33-3340/2011 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Одинцова Н.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Берченёвой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 29 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г. Коврова Овчинниковой Л.В. на основании доверенности, на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 12 августа 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Перминова Д.Ф. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Коврова, выразившееся в непредставлении Перминову Д.Ф. ответа на его заявление от 09 июня 2011 года о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Возложить на администрацию города Коврова обязанность рассмотреть заявление Перминова Д.Ф. от 09 июня 2011 года о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на заседании жилищной комиссии вынести постановление исполнительно-распорядительного органа о включении его в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, направить протокол заседания жилищной комиссии и постановление исполнительно-распорядительного органа по данному вопросу в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области для открытия финансирования.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Перминов Д.Ф. обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с иском к администрации г. Коврова о признании незаконным отказа в предоставлении денежной выплаты на приобретение жилья, обязании направить в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области сведений для включения его в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07 мая 208 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Просил обязать ответчика принять заявление о получении единовременной выплаты, включить его в список граждан-получателей единовременной выплаты, представить Департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области протокол заседания жилищной комиссии по рассмотрению его заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и постановление органа местного самоуправления по данному вопросу.
Также Перминов Д.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Коврова, выразившегося в непредставлении ответа на его заявление от 09 июня 2011 года.
Определением суда от 12 августа 2011 года указанные гражданские дела соединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований истец указал, что имеет право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, в выделении которой администрацией г. Коврова ему отказано. При этом поданное им заявление о выделении указанной выплаты от 09 июня 2011 года рассмотрено администрацией г. Коврова только 10 августа 2011 года, то есть с превышением установленного законом срока рассмотрения обращений граждан. Полагает действия администрации незаконными.
Перминов Д.Ф., извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель Перминова Д.Ф. – Клочок Т.Д. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации г. Коврова Терентьева К.С. возражала против удовлетворения заявленных требования. Ссылалась в обоснование на то, что постановлением администрации г. Коврова от 27 мая 2011 года Перминов Д.Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. 30 мая 2011 года Перминову Д.Ф. разъяснено право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. 31 мая 2011 года сведения о принятии Перминова Д.Ф. на указанный учет направлены в Департамент социальной защиты администрации Владимирской области. 09 июня 2011 года от Перминова Д.Ф. поступило заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако данное заявление не может быть рассмотрено на соответствующем заседании жилищной комиссии, поскольку денежные средства, выделяемые в качестве субвенций из федерального бюджета, на эти цели в бюджет муниципального образования г. Ковров не поступали. Подтвердила, что заявление Перминова Д.Ф. от 09 июня 2011 года рассмотрено 10 августа 2011 года. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал также, что для перечисления субвенций на выплату Перминову Д.Ф. денежных средств на строительство или приобретение жилья в департамент должен быть направлен протокол заседания жилищной комиссии. До настоящего времени необходимые документы в Департамент не поступали.
Представитель Департамента социальной защиты населении администрации Владимирской области, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Сообщил также, что 27 мая 2011 года Перминов Д.Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 27 июня 2011 года – внесен в реестр граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация г. Коврова ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права.
Кассационное рассмотрение проведено без участия истца Перминова Д.Ф., представителей администрации г. Коврова, Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, которые извещены о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с требованиями части 2 ст. 354 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
На основании ч.1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
На территории Владимирской области Порядок обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан в рамках вышеуказанных положений Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, регулируется Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 июня 2006 N 450.
В соответствии с п. 5 Порядка от 23 июня 2006 N 450 формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, принявшими на учет этих граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сроки, определенные Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", по форме согласно приложению N 1. Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии.
В силу п. 6, 8 Порядка от 23 июня 2006 N 450 гражданин, изъявивший желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии, представляет в орган местного самоуправления, в котором он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в сроки, определенные Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", заявление по форме согласно приложению N 2. Для открытия финансирования муниципальные образования представляют департаменту строительства и архитектуры протокол заседания жилищной комиссии о выделении субсидии на приобретение жилья и постановление исполнительного органа местного самоуправления по данному вопросу.
Таким образом, вышеуказанными положениями, на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию от граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявлений о выделении им субсидии на приобретение жилья, рассмотрению указанных заявлений на заседаниях жилищных комиссий, с последующим направлением протокола заседания такой комиссии в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Указанные действия органа местного самоуправления являются основанием к выделению гражданину денежных средств на приобретение жилья.
Установлено, что решениями Ковровского городского суда от 03 августа 2010 года и 29 марта 2011 года Перминов Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении, и на администрацию г. Коврова возложена обязанность поставить Перминова Д.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответственно.
27 мая 2011 года постановлением администрации г. Коврова № 1102 утверждено решение жилищной комиссии о постановке участника Великой Отечественной войны Перминова Д.Ф. на указанный учет.
09 июня 2011 года Перминов Д.Ф. обратился в администрацию г. Коврова с заявлением о предоставлении ему единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Однако в установленном порядке заявление Перминова Д.Ф. не рассмотрено и соответствующие документы для выделения ему субсидии на приобретение жилья в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией г. Коврова допущено нарушение действующего законодательства, регулирующего порядок обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Перминова Д.Ф. в части возложения на администрацию города Коврова обязанности, рассмотреть его заявление от 09 июня 2011 года вынести постановление о включении его в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, направить протокол заседания жилищной комиссии и постановление по данному вопросу в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области для открытия финансирования.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении администрацией г. Коврова порядка рассмотрения обращения Перминова Д.Ф. от 09 июня 2011 года.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 2 Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ст. 12 Закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что 09 июня 2011 года Перминов Д.Ф. обратился в администрацию г. Коврова Владимирской области с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Указанное обращение Перминова Д.Ф. рассмотрено администрацией г. Коврова за пределами установленного Законом срока – 10 августа 2011 года.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требования Перминова Д.Ф. в указанной части.
Доводы кассационной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на иной, неправильной оценке исследованных судом доказательств, и о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в кассационном порядке, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика администрации г. Коврова Овчинниковой Л.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
С.М. Сергеева