Дело№ 33-3195/2011 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья: Фирсова И.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Самылова Ю.В., Сергеевой С.М.,
при секретаре Берченёвой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире
15 сентября 2011 года дело по заявлению Карапетяна В.А. об оспаривании действий Управления федеральной миграционной службы по Владимирской области,
по кассационной жалобе Карапетяна В.А. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 20 июля 2011 года, которым постановлено:
Карапетяну В.А. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления федеральной миграционной службы по Владимирской области отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Карапетяна В.А. и его представителя по устному ходатайству – Додоряна А.С., просивших решение отменить, объяснения представителя заинтересованного лица УФМС по Владимирской области Поролло А.А. по доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карапетян В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области. В обосновании заявления указал, что **** года обратился в УФМС России по Владимирской области с заявлением об определении своего правового статуса как лица без гражданства. К заявлению приобщил решение Октябрьского районного суда г.Владимира, вступившее в законную силу, об установлении факта постоянного проживания на территории РФ с **** года по настоящее время. Также приложил к заявлению справку Посольства Республики Армения от **** № ****,в которой указано, что в базе автоматизированной системы Паспортно-Визового Управления Полиции Республики Армения данных о его гражданстве не имеется, паспортом гражданина Республики Армения Карапетян Н.А. не документирован.
Указал на то, что в ответе УФМС по Владимирской области № **** от ****. сообщило, что в соответствии со ст.4 Закона «О гражданстве Республики Армения» от 06.11.1995 года он /Карапетян В.А./ является гражданином Республики Армения и ему рекомендовано обратится в компетентные органы Республики Армения по вопросу документирования паспортом гражданина Республики Армения. По мнению заявителя, УФМС по Владимирской области неправомерно ссылается на закон республики Армения. Считал, что в соответствии с законодательством Российской Федерации он является лицом без гражданства. Указал на то, что родился на территории СССР, свидетельство о рождении было выдано до образования Республики Армения. В Россию приехал в возрасте **** лет вместе с родителями, обучался в образовательных учреждениях г.Москвы и г.Владимира, с **** по настоящее время из России не выезжал. Просил, с учетом уточненных требований, признать действия УФМС России по Владимирской области, выразившиеся в отказе в определении его статуса как лица без гражданства и признании его гражданином Республики Армения, незаконным.
В судебном заседании заявитель Карапетян В.А., его представитель адвокат Байкова О.А., заявление поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица УФМС по Владимирской области Поролло А.А. с заявлением не согласился, в обоснование возражений ссылался на в ответ УФМС России по Владимирской области, данный Карапетяну В.А., в котором указано, что по предоставленным вместе с заявлением документам не подтверждается отсутствие гражданства Республики Армения, Карапетяну В.А. рекомендовано обратится в компетентные органы Республики Армения. Также было разъяснено, кто признается в соответствии с законом Республики Армения гражданами Республики Армения. Полагал, что данный ответ не нарушает и не ограничивает права Карапетяна В.А. и не запрещает ему в дальнейшем обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в соответствии с нормами действующего законодательства. Законодательно порядок определения правового статуса лица, длительное время пребывающего (проживающего) на территории Российской Федерации, не установлен. Просил в удовлетворении заявления Карапетяна В.А. отказать.
Суд принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Карапетян В.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решений.
Суд исследовал в судебном заседании требования Карапетяна В.А., проанализировал в решении указанные им доводы и посчитал их необоснованными исходя из следующего.
Как установлено Карапетян В.А., **** года рождения, уроженец Армянской ССР, прибыл на территорию РФ с родителями в **** году в несовершеннолетнем возрасте, по свидетельству о рождении, серии ****, выданному **** года.
Карапетян В.А не имеет регистрации на территории Владимирской области. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
**** года Карапетян В.А. обратился в УФМС РФ по Владимирской области с заявлением о признании его лицом без гражданства, с целью легализации своего пребывания в РФ. К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия решения Ленинского районного суда г. Владимира от **** об установлении юридического факта постоянного проживания Карапетяна В.А. на территории Российской Федерации с ****.; копия справки из Посольства Республики Армения № **** от **** о том, что данных о гражданстве Карапетяна В.А. в базе автоматизированной паспортной системы Паспортно-Визового Управления Полиции Республики Армения не имеется, паспортом Республики Армения не документировался.
**** года за подписью Врио начальника УФМС РФ по Владимирской области Бречко О.А. заявителю дан ответ, что в соответствии со ст.4 и 10 закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» от ****. Карапетян В.А. является гражданином Республики Армения и ему рекомендовано обратится в компетентные органы Республики Армения по вопросу документирования паспортом гражданина Республики Армения.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (гл. 23 ГПК РФ) в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Исходя из положений указанных норм закона, для признания постановления должностного лица или органа местного самоуправления незаконным, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие такого постановления закону или иному акту, имеющему юридическую силу и нарушение этим постановлением прав и законных интересов гражданина.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Настаивая на удовлетворении заявления Карапетян В.А. утверждал, что в оспариваемом ответе должностного лица УФМС по Владимирской области необоснованно применило закон Республики Армения и посчитало его гражданином Армении.
Суд правильно не согласиться с указанными доводами заявителя.
Как указано выше Карапетян В.А. прибыл на территорию РФ в **** году, когда заявителю исполнилось полных **** лет.
Закон Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» вступил в законную силу 06.11.1995г.
Согласно со ст.4 закона Республики Армения «О гражданстве Республика Армения»: документами, подтверждающими гражданство Республики Армения является паспорт гражданина Республики Армения, а до достижения 16 лет свидетельство о рождении.
Установлено и заявителем не оспаривается, что с **** года по **** год Каарпетян В.А. пребывал на территории Республики Армения и на него распространялось законодательство Республики Армения.
Следовательно, УФМС по Владимирской области в оспариваемом ответе обоснованно применило закон Республики Армения.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан РФ и граждан Республики Армения от ****. граждане государств Сторон обязаны после въезда в соответствии с настоящим Соглашением на территорию государства другой Стороны выполнять правила пребывания, предусмотренные законодательством государства этой Стороны. Граждане государств Сторон, нарушившие положения настоящего Соглашения или правила пребывания на территории государств Сторон, подлежат возвращению в государство своего гражданства в порядке, предусматриваемом законодательством государств Сторон.
Указанным Соглашением установлен Перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Республики Армения и по территории Российской Федерации.
С **** года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ Федерации», которым введено понятие миграционной карты (документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина на территории РФ), временного проживания на территории РФ, вида на жительство как документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории РФ.
Положение о миграционной карте утверждено совместно приказом МВД РФ, МИД РФ, Министерства РФ, Министерства путей сообщения РФ, ГТК РФ, Федеральной пограничной службы РФ от 11 ноября 2002 года.
Статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Согласно статье 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.
Согласно «Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.
Согласно статье 8 Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Согласно «Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» (утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794) при подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет в том числе документы, удостоверяющие его личность и гражданство; оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание.
Заявление не принимается к рассмотрению, если предъявляемый при его подаче документ, удостоверяющий личность, имеет срок действия менее 6 месяцев.
Принимая во внимание исследуемые доказательства, в числе которых пояснения Карапетяна В.А., его представителя адвоката Байковой О.А., заявление в УФМС России по Владимирской области, суд обоснованно посчитал, что Карапетян В.А. обращался в миграционную службу именно с целью принятия решения о признании его лицом без гражданства. В судебном заседании Карапетян В.А. и его представитель пояснили, что целью признания Карапетяна В.А. лицом без гражданства является легализация пребывания в РФ и в дальнейшем – получение разрешения на временное проживание в РФ.
Ссылку заявителя на справку Консульского отдела от **** года № **** как на обстоятельство, подтверждающее отсутствие гражданства Республики Армения, нельзя признать обоснованной, принятие УФМС по Владимирской области специального решения о признании лицом без гражданства закон не предусматривает.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Содержащиеся в постановлении суда первой инстанции выводы, связанные с обстоятельствами, установленными в процессе рассмотрения данного дела, свидетельствуют о том, что права и интересы Карапетяна В.А. нарушены не были, оснований для признания ответа должностного лица Врио начальника УФМС по Владимирской области Бречко О.А. от **** года незаконным у суда не имеется. Поэтому заявление Карапетяна В.А. удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует закону, объективно подтверждается исследованными судом доказательствами и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, которым суд дал в решении оценку в соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал установленным, что законные права и интересы Карапетяна В.А. оспариваемым ответом должностного лица Врио начальника УФМС по Владимирской области Бречко О.А. от **** года не нарушены.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу содержат ссылки на обстоятельства, исследовавшиеся судом, а также субъективные суждения о несогласии с выводами суда и их оценкой.
Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства. Выводы суда подробно мотивированы, сделаны на анализе и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Карапетяна В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
С.М. Сергеева