определение № 33-3401/2011 от 04 октября 2011 года по кассационной жалобе Рузиной В.А. на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 29 августа 2011 года



Дело № 33 – 3401/2011                Докладчик Самылов Ю.В.

                            Судья Агашина М.Ю.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Самылова Ю.В. и Гришиной Г.Н.,

при секретаре Берченёвой М.В.,

рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 04 октября 2011 года дело по иску Рузиной В.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Меленковском районе Владимирской области о включении периодов работы в льготный стаж и назначении трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста

по кассационной жалобе Рузиной В.А. на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 29 августа 2011 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Меленковском районе включить Рузиной В.А. в льготный медицинский стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста период работы с **** года по **** г. в должности **** в Тургеневской участковой больнице Меленковской ЦРБ.

    Рузиной В.А. отказать в удовлетворении исковых требований в части:

    - возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Меленковском районе обязанности включить в льготный медицинский стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста периоды работы:

    - с **** по **** в должности **** МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района «Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов»

    - с **** года по **** г. в должности **** ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения»

    - и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости как медицинскому работнику с даты обращения за ней.

Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Рузиной В.А., просившей об отмене решения в обжалуемой части, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Рузина В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Меленковском районе Владимирской области с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что при обращении в ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Меленковском районе Владимирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, получила отказ. При этом ответчик отказался включить в специальный стаж периоды работы в должности **** в Тургеневской участковой больнице Меленковской ЦРБ, т.к. на лицевом счете не отражена доля ставки, в должности палатная медицинская сестра ОГУСО «Меленковский комплексный центр социального обслуживания населения», поскольку учреждение не поименовано в списках должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781.

В связи с незаконностью данного отказа, просила включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с **** года по **** года в должности **** в Тургеневской участковой больнице Меленкоской ЦРБ, с **** года по **** года в должности ****                               МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района» Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», с **** года по **** года в должности **** ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику с даты обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истец Рузина В.А. свои требования поддержала в полном объеме, дополнив, что после организации Комплексного центра социального обслуживания населения в **** году ей было известно, что указанное учреждение не поименовано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ     № 781 от 29 октября 2002 года, однако полагала, что поскольку характер ее работы не изменился и она продолжает выполнять обязанности медицинской сестры, то пенсия ей будет исчисляться на льготных основаниях за осуществление медицинской деятельности. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Меленковском районе по доверенности - Струк Н.С. иск не признала, в обоснование возражений указав, что период работы Рузиной В.А. с **** года по **** г. в должности **** в Тургеневской участковой больнице Меленковской ЦРБ не был включен в льготный стаж, поскольку при обращении в Пенсионный фонд на ее лицевом счете не была отражена доля ставки. Так как в настоящее время корректирующие сведения за указанный период переданы в УПФ, полагала данный период подлежащим включению в льготный стаж, поскольку и должность медицинская сестра и учреждение, в котором Рузина В.А. в указанный спорный период работала, поименованы Списком учреждений и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года.

Вместе с тем считала правомерным отказ Пенсионного фонда во включении Рузиной В.А. в льготный стаж остальных спорных периодов: с **** года по **** года в должности **** МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района «Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», с **** года по **** г. в должности **** ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения», поскольку указанные учреждения в Списке не поименованы. По мнению представителя ответчика, работа в должности **** в указанных учреждениях не дает истцу право на назначение досрочной пенсии. Полагала, что без указанных периодов у Рузиной В.А. отсутствует достаточный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Рузина В.А. просит отменить решение суда в части отказа в возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Меленковском районе обязанности включить в льготный медицинский стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста периоды работы: с **** года по **** года в должности **** МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района «Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; с **** года по **** г. в должности **** ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения». Кассатор считает, что суд неправильно истолковал закон подлежащий применению в данном случае, а также не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Кассационное рассмотрение дела проведено без участия представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Меленковском районе Владимирской области, представителя ОГУСО «Меленковский комплексный центр социального обслуживания населения», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении).

Решение суда в части включения в специальный стаж работы Рузиной В.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы с 1 января 2003 года по 30 июня 2004 года в должности медицинской сестры в Тургеневской участковой больнице Меленковской ЦРБ лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений части 2 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от                  17 декабря 2001 N 173-ФЗ года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с представленными полномочиями Правительство РФ Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, поименована должность «****». Однако учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» данным Списком не предусмотрено.

Постановлением Главы администрации Владимирской области от                                5 июля 1997 года № 424 в целях дальнейшего совершенствования организации социального обслуживания населения Владимирской области в соответствии с Федеральными законами от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", было утверждено Примерное Положение о комплексном центре социального обслуживания населения. Главам местного самоуправления городов и районов в целях более комплексного оказания различных видов социальной помощи населению с учетом их нуждаемости в социальных услугах, рекомендовано привести структуру муниципального центра социального обслуживания в соответствие с Примерным положением о комплексном центре социального обслуживания населения.

Постановлением Главы Меленковского района от 6 апреля 2004 года                   № 278 во исполнение указанных выше положений, с 1 апреля 2004 года создано муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Меленковского района Владимирской области. Помещение имущества Тургеневской участковой больницы закреплено за МУ на праве оперативного управления.

Как следует из материалов дела, приказом № **** от **** года Рузина В.А. была принята в порядке перевода с **** года в Тургеневское отделение временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов на должность палатной медицинской сестры.

Судом установлено, что с **** года МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Меленковского района переименован в ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения».

С **** года данное учреждение переименовано в ОГУСО «Меленковский комплексный центр социального обслуживания населения», где Рузина В.А. работает в должности медицинской сестры палатной по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, информацией из индивидуального лицевого счета.

Поскольку трудовую деятельность в должности медицинской сестры    Рузина В.А. осуществляла в учреждениях, находящихся в сельской местности, стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, должен составлять не менее 25 лет.

Письмом Минтруда РФ от 05 января 2003 года № 30-ГК утверждена номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее Номенклатура). В соответствии с Номенклатурой учреждения социального обслуживания подразделяются на специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные учреждения социального обслуживания и иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них.

«Комплексный центр социального обслуживания населения» согласно Номенклатуре (п. 2.2.) относится к комплексным учреждениям социального обслуживания.

Анализ перечня учреждений социального обслуживания населения, указанного в Списке и Номенклатуре, показывает, что комплексные учреждения социального обслуживания в Список не включены.

Так, к учреждениям социального обслуживания, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Списком отнесены: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной адаптации для лиц без определенного мест жительства и занятий.

Поскольку работа Рузиной В.А. с **** года по **** года в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района «Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», с **** года по **** г. в ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» не является работой в учреждениях, поименованных в Списке, суд обоснованно полагал отказ Управления Пенсионного фонда во включении в специальный стаж спорных периодов правомерным.

Меленковский комплексный центр социального обслуживания населения является областным государственным учреждением социального обслуживания. В соответствии с п. 1.1 Устава областного государственного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» он предназначен для оказания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходимых социальных услуг на дому, стационарного и полустационарного обслуживания, срочной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

-Выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными организациями;

-Дифференцированный учет всех лиц (составление "банка данных"), нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления.

-Определение конкретных видов и форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию, материально- бытового положения;

-Оказание социально-медицинских, социально- бытовых, социально- психологических и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам;

-Внедрение в практику новых видов и форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий.

-Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки нуждающимся гражданам и координация их деятельности в этом направлении.

В структуру Учреждения включены отделения социального обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Ни одно из вышеуказанных отделений, как и «Комплексный центр социального обслуживания населения» не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы.

Довод истца о возможности установления судом тождественности функций учреждений социального обслуживания, в которых работала истец в спорные периоды, тем учреждениям, которые поименованы в Списках, с целью включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, суд верно признал ошибочным.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также списками работ профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

При этом, разрешая возникший спор, судом правомерно учтено, что МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», куда поступила на работу Рузина В.А. из учреждения здравоохранения - Тургеневской участковой больницы, был организован в 2004 году, то есть после принятия Правительством РФ Постановления № 781, которым и были утверждены вышеназванные Списки.

Следовательно, суд верно указал, что в конкретном случае имело место не переименование учреждения здравоохранения, в котором работала Рузина В.А. в должности медсестры (Тургеневской участковой больницы), а создание учреждения социального обслуживания населения. Поименовав данное учреждение «Комплексным центром социального обслуживания населения», тем самым организаторы не отнесли его к учреждениям социального обслуживания, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии и которые поименованы в действующих Списках.

Ссылку на то, что фактически выполнявшаяся истцом в спорный период работа соответствовала функциональным обязанностям медицинского персонала в учреждениях социальной защиты населения, которые предусмотрены указанным Списком, нельзя признать состоятельной, поскольку ранее действовавшее, так и действующее законодательство, равно как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», не предусматривают возможности установления тождественности наименования одной должности другой, как и наименование одного учреждения другому. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество профессий, должностей, специальностей и учреждений, тем профессиям и учреждениям, имевшим ранее иные наименования, не предусмотренные Списками или Перечнем, наименованию должности и учреждению, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Таким образом, утверждения истца о тождественности характера работы и направленности деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения, таким учреждениям, как «Дом милосердия», «Дом-интернат для инвалидов и престарелых», с целью зачета спорных периодов в специальный стаж, противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Анализ норм пенсионного законодательства и обстоятельств дела позволил суду полагать, что периоды работы Рузиной В.А. в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Меленковского района «Тургеневское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», в ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» не могут быть зачтены в специальный стаж.

При исключении спорного периода из специального стажа Рузина В.А. не имеет необходимого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с чем, отсутствуют основания для признания за ней права на досрочную трудовую пенсию.

Суд рассмотрел спор, исходя из представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку, возражения и доводы сторон проверены в полном объеме, верно установлены юридически значимые обстоятельства и учтены положения действующего пенсионного законодательства, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные ст. ст. 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятого судом решения.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Меленковского районного суда Владимирской области от                          29 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу                                        Рузиной В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                    Р.Е. Судакова

Судьи                                Ю.В. Самылов

Г.Н. Гришина