Дело № 33-2798/2011 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья: Мысягина И. Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Сергеевой С.М.
и судей Самылова Ю.В., Гришиной Г.Н.
при секретаре Берченевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 августа 2011 года дело по иску Теплякова В.Н. к ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий (бездействия) указанного учреждения незаконными и необоснованными, взыскании материального ущерба в сумме 60 572 руб., компенсации морального вреда в сумме **** рублей, судебных расходов.
по кассационной жалобе Теплякова В.Н. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 10 июня 2011 года, которым постановлено: отказать Теплякову В.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований к Государственному учреждению - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными и необоснованными, взыскании материального ущерба в сумме **** руб., компенсации морального вреда в сумме **** руб., судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю. В., объяснения Теплякова В.Н., просившего решение отменить, представителя ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Кудрявцевой Е.В., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тепляков В.Н. обратился в суд с иском к ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий (бездействия) указанного учреждения незаконными и необоснованными, взыскании материального ущерба в сумме **** руб., компенсации морального вреда в сумме **** рублей, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом по заболеванию, полученному в период военной службы, ветераном военной службы, непосредственным участником испытаний ядерного оружия и имеет право на набор социальных услуг, предусматривающий бесплатное получение санаторно-курортного лечения при наличии медицинских показаний и право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
От набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным Законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, в 2009, 2010г. он не отказывался. Однако реализовать свое конституционное и гражданское право в вышеуказанный период времени он не смог по причине не исполнения ответчиком норм действующего законодательства.
Ответчик отказал ему в предоставлении санаторно-курортной путевки на лечение в 2009 г. и 2010г. В результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц филиала № 7 ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования, ему был причинен вред, повлекший ухудшение общего состояния здоровья, нравственные и физические страдания, что подтверждается неоднократными обращениями за медицинской помощью в лечебные учреждения г. Владимира. В связи с отказом в приобретении санаторно-курортной путевки, он был вынужден производить поездки на лечебно-профилактический отдых и лечение за свой счет, используя ограниченные денежные средства своего бюджета, при этом получая соответствующие финансовые убытки.
Считает, что действиями (бездействием) ответчика нарушены его права и законные интересы, предусмотренные ч.2 ст. 15, ч.2 ст. 41, ст.7, ч.1 ст. 39, ст. 46, ст. 53, ст. 55 Конституции РФ, Федеральным Законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным Законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.
Просил признать действия (бездействия) ответчика незаконными и необоснованными, взыскать имущественный вред в сумме 60 572 руб., компенсацию морального вреда в сумме **** рублей, судебные издержки в сумме **** рублей.
Представитель ответчика Кудрявцева Е.В. с заявленными иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме ссылаясь на то, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено ежегодное предоставление льготной категории граждан путевок на санаторно-курортное лечение.Одновременно с этим, действующим законодательством не предусмотрена компенсация за самостоятельно приобретенную путевку в случае непредставления путевки отделением Фонда по объективным причинам.
При этом в **** году Теплякову В.Н. была предоставлена путевка в санаторий «Мотылек» г. Анапа с датой заезда **** г. стоимостью **** руб. В **** году - путевка в «Санаторий им. Абельмана» г. Ковров с датой заезда **** г. стоимостью **** руб. Общая стоимость полученных Тепляковым В.Н. путевок в **** гг. составляет **** руб. При этом планируемая сумма на санаторно-курортное лечение одного человека в 2007 году составляла **** руб., в 2008 - **** руб., в **** году -**** руб., в **** году - **** руб. Следовательно, общая сумма удержаний из начисляемой Теплякову В.Н. ежемесячной денежной выплаты с 2007 по 2010 год составляет **** руб., что почти в 8 раз меньше суммы полученных за этот период санаторно-курортных путевок.
По мнению представителя, Тепляков В.Н. не понес материального ущерба вследствие непредоставления ему путевок в 2009-2010 гг.
В **** году истцу были предложены путевки весной и осенью в местные санаторно-курортные учреждения, от получения которых он отказался, поскольку в справках для получения путевки № **** от **** г. и № **** от **** г. ему рекомендуется лечение в санаториях г. Адлер, г.Хоста в летний период. Однако отказ от получения путевки является необоснованным, так как в соответствии с Инструкцией по заполнению формы № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №256, пункты «Предпочтительное место лечения» и «Рекомендуемые сезоны лечения» не обязательны для заполнения, так как путевка предоставляется исключительно по профилю лечения.
Таким образом, отделение Фонда не отказывало Теплякову В.Н. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, путевка будет предоставлена ему в порядке очереди.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Тепляков Валерий Николаевич просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено, что истец является инвалидом **** группы по заболеванию, полученному в период военной службы, ветераном военной службы, группа установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 №****, выданной **** года.
****. Тепляков В.Н. обратился в филиал № **** Государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение по профилю «заболевания органов дыхания», приложив справку для получения путевки № **** от **** г.
****. Тепляков В.Н. обратился в филиал №**** Государственного учреждения - Владимирское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении справки, содержащей сведения о том, что в **** году он не получал путевок в отделении Фонда по причине отсутствия путевок в летний период.
Из текста письма руководителя филиала №7 Государственного учреждения- Владимирское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ****. №**** следует, что Теплякову В.Н. на его обращение дано разьяснение и сообщено, что путевки выделяются льготникам в порядке очередности. На день подачи заявления номер очереди Теплякова В.Н. значится № **** по филиалу № **** и № **** по Владимирской области в целом. Кроме того, заявителю было разьяснено, что вопрос о выделении ему путевки будет рассмотрен в порядке очередности (л.д.72).
Согласно сообщению начальника планово- экономического отдела ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, представленному представителем ответчика в судебное заседание, по состоянию на ****. очередь Теплякова В.Н. на получение путевки ****, а по филиалу № **** ( г. Владимир) – 30.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, в том числе Теплякову В.Н., имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Принимая во внимание, что в **** и в **** г.г. за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, суд пришел к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований отсутствуют.
Суд посчитал несостоятельными доводы истца о том, что ответчиком были нарушены его права и законные интересы, охраняемые Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Анализ действующего законодательства, а также вышеуказанных фактических действий Государственного учреждения Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации позволил суду сделать вывод о том, что ответчик при рассмотрении заявления Теплякова В.Н. действовал в рамках предоставленных ему полномочий и требований закона.
Письмом филиала № **** отделения Фонда от **** № **** Теплякову В.Н. было разъяснено, что путевки выделяются льготникам в порядке очередности. На день подачи заявления номер очереди Теплякова В.Н. значится №**** по филиалу № **** и №**** по Владимирской области в целом. Кроме того, ему было сообщено, что в виду недостаточного финансирования удовлетворить в полном обьеме потребность в выделении путевок льготным категориям граждан, подавшим заявления в 2009г., не представляется возможным. Вопрос выделения путевки истцу будет рассмотрен в порядке очередности.
По сообщению представителя ответчика, в **** году Теплякову В.Н. была предоставлена путевка в санаторий «Мотылек» г. Анапа с датой заезда **** г. стоимостью ****.; в **** году - путевка в «Санаторий им. Абельмана» г. Ковров с датой заезда **** г. стоимостью **** руб. Общая стоимость полученных Тепляковым В.Н. путевок в **** гг. составляет **** руб. Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания истец не оспаривал.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика в ходе судебного заседания следует, что в **** году Теплякову В.Н. были предложены путевки весной и осенью в местные санаторно-курортные учреждения, от получения которых он отказался, поскольку в справках для получения путевки № **** от **** г. и № **** от **** г. ему рекомендовано лечение в санаториях г. Адлер, Хоста в летний период. Указанное обстоятельство в ходе судебного заседания истец также не оспаривал.
В соответствии с выпиской из внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета Фонда и лимитов бюджетных обязательств бюджета Фонда на 2009 на оплату путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан отделению Фонда было выделено ****, 4 миллиона рублей. В соответствии с выпиской из лимитов бюджетных обязательств бюджета Фонда на **** г. на эти цели отделению Фонда было выделено только **** миллионов рублей. По сообщению ответчика количество выданных отделением Фонда льготным категориям граждан путевок в 2009г. составило **** в **** ( л.д.60-66).
Из переписки ответчика и Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации неоднократно обращалось с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на ****., ****. ( л.д. 67-70).
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что путевка на санаторно-курортное лечение, за получение которой истец обратился в 2009г., не была ему предоставлена не в результате неправомерных действий ответчика.
Согласно ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Установлено, что на момент обращения Теплякова В.Н. в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.
Санаторно-курортное лечение в отдельную составляющую набора социальных услуг законодательством не выделено, Правительством РФ стоимость санаторно-курортного лечения в составе набора социальных услуг нормативным актом не определялась. Федеральный закон № 1780 ФЗ не предусматривает возврата стоимости набора социальных услуг или его части.
Законодательством не предусмотрено приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной год предусмотрено, что путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан приобретаются Фондом социального страхования РФ в пределах средств, предусматриваемых в Федеральном законе «О федеральном бюджете» на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете Фонда социального страхования РФ» на соответствующий год.
Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывается с санаторно-курортными учреждениями, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, только теми средствами федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению льготной категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, находит их правильным, основанным на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Все имеющие значение для дела доводы Теплякова В.Н. судом проверены и обоснованно отклонены. Они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 10 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Теплякова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Сергеева
Судьи Ю.В.Самылов
Г.Н. Гришина