Дело № 33 –3247/ 2011 Докладчик Самылов Ю.В.
Судья Макаров О.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Самылова Ю.В., Сергеевой С.М.,
при секретаре Берченевой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 сентября 2011 года дело по заявлению Митрошкина А.С. об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района по кассационной жалобе председателя конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского, главы Кольчугинского района на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 15 августа 2011 года, которым постановлено:
заявление Митрошкина А.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района от **** года об отказе в допуске Митрошкина А.С. к участию в конкурсе на замещение должности ****.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя заинтересованного лица Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности **** по доверенности Посталакий А.С., просившего решение суда отменить, объяснения заявителя Митрошкина А.С. и его представителя по доверенности Саврасова С.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Митрошкин А.С. обратился в Кольчугинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности **** (далее – конкурсная комиссия) от **** года, приостановлении действия указанного решения, возложении на конкурсную комиссию обязанности допустить его до участия в конкурсе.
В обоснование заявления указал, что решением конкурсной комиссии от **** года заявитель не был допущен к участию в конкурсе на замещение должности ****. В качестве основания принятия такого решения указаны отсутствие стажа муниципальной или государственной службы не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее **** лет, а также подача документов на участие в конкурсе по истечении установленного срока до **** час. **** года. Однако с **** года по **** год он обучался в военном образовательном учреждении профессионального образования, проходил службу в вооруженных силах министерства обороны и органах государственной безопасности, что видно из представленных заявителем документов. Прием документов на участие в конкурсе осуществлялся в кабинете 18 администрации Кольчугинского района с 08 час. до 12 час. и 13 час. до 16 час. в рабочие дни с **** года по **** года. Весь пакет документов был привезен Митрошкиным А.С. в 15 час. 45 мин. **** года. Однако, кабинет оказался закрыт. Член конкурсной комиссии Я. появилась только в 16 час. 42 мин.
В судебном заседании Митрошкин А.С. и представитель заявителя на основании доверенности Саврасов С.А. поданное заявление поддержали.
Саврасов С.А. пояснил, что из представленных Митрошкиным А.С. в конкурсную комиссию документов ясно видно, что у него имеется необходимый для участия в конкурсе стаж государственной службы, видом которой является военная служба. Заявитель прибыл для сдачи документов на участие в конкурсе в установленный срок. Подать их он не смог ввиду отсутствия секретаря конкурсной комиссии, появившейся по истечении этого времени. Прием документов является прямой обязанностью секретаря конкурсной комиссии и не может производиться другими лицами.
Представитель заинтересованных лиц, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, Совета народных депутатов Кольчугинского района, Посталакий А.С., с поданным заявлением не согласился. Пояснил, что период обучения в высшем военном учебном заведении не подлежит включению в стаж государственной службы, так как положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части назначения курсантов на воинские должности и заключения с ними контракта о прохождении военной службы вступили в силу после прохождения им обучения. Включение времени обучения в военных учебных заведениях в общий трудовой стаж при назначении государственной пенсии не означает автоматического включения этого периода в стаж государственной службы. Период службы с августа **** года по июль **** года в должностях командира взвода и роты документально не подтвержден. В анкете Митрошкин А.С. указал, что проходил службу в КГБ СССР до **** года, однако с **** года такой организации не существовало. Имеются сомнения в прохождении заявителем службы по апрель **** года, поскольку согласно его трудовой книжке с **** года он принят на работу на комбинат «Стандарт». Документы на участие в конкурсе сданы Митрошкиным А.С. в 16 час. 45 мин. с пропуском установленного срока. Вход в кабинет закрыт не был. Придя с документами в установленное время, Митрошкин А.С. мог обратиться к главе района или сотрудникам аппарата Совета народных депутатов Кольчугинского района.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе председатель конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского, глава Кольчугинского района просит решение по делу отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ (гл. 25 ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.1 ст. 247 ГПК РФ (гл. 23 ГПК РФ) в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как видно из дела Митрошкин А.С. обратился в Кольчугинский городской суд с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского района от 09.06.2011 года, приостановлении действия указанного решения, возложении на конкурсную комиссию обязанности допустить его до участия в конкурсе.
В обоснование заявления указал, что решением конкурсной комиссии от **** года заявитель не был допущен к участию в конкурсе на замещение должности ****. В качестве основания принятия такого решения указаны отсутствие стажа муниципальной или государственной службы не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее **** лет, а также подача документов на участие в конкурсе по истечении установленного Положением о порядке проведения конкурса срока до 16 час. **** года.
Однако он имеет необходимый стаж государственной службы, с **** года по **** год он обучался в военном образовательном учреждении профессионального образования, проходил службу в вооруженных силах министерства обороны и органах государственной безопасности, что видно из представленных заявителем документов. Прием документов на участие в конкурсе осуществлялся в кабинете № 18 администрации Кольчугинского района с 08 час. до 12 час. и 13 час. до 16 час. в рабочие дни с **** года по **** года. Весь пакет документов был привезен Митрошкиным А.С. в 15 час. 45 мин. **** года. Кабинет №18 оказался закрыт. Член конкурсной комиссии Якунина Н.В. появилась только в 16 час. 42 мин.
В силу ч.ч. 2, 5 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности ****, утвержденным решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от 07.04.2011 года № 14/2, в конкурсе имеет право участвовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий установленным требованиям, в том числе требованию о наличии стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет, или стажа работы по специальности не менее 7 лет (п. 1.5.). Гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае несвоевременного представления документов, установленных положением для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме, в том числе с нарушением правил оформления (п. 1.6.). В средствах массовой информации, на официальной сайте органов местного самоуправления размещается объявление о проведении конкурса, в котором указывается адрес, срок и перечень предоставления документов, необходимых для участия в конкурсе (п. 2.5.). Секретарь конкурсной комиссии принимает и регистрирует поступающие в конкурсную комиссию материалы, проверяет правильность их оформления (п. 3.5.).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение конкурсной комиссии от 09.06.2011 года повлекло нарушение прав Митрошкина А.С. на участие в конкурсе на замещение должности главы местной администрации и создало препятствия к их осуществлению.
Как установлено, решением конкурсной комиссии от **** года Митрошкин А.С. не допущен к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района в связи с нарушением требования о наличии стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет, или стажа работы по специальности не менее 7 лет, а также ввиду несвоевременного представления документов по истечении установленного срока до 16 час. **** года, установленных положением для участия в конкурсе или представления их не в полном объеме, в том числе с нарушением правил оформления.
Разрешая возникший спор, суд, установил, что у заявителя имеется более **** лет стажа военной службы, являющейся видом государственной службы, а несвоевременность подачи им документов в конкурсную комиссию обусловлена невозможностью их подачи в установленный срок по независящим от Митрошкина А.С. причинам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – особый вид федеральной государственной службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время военной службы включается в стаж государственной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж государственной службы. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Таким образом, учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта, а после заключения контракта - из расчета один день военной службы за один день работы.
При решении вопроса о наличии у гражданина трудового стажа может применяться как законодательство, действовавшее в период осуществления спорных периодов трудовой деятельности, так и действующее в момент определения продолжительности стажа. Иное противоречило бы принципам равенства и справедливости, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе девствующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Установленные судом обстоятельства, а именно то, что у заявителя имеется более 6 лет стажа военной службы, являющейся видом государственной службы, а также своевременность подачи им документов в конкурсную комиссию подтверждаются следующими доказательствами.
Военным билетом Митрошкина А.С., представленным в конкурсную комиссию, подтверждено наличие у него стажа военной службы, являющейся видом государственной службы, с **** года по **** года, т.е. более **** лет. Период обучения заявителя в Московском высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР и на Высших Курсах военной контрразведки КГБ СССР подлежит зачислению в стаж военной службы, а следовательно и в стаж государственной службы.
Справкой УФСБ России по Владимирской области от **** года, подготовленной на основании материалов личного дела, подтверждено прохождение Митрошкиным А.С. военной службы в Вооруженных силах СССР и ФСБ России (КГБ, МБ) с **** года по **** года.
Указание Митрошкиным А.С. в анкете на прохождение службы в КГБ СССР в период после **** года суд расценил как техническую ошибку. Разрешая вопрос о противоречиях между записями о трудовой деятельности Митрошкина А.С. за период с **** года по **** года, суд пришел к выводу том, что в данный период заявитель находился на военной службе, так как данное обстоятельство подтверждено записями в документах, выданных официальными государственными органами, – военном билете и справке УФСБ России по Владимирской области. При этом суд учитывал, что спорный период не влияет на вывод о наличии у заявителя стажа государственной службы более **** лет.
Довод представителя заинтересованных лиц о том, что период службы с августа **** года по июль **** года в должностях командира **** заявителем документально не подтвержден, суд признал необоснованным, основываясь на записях в военном билете.
Судом допрошены по делу свидетели Ф. глава Кольчугинского района и председатель конкурсной комиссии, А. специалист аппарата организационного отдела Кольчугинского Совета народных депутатов, К. И. Ч.
Из показаний всех допрошенных по делу свидетелей следует, что секретарь конкурсной комиссии Я. **** года отсутствовала в период с 13 до 16 час. в кабинете № 18 администрации Кольчугинского района, где должна была осуществлять прием документов от кандидатов на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района. Правом принимать документы от кандидатов никто кроме секретаря конкурсной комиссии не обладает.
Сама свидетель Якунина Н.В. показала, что является секретарем конкурсной комиссии. **** года она появилась в кабинете №18 здания администрации Кольчугинского района лишь после 16 час. 35 мин. У кабинета встретила Митрошкина А.С. и Кудасова Д.С. Она и Митрошкин А.С. прошли в кабинет. Она приняла у него документы на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района, о чем сделала отметку в журнале с указанием времени. Полагает, что документы заявителем сданы без пропуска срока. О том, что для сдачи документов было установлено определенное время ей не сообщали. Глава района разъяснил, что она обязана принимать их в любое время, даже ночью. Иные работники конкурсной комиссии, в том числе и председатель, принимать документы от кандидатов на участие в конкурсе не вправе. **** года и **** года она принимала участие в заседаниях конкурсной комиссии и обсуждении вопроса о наличии у Митрошкина А.С. необходимого стажа для участия в конкурсе. По основному месту работы она является сотрудником кадровой службы и говорила депутатам, что необходимый стаж у Митрошкина А.С. имеется. К ее мнению не прислушались.
Из показаний М.., К., И. Ч. следует, что заявитель прибыл для подачи документов до истечения установленного времени. Доказательств, опровергающих эти показания, суду не представлено. Несвоевременность сдачи документов была вызвана независящим от Митрошкина А.С. обстоятельством – отсутствием лица, уполномоченного принять, в связи с чем суд полагает, что срок на их подачу заявителем пропущен не был. Фактов не полного представления заявителем документов на участие в конкурсе или нарушения правил их оформления судом не установлено.
Довод о наличии в других кабинетах администрации Кольчугинского района сотрудников, к которым Митрошкин А.С. мог обратиться по вопросу подачи документов, обоснованно не принят судом, поскольку в их компетенцию осуществление приема документов от кандидатов на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Кольчугинского района не входит.
В соответствии со ст. 55, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
При изложенных обстоятельствах, подтвержденных в соответствии со ст. 55, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанными средствами доказывания суд правильно признал оспариваемое решение незаконным. Принимая решение, суд обоснованно отметил, что приостановление действия оспариваемого решения не требуется, так как признание решения незаконным предполагает утрату им юридической силы и прекращение его действия. Возложение на конкурсную комиссию обязанности допустить Митрошкина А.С. до участия в конкурсе находится за рамками рассматриваемых судом требований и невозможно без оспаривания результатов конкурса. Заявитель не лишен права оспаривать результаты конкурса в целом.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права и переоценке доказательств, они не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Нарушений норм права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Кольчугинского, глава Кольчугинского района – без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи: Самылов Ю.В.
Сергеева С.М.