской области от ******** До поступления в указанное учреждение Кириллова Т.А. в течение 7 лет, с **** г. по **** г., воспитывалась и проживала в Муромском детском доме Владимирской области № 1, куда была направлена на основании решения Петушинского районного Совета народных депутатов от 31.10.1988 № ****. После выпуска из Муромского детского дома в августе **** г. Кириллова Т.А. по путевке департамента образования администрации Владимирской области была направлена на обучение в ПУ № **** г. Гусь-Хрустальный, где обучаться не стала, и **** г. ей была выдана путевка в Лакинский детский дом, по прибытии в который она была определена на обучение в 10 класс Лакинской средней школы. В августе 2000 г. Кириллова Т.А. поступила на учебу во Владимирский областной колледж культуры, где находилась на полном государственном обеспечении.

В решении Петушинского районного Совета народных депутатов от ******** о направлении Кирилловой Т.А. в детский дом за ней было забронировано жилое помещение по адресу: ****

**** Кириллова Т.А. в возрасте 23 лет самостоятельно обратилась в администрацию г. Нарткала с заявлением о выплате компенсации за закрепленное жилье в размере **** руб. на ее счет в Сбербанке (копия заявления представлена в материалы дела).

При этом, как следует из поступившего на запрос суда ответа от **** г. № **** и.о. главы администрации г. Нарткала, общая площадь закрепленной за заявителем квартиры составляет **** кв.м., жилая – **** Средняя инвентаризационная стоимость однокомнатной квартиры по г. Нарткала на **** г. составляла **** руб.

Платежным поручением от **** г. № **** (л.д. 62) на счет Кирилловой Т.А. были перечислены денежные средства в сумме **** руб.

Указанными денежными средствами Кириллова Т.А. распорядилась по своему усмотрению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установлено, что на момент обращения в администрацию г. Владимира с заявлением о постановке на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей **** г.), Кирилловой Т.А., **** года рождения, было полных **** лет.

Поскольку на момент обращения с заявлением возраст заявителя превышал **** года, Кириллова Т.А. не относится к лицам, которым в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.

Ранее, до **** г., заявитель с заявлениями о постановке на учет в администрацию г. Владимира не обращалась.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются вне очереди жилой площадью дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

Установлено, что за Кирилловой Т.А. было сохранено жилое помещение по адресу: ****, по месту регистрации членов семьи.

**** г. Кириллова Т.А. в возрасте **** лет самостоятельно обратилась в администрацию г. Нарткала с заявлением о выплате компенсации за закрепленное жилье в размере **** руб. на ее счет в Сбербанке (копия заявления представлена в материалы дела). Платежным поручением от **** г. № **** (л.д. 62) на счет Кирилловой Т.А. были перечислены денежные средства в сумме **** руб. Указанными денежными средствами Кириллова Т.А. распорядилась по своему усмотрению.

Следовательно, по указанному основанию как лицо, за которым было закреплено жилое помещение, она также не подлежит принятию на учет нуждающихся в получении жилых помещений по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что основания как для признания оспариваемого постановления в части отказа в принятии Кирилловой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным, так и для обязания признать Кириллову Т.А. нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, находит его правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

    Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы заявителя Кирилловой Т.А. относительно мотивов получения суммы **** руб., а также относительно того, что закрепленное за ней жилье в настоящее время ей не принадлежит, судом проверены и обоснованно отклонены. Они правового значения для оценки оспариваемого решения администрации г. Владимира не имеют и не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия.

     С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кирилловой Тамары Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий                        С.М. Сергеева

Судьи                                    Ю.В.Самылов

Г.Н. Гришина